110
111
112
113
IIОТ ГРАНД-КАНЬОНА ДО ГРАНД-ОТЕЛЯАнатолий СуховСлова «вседорожник» и «внедорожник» звучат почти одинаково, но наполнены разным смыслом. Покупатель в основном ориентируется на имидж, поэтому большинство недорогих «джипов» - «паркетники», весьма неловкие на бездорожье. «СузукиГранд Витара» - одно из редких исключений. Комфортабельный, отвечающий современным требованиям пассивной безопасности вседорожник сохранил наиболее привлекательные черты предшественника, «Сузуки-Витара» - рамную конструкцию, понижающий ряд передач и невысокую цену (ЗР, 2002, № 10, с. 196). Но в наследство достались и некоторыеособенности, не зная которых угробите машину в два счета, даже не съезжая с асфальта. Поэтому выбирать подержанную «Гранд Витару» нужно с пристрастием, а эксплуатировать - с умом. В этом случае 15-20 тыс. долларов за четырех-пятилетний экземпляр станут разумным вложением денег.Салон до рестайлинга смотрелся несколько архаично, особенно блок управления отоплением и вентиляцией. 110 За рулем 02/2005Новый салон выполнен в стиле техно. Кондиционер уступил место климат-контролю. SUZUKI GRAND VrTARAДверь открывается влево - не очень удобно для правостороннего движения. Заднее сиденье складывается в пропорции 1:1.Перегрев двигателя может быть вызван засорением ячеек радиатора или неисправностью вискомуфты. Проверить ее несложно.ИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 1998 год. «Сузуки-Гранд Витара» пришла на смену «Витаре». Кузова - трехдверный и пятидверный, вагонной компоновки. Бензиновые двигатели: Р4, 16-кл., 1,6 л, 69 кВт/94 л.с; 2,0 л, 94 кВт/128 л.с; V6, 24-кл.; 2,5 л, 106 кВт/144 л.с Турбодизель («Мазда»): Р4, 8-кл., 64 кВт/87 л.с. Коробка передач - М5 или А4, привод - полный (подключаемый передний мост). • 2000 год. Новый турбодизель («Пежо-Ситроен»): Р4, 8-кл., 80 кВт/109 л.с • 2001 год. Семиместная версия «СузукиГранд Витара XL-7» с бензиновым двигателем V6,24-кл., 127 кВт/173 л.с Коробка передач М5 или А4. • 2002 год. Рестайлинг модели: новая панель приборов, климат-контроль, более комфортная подвеска. • 2003 год. Рестайлинг XL-7: пятиступенчатый «автомат» с электронным управлением, муфта подключения переднего моста с электроприводом, рама новой конструкции.На V-образных двигателях порой трескается гофра, соединяющая ветви выпускной систесистемы. Замена очень дорога, проще отремонтиотремонтировать деталь сваркой.Табличка возле аккумулятора поможет определить регион, для которого выпущен автомобиль. Основное внимание коду США (кроме Калифорнии) - ЕОЗ и Калифорнии - ЕЗЗ.Проходимость немного пострадала, зато тяговооруженность на высоте: XL-7 оснащают самыми мощными в гамме моторами V6 2,7 л. Несомненное достоинство «гранд витар» - японская сборка и богатая комплектация: кондиционер (с 2002-го климат-контроль), подушки безопасности, электропакет, включая центральный замок, ABS, EBD (система распределения тормозных сил между осями). Как автоматическая, так и ручная коробка передач сочетается с любым из двигателей. А вот дизельных «витар» на вторичном рынке почти нет, не поставляются они и официально. ОСТОРОЖНО: КОКС! Двухлитровые «четверки» и V6 - с цепным приводом ГРМ, гидравлическими натяжителями и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов. Поэтому двигатель требует минимум обслуживания, но малейшая грязь (кокс, низкотемпературные отложения) в системе смазки способна вывести его из строя. Стук из-под капота, как правило, уже показание к замене привода ГРМ. Дороже всего она обойдется для шестицилиндрового двигателя: три цепи, три натяжителя и шесть успокоителей. Частая смена масла предпочтительнее, чем промывки специальными жидкостями: потоки смытой грязи только ухудшат ситуацию. А интервал между ТО лучше сократить с 15 до 10 тыс. км. С хорошими маслами и фильтрами эти двигатели служат более 400 тыс. км без особых затрат. Пятидверке вполне достаточно двухлитроЗа рулем 02/2005 111н Пятидверная версия - самая распространенная на рынке. Золотая середина между комфортом, вместимостью и проходимостью. Полноценный п пятиместный автомобиль.ПО ОДЕЖКЕ По сравнению с предшественницей «Гранд Витара» воспринимается куда более респектабельно. При этом не стали жертвовать геометрией: клиренс - 195 мм, угол въезда - 34°, съезда - 31. Основная масса машин на рынке - пятидверки с бензиновыми двигателями 2,0 или 2,5 л (см. Историю модели). Трехдверных в России официально продавали заметно меньше и лишь с моторами 1,6 л (двухлитровые везли из-за рубежа). «Бюджетный» вариант - «Шевроле-Треккер», американский двойник «Гранд Витары» (дешевле ее на 1,5-2 тыс. долларов). Основные отличия - бедные отделка и комплектация (с ручными стекло-подъемниками, нет иммобилайзера и пластикового обвеса). Основные же агрегаты остались без изменений. Везут из Америки и родные «витары», причем цены очень привлекательны - в среднем на 1000 долларов дешевле, чем из России или Европы. Но, покупая на грош пятаков, можно прогореть: сервис на просторах США порой не лучше, чем в российской глубинке, да и масла зачастую рассчитаны на моторы 60-70-х годов. К тому же многие машины приходят с «убитой» трансмиссией. Самые дорогие «гранды» - XL-7. По сравнению с пятидверками их база увеличена на 600 мм, а сзади добавились два сиденья и второй кондиционер. SUZUKI GRAND VITARA Трубка кондиционера, проходящая по усилителю передка, через несколько зим начинает гнить возле хомутов. Периодический осмотр и защита поврежденных мест антикором продлят ей жизнь. В передней подвеске чаще всего придется заниматься втулками и стойками стабилизатора. Боковой удар может погнуть поворотный кулак или рычаг (последний меняют в сборе с опорой). Стрелкой показан номер рамы.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, долл. США 125 250 960 210 500/400 850 530 220 420/155 1350/660 90 380 20/100 180 300 650 550 350Ремень ГРМ с натяжителем (двиг. 1,6 л} Комплект из цепи, натяжителя и успокоителя (двиг. 2,0 л) Комплект цепей, натяжителей и успокоителей (двиг. 2,5 л) Муфта включения вентилятора двигателя Комплект сцепления (двиг. 2,0 л/24 л) Дифференциал переднего моста Правый внутренний ШРУС Диафрагма вакуумного привода включения переднего моста Передние тормозные диски/колодки (комплект) Рулевая рейка/насос ГУР Наружный наконечник рулевой тяги Рычаг передней подвески Комплект втулок/стоек стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески Подшипник полуоси Крыло переднее Капот Передний бампер ФараЗадняя подвеска надежна и неприхотлива: неразрезная балка и пять направляющих тяг. Карданная передача и задний мост тоже не доставляют проблем.Брызговики сзади крайне желательны: пластиковые локеры не защищают глубокие полости от грязи. Особенно важна защита слева, где проходит проводка бензонасоса.Благодарим авторизованный техцентр «АИДА» за помощь в подготовке материала. фальтовых ралли» ждет заслуженное наказание - многодневный визит в сервис. В России на «гранд витарах» первых лет выпуска отказавший дифференциал переднего моста заменяли по гарантии ставили усиленный. У него вместо серого (заводского) герметика по разъему картера виден красный. Автомобили из США под гарантию не подпадали, ремонтировать их придется за свой счет. Впрочем, дифференциал с «усиленными» зубьями включения (с апреля 1999 года на всех машинах) не снимает повышенных нагрузок с трансмиссии, а передает их дальше, на шлицевое соединение с валом ШРУСа. Оно-то и начинает разбалтываться у «забывчивых» водителей. Течь по сальнику правого внутреннего шарнира - серьезный звонок. Заменой уплотнения тут не обойтись, менять придется и дифференциал, и ШРУС. Возможно, понадобится и разборка раздаточной коробки для замены вытянувшейся цепи. Экспресс-диагностика трансмиссии несложна: на грязи или песке включаем на ходу передний мост и выворачиваем руль до упора влево. Стук - показание к «вскрытию». Если передний мост не включается (лампочка продолжает мигать), вычислить неисправность можно и самому. Для этого, полностью вывесив автомобиль, отсоединяем трубку подачи возду-вого мотора, более дешевого в эксплуатации, чем V6. «Шестерка» с МКП - гремучая смесь: колеса порой проворачиваются даже на сухом асфальте. Здесь более уместен «автомат», которым оснащено большинство машин. Мотор 1,6 л, простой и надежный модернизированный агрегат старой «Витары». Гидрокомпенсаторов нет, а распредвал приводится ремнем, который меняют каждые 100 тыс. км вместе с роликом-натяжителем. Трехдверке этого мотора вполне хватает, даже с «автоматом». Двухлитровая версия - скорее для любителей «позажигать». Авто из Калифорнии оснащены сложной системой рециркуляции (EGR) для выполнения местных норм токсичности. В России такие чувствуют себя не лучшим образом: закисание клапанов вызывает отказ системы и сигнал «Check Engine». Ездить так можно, но техосмотр не пройти. Другая проблема недогрев двигателя: штатный термостат, рассчитанный на калифорнийскую жару, начинает открываться при 82°С. У нас его стоит заменить на 87- или 92градусный (температура промаркирована на корпусе). Перегрев обычно вызван засорением радиаторов (двигателя и кондиционера). Промывка восстанавливает тепловой баланс двигателя. Если дошло до ки112 За рулем 02/2005пения, может лопнуть верхний бачок радиатора (его можно заменить более прочным алюминиевым, российского изготовления). Иногда причина перегрева - отказ вискомуфты. Проверить ее просто: на холодном двигателе вентилятор должен вращаться свободно, от руки, а на горячем (конечно, остановленном) - не проворачиваться. Термостат и водяной насос достаточно надежны, антифриз меняют каждые 50 тыс. км. ГЛАВНЫЙ ПРИВОД - ЗАДНИЙ Основная проблема «витар», вернее, их владельцев, - несоблюдение правил эксплуатации. У автомобилей нет межколесного дифференциала: передний и задний мосты жестко связаны между собой. На бездорожье полный привод только плюс, а вот при хорошем сцеплении с дорогой - верный способ убить трансмиссию. Передний мост подключают лишь в грязи или в глубоком снегу (можно на скорости до 100 км/ч). Второе обязательное условие - одинаковые колеса на обеих осях, в том числе и по степени износа. Наконец, алюминиевый картер переднего моста стоит сразу защитить стальным поддоном. Водителя, который не обращал внимания на желтую лампу включенного передка и разыгравшийся аппетит машины, через несколько месяцев «ас- SUZUKI GRAND VITARAха от муфты переднего моста (на фото справа), включаем Передачу и подаем воздух ртом к муфте (высокое давление, например, от компрессора, недопустимо - это приведет к разрыву диафрагмы). Если передние колеса пришли в движение, муфта исправна. Если воздух уходит, а колеса не крутятся, разорвана диафрагма привода. Затем проверяем работу компрессора (подается ли воздух?) и, наконец, состояние магистралей. Бывает, что зимой в трубках замерзает конденсат, поэтому периодически продувайте их резиновой грушей. Чтобы «раздатка» работала долго и безотказно, включать ее следует при выжатом сцеплении или на ровном газу и ни в коем случае не применять силу иначе заклинит коробку или, наоборот, передача начнет вылетать на бездорожье. В целом срок жизни трансмиссии определяется не столько состоянием дорог, сколько квалификацией водителя. При соблюдении приведенных рекомендаций «Витара» не надорвется даже на тяжелой работе - и катер на берег вытянет, и груженый прицеп в гору затащит, и до охотничьей заимки довезет. Коробки передач служат без нареканий. Сцепление выдерживает, как правило, от 30 до 100 тыс. км, в зависимости от стиля езды и мощности мотора.Масло во всех агрегатах трансмиссии меняют каждые 40 тыс. км: 75W90 для мостов и МКП, Dexron III для АКП. Срок службы деталей подвески и ходовой части вполне приемлемый: шаровые опоры - 100-130 тыс. км, рулевые наконечники - около 100 тыс. км, пружины (если не сломаете их от перегрузки) - более 200 тысяч. На «витарах» до 2000 года может подтекать магистраль высокого давления ГУР. Здесь важно вовремя заметить падение уровня жидкости. Если насос начнет перекачивать воздух, скоро придется менять и его, и изношенную рейку. После 2000 года проблема исчезла. •Двухлитровый двигатель - оптимум для пятидверки. Он надежен Стальная защита картера переднего моста обязательна. А любителям бездорои сравнительно недорог в обслуживании. Распорка между стойжья стоит продлить ее до кронштейна «раздатки» - им часто цепляют препятками подвески - в штатной комплектации. ствия. Стрелкой показана трубка привода включения моста. ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАБОТЫ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Затраты, рубли, нормочасы*Диагностика электронных систем автомобиля Диагностика состояния ходовой и подвески Замена ремня ГРМ с натяжителем (двиг. 1,6 л) Замена цепей ГРМ с натяжителями и успокоителями (двиг. 2,5 л) Замена муфты включения вентилятора двигателя (P4/V6) Замена свечей (двиг. 2,0 л/2,5 л) Замена сцепления (двиг. 2,0 л/2,5 л) Замена дифференциала переднего моста Замена правого внутреннего ШРУСа Замена диафрагмы вакуумного привода включения переднего моста Замена комплекта передних тормозных колодок / дисков Замена рычага передней подвески Замена втулок/стоек стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески Замена подшипника полуоси заднего моста Замена рулевой рейки Замена рулевого наконечника Регулировка углов установки колес Замена передней трубки кондиционера + заправкаХтоимость нормочаса в Москве - 30-35 долл. США.900 830 3,5* 11,8* U*/2,0* 0,4*/0,6* 6,6*/6,6* 6,0* 1,5* 6,5* 1.2V2.0* 1,5* 0,8*/0,8* 2,7* 3,5" 1,2" 1800 1,5* + 1250Трехдверная «Гранд Витара» - для четверых без багажа или для двоих с вещами. Двухлитровый мотор наделяет «мирную зверушку» бойким нравом. За рулем 02/2005 113