160
161
162
163
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ•шшшштПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ^НВ современных автомобилях немало устройств пассивной безопасности. А если их возможности исчерпаны, но авария все же неминуема? Нередко на пути потерявшего управление автомобиля оказывается опора моста, эстакады, столб освещения или линии электропередачи. А ведь, например, торцевая часть разделительно-оградительного металлического бруса запросто раскроит легковушку, оставив седокам мало шансов. Как сделать, чтобы опасные дорожные препятствия, наоборот, помогали сохранить жизнь водителю и пассажирам? В США и Европе демпфирующие конструкции начали использовать еще в 1969 году, когда ремни и подушки безопасности были гораздо менее распространены, чем сейчас. Их применение, кстати, позволило снизить количество ДТП с летальным исходом с 60 до 12%. Внешне дорожное демпфирующее устройство напоминает металлический пенал с закругленным торцом. Боковые стенки - телескопические - перемещаются относительно друг друга по направляющим, закрепленным на полотне дороги. Внутри пластиковые кассеты-картриджи с особым наполнителем, которые деформируются, смягчая удар при наезде. После срабатывания демпфер сохраняет до 70% работоспособности, а в исходное состояние его можно привести менее чем за 30 минут, растянув тросом и заменив демпфирующие блоки.По инициативе московской корпорации «Строй Инвест Проект М» в ноябре 2004 года на Дмитровском автополигоне (НИЦИАМТ) были проведены контрольно-демонстрационные испытания дорожного демпфера, изготовленного в США. Начиненный измерительной аппаратурой ГАЗ-2410 общей массой около 1300 кг на скорости 76,1 км/ч врезался в препятствие. Даже беглый осмотр после удара убедил в эффективности устройства. Повреждения передней части оказались гораздо менее серьезными, чем при наезде на неподвижное препятствие. Впечатления осмотра подтвердили результаты замеров. Перегрузки внутри автомобиля не превысили 15 д, тогда как прифронтальном ударе в бетонный куб допустимый порог определен в 80 д! Изготовители утверждают: устройство способно безопасно принять удар объекта массой до 2200 кг, движущегося со скоростью около 110 км/ч. По словам председателя Московской городской думы Владимира Платонова, присутствовавшего на тесте, такие устройства в качестве эксперимента установят на третьем транспортном кольце и Московской кольцевой автодороге. Стоимость одного сооружения, правда, немаленькая - около 17 тыс. долларов. Однако часть затрат могли бы взять на себя страховые компании, напрямую заинтересованные в снижении травматизма при ДТП.«Складное» ограждение нанесло «Волге» относительно небольшие повреждения. 160 За рулем 02/2005Внутри телескопической металлической конструкции -демпфирующий наполнитель. НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯФОРМУЛА БУДУЩЕГОС каждым годом экологические требования к транспорту становятся все жестче. Не только бензиновые, но и дизельные двигатели давно оснащают нейтрализаторами в системе выпуска. Новейшие дизели получили и сажевый службы фильтр DPF (Diesel Particulate Filter). Но срок его редко превышает 90 тыс. км - к этому рубежу поры фильтра забиваются зольными отложениями, образующимися при сгорании масла. Корпорация «Эксон Мобил» (Exxon Mobil), производитель масел Mobil 1, разработала новую формулу ESP (Emission System Protection) для синтетического масла 5W30. Оно предназначено в первую очередь для дизельных двигателей, но может использоваться ив бензиновых. Главное достоинство ESP - защита нейтрализатора и сажевого фильтра. Оно ориентировано на стандарт 2012 года и формирует так называемый класс Low SAP (Sulphated Ash, Phosphorous, Sulphur) Oils масел с низким содержанием сульфатов, фосфора и серы, отравляющих нейтрализатор. К тому же его проще утилизировать благодаря низкому содержанию хлоСостояние сажевого фильтра в системе выпуска после 90 тыс. км пробега: А - загрязнения; Б - фильтрующий элемент. ра. Mobil 1 ESP отличается высокой устойчивостью к окислению: выдерживает тест на алюминиевой пластине в течение 180 минут при 330°С (поколение Mobil 1 1996 года выдерживало 90 минут при 300°С) и омологировано ведущими мировыми автопроизводителями, среди которых «Порше», «Фольксваген», БМВ, «Мерседес» и «Дженерал моторе». Масло ESP 5W30 «Эксон Мобил» будет выпускать параллельно с прежними марками «синтетики». При переходе на новую формулу промывать систему смазки не потребуется ESP совместимо с предшественниками.MobilНа правах рекламыудов^п'женипозволить себеС ФИНВАЛ Вы можетедумать только о движенииОфициальные дистрибьюторы продукции FinwhaleМ осква : ООО АМГ- (095) 748 5245/47. ООО "КАМА-Авто' (095) 550 657&79/80: С анКТ - П еТербургООО АМГ" (812) 328 4242. ООО "КАМА-Авто ' (812) 324 8606: В ОЛГОГраД ООО Лубритекс• (8442) 488467:Е катеринбург : ооо -дмг (эдз) 24з 3680.370 9780 НижнийНовгород :ООО "Автотехимпорт" (8312) 66 7043/52: Н оВОСИбирСК : ООО 'Сибоил' (3832) 90 3885. 90 3995: Р ОСТОВ - Н а - Д ону : ООО РосАвтоПром (8632) 20 1807/08/09: С амара ООО Русская тройка ' (8462) 55 2102. ООО Авторитет" (8462) 79-29-49. 55-3764: У фа ЗАО Тоско" (3472) 64 4290. 64 4784За рулем 02/2005 161 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯСхема системы активного инфракрас ного наблюдения «Валео». Источником ИК-излучения служит галогеновая лампа.ИК-излучательBIDBIiei 18818116 81118818Камера Процессор ДисплейТРЕТИЙЧем больше на дорогах машин, тем реже удается подсветить себе путь дальним светом. А ближний, пусть и идеально отрегулированный, его не заменит. Компания «Валео» предложила интересное решение - не выключать дальнийГЛАЗсвет, а закрыть его светофильтром, пропускающим только инфракрасные лучи. В качестве излучателя пригодна обычная галогеновая лампа - она хорошо светит ив ИК-диапазоне. Встречные водители будут ви-деть только ближний свет, в то время как ИК-излучение воспринимает «третий глаз» - видеокамера, установленная за зеркалом в салоне. Полученная картинка проходит цифровую обработку, отсеивающую шумы и повышающую четкость изображения. Затем ее выводят на отдельный монитор или непосредст-венно на ветровое стекло. Эта система с активным излучателем намного чувствительнее, чем прежние пассивные тепловизоры. Инфракрасный прожектор освещает дорогу на 300 метров, причем теплые объекты (люди, недавно припаркованные машины) отчетливо видны даже у границы этой зоны.Зоны видимости: А - ближний свет фар (40-60 м); Б - ИК-наблюдение (до 300 м).БОЛЬШЕ ГАЗА-МЕНЬШЕ... СВЕТАКазалось бы, прозаичная деталь педаль газа. Давно ли она представляла собой рычаг с тросиком или тягами, качающийся на шарнире? С появлением так называемой электронной дроссельной заслонки надобность в тягах отпала, зато потребовался датчик угла наклона педали. И вот - новое слово в компьютеризации автомобилей: профессор Хемницкого университета Ян Кунцманн разработал «монолитную» педаль, внешне состоящую, казалось бы, из одной-единственной детали - хитро изогнутой упВот лишь самая малость начинки новой педали: 1 - светодиод; 2 - световод; 3 - фотоприемник. 162 За рулем 02/2005 ругой пластины из стекловолокна. Правда, провода, идущие откуда-то изнутри, наводят на мысль, что не все так просто. Оказывается, в пластину «запечен» датчик, реагирующий на ее изгиб под воздействием ноги водителя. Фирма «Фиберваре» использовала оптические технологии. Суть идеи в том, что количество света, доходящего от излучателя к приемнику, зависит от изгиба световода: круче изгиб - меньше света попадает на фотодиод. Такой датчик обещает выдержать миллионы циклов. Кроме того, в новую педаль предполагается вложить пьезоэлементы и так называемые сплавы с памятью. Первые заставят педаль ощутимо задрожать в случае чрезмерного уменьшения дистанции, вторые позволят регулировать упругость согласно индивидуальным водителя. Новинка будет гораздо дороже, чем традиционная педаль, зато вместо 1300 г она весит всего около 200 ги состоит из единственного узла вместо 13 сборочных единиц. Что касается надежности. .. Только что прошло сообщение об отзыве полутора тысяч «Астон-Мартин Вэнквиш», у которых педаль газа может на ходу просто отвалиться - одна из деталей оказалась дефектной. пожеланиям МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, АНАТОЛИЙ СУХОВСЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬЖеневский салон откроет свои двери только в марте, а поражающая воображение новинка фирмы «Ринспид» уже готова. Речь идет о концепте «Сенсо», название которого происходит от Sensitivity чувствительность. лагают они, снизится риск прозевать опасную ситуацию и попасть в ДТП. Итак, машина окружает своего хозяина хитроумными датчиками, разработанными в университетах Цюриха и Инсбрука. Идея напоминает полиграф (детектор лжи), только к водителю не тянутся провода. «Вычислив» настроение и состояние человека, компьютер с помощью специальных люминесцентных пленок фирм «Байер» и «Люмитек» создаст такую цветовую гамму интерьера, которая наилучшим образом отвечает данным телеметрии. Как ни странно, «это» еще и ездит, причем на экологически безвредном сжатом газе. Ездит быстро - «максималка» ограничена 250 км/ч. Все прояснится, если снять футуристические одежды: под ними - узлы «Порше-Бокстера S». Задний привод, оппозитный трехлитровый мотор... Мест в «Сенсо» три: водитель по центру впереди, пассажиры сзади - нечего отвлекать шофера болтовней. Ведь первую сотню на спидометре «Ринспид» разменяет уже через 5,9 с - в случае чего и цветомузыка не спасет...Идея разработчиков - создать водителю не просто комфортные условия, а поддержать его сиюминутное настроение. Тогда, по«Сенсо» поддержит водителя в радости ив печали: настоящий четырехколесный друг! На правах рекламыЬ ДЛЯБРИТЬЯ!•*SERIESЕго нужно совсем немнV * ^ fЛегко наносится на заране* увлажненную кожуv^ж?|Смягчает щетину и уменьшает трение> **»| - /9 b!vДля более гладкого и комфортного бритьяИЗМЕНИТВАШЕПРЕДСТАВЛ ~=ШШ v ИРМ/!**За рулем 02/2005 163