164
165
Январь 1942-го. На Минском шоссе ГАЗ-АА предвоенного производства - участник битвы под Москвой.ПОЛТОРЫ СУДЬБЫСергей Канунниковсрвыи по-настоящему массовый отечественный автомобиль - 1,5-тонный ГАЗ-АА начали выпускать в январе 1932 года. Первые машины несли марку НАЗ (город еще был Нижним Новгородом). А до них, с 1930-го из импортных деталей в Нижнем на заводе «'Гудок Октября» и в Москве (завод имени КИМ - позднее МЗМА и АЗЛК) собирали «форды-АА». По сравнению с прототипом отечественный ГАЗ несколько изменили. На нем были установлены четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 3,3 л, развивавипгй 40 л.с. (позднее - 42 л.с.) и четырехступенчатая коробка передач. Грузовик, достигавший скорости 70 км/ч, слыл очень неприхотливым, простым в обслуживания и ремонте. После очередной модернизации в 1938 году (небольшие измене164ния в конструкцию грузовиков вносили постоянно), когда мощность двигателя возросла до S0 л. с, автомобиль получил индекс ГАЗ-ММ. Однако «в быту» и даже в милицейских документах машину называли, как правило, попрежнему; а зачастую именовали просто полуторкой, то есть грузоподъемностью 1,5 т. В 1930-х ГАЗ был самым распространенным автомобилем в СССР. В Красной Армии в июне 1941-го числилось более 151 тысячи машин. На базе полуторки делали немало модификаций: самосвалы ГАЗ-410 (раннее название ГАЗ-С1), 17-местные автобусы ГАЗ-03-30, санитарные фургоны ГАЗ-55, газогенераторные. Они работали на древесных чурках. Выбирали, как правило, березу или осину - они давали много тепла и мало смолы. После розжига «печки» ждали, когда поднимется давлениегаза, потом пускали двигатель. Запаса чурок хватало максимум на 80 км. А скорость ГАЗ-42 не превышала 40 км /ч. На базе ГАЗ-ММ делали полугусеничные машины (до 1942 года), трехосный ГАЗ-AAA и штабной автобус на его основе - ГАЗ-05-193. Во время войны выпускали полуторки с упрощенной кабиной из фанеры, с одной фарой, а часть машин даже без дверей. ГАЗ-ММ строили в Горьком до 1947 года, то есть полуторка продержалась на конвейере полтора десятилетия. В ее судьбе - и первые пятилетки, и война, и восстановление народного хозяйства... С 1947-го по 1950-й машину выпускали в Ульяновске. Полугорки работали еще в начале 1960-х, их немало сохранитесь и до наших дней. Всего изготовили около 1 млн. полуторок, во время войны - более 102 тысяч. • ^П^вИ•н•-мАВТОМОБИЛИ ПОБЕДЫ: ГАЗ-ААСанитарных ГАЗ-55 с калориферным отоплением салона в 1938-1945 гг. изготовили более 9 тысяч.ФРОНТОВОЙ ШОФЕР АНДРЕЙ КИРСАНОВЛс рей Техничками на «Дороге жизни» через Ладогу работали в основном полуторки, переделанные в простенькие фургоны. рович мом этогоистая старые подшивки «За рулем», ищем рассказы о шоферах, прошедших Великую Отечественную. В одном из номеров1960 года на глаза попалась заметка обАндрее Кирсанове - общественном инспекторе (и такое тоже было). Водитель пятидесятилетним в ту пору стажем, АндВладиминачалсвою автобиографию (в прясмысле слова)еще до первой мировой, когда приехал из станицы Кочетковской в Новочеркасск и навсегда влюбился в автомобили. Начинал с «Рено», на нем пошел в бой «за царя и отечество». После «француженки» были другие «иностранки», а в начале 30-х появилась и первая советская машина - ГАЗ-АА. Сколько грузов на ней перевез Андрей Кирсанов! Профессия шофера, да еще водителя грузовика, в те годы по популярности не знала себе равных. Двадцать второго июня 1941 года Кирсанов добровольно пришел в военкомат. Определили его, естественно, в автобат,illL3'•••мвяite.~.г^ лит. «^HftBBi <i •водить доверили санитарный фургон на базе того же ГАЗ-АА. И раненых вывозил под артобстрелом, и от немецких самолетов-штурмовиков уходил - да много чего было за долгих четыре военных года. Если бойцы видели его фургон с красными крестами на бортах, знали, что все в порядке, что будем жить - Андрей обязательно довезет до госпиталя. Не раз и не два смотрел КирсановI,fя1'53смерти в лицо, но выжил донской казак, хоть и был ранен не однажды. А после войны вернулся Андрей в свой Новочеркасск, и - опять крутить баранку. Вначале был ГАЗ, потом «УралЗИС». ВосстанавлиГАЗ-AAA военного образца - с упрощенной кабиной и одной фарой - идет с горьковского конвейера на фронт.вал страну, растил детей, учил молодых водить грузовики... А к воинским наградам вскоре прибавился почетный знак «Отличник автотранспорта Советского Союза». п За рулем 02/2005 165