94
96
97
ЭКОНОМИКАПРОГНОЗ НА ЗАВТРАБЕНЗИНОВЫЙ РАЗВОДПАндрей Морозов рошлогодние темпы роста цен на бензин заставили волноваться не только потребителей топлива. Шутка ли - по поводу аппетитов нефтяников выступил сам Президент России! Но может ли авторитет даже главы государства остановить дальнейший рост цен на топливо уже в нынешнем году? СМЕШНОЕ НАКАЗАНИЕ О невероятном росте цен на бензин заговорили уже весной, почти год назад. Именно тогда министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «в России существует картельный сговор, в котором участвуют семь крупнейших нефтяных компаний». В подтверждение этого несколько месяцев спустя Федеральная антимонопольная служба раскрыла и обнародовала факты сговора нефтяных компаний при установлении цен на автомобильное топливо. Правда, местного значения.Началось выявление «заговорщиков» с южных окраин России — Ставрополья и Астраханской области, затем в их число попали еще несколько регионов. Но не будем забывать, что согласованность действий двух или более компаний надо доказывать в суде, имея аналитические заключения. На эти случаи у владельцев розничных сетей есть набор контраргументов, а посему прошедшие судебные процессы сработали лишь на данные регионы, а принятые решения можно оценить как «условно-показательные» не более. Такого рода «карательные меры» никого не остановили, да и не могли остановить. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал наказание, предусмотренное в таких случаях законом (штраф в размере 5000 МРОТ), просто смешным «в сравнении с теми сверхприбылями, которые нефтяники получали в результате сговора».РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН АИ-92Долл. США/литр 0,8Уже весной аналитики предсказывают новый рост цен на топливо.Представители нефтяной отрасли вяло выступали против обвинений в свой адрес. Вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун вообще считает, что «чем выше цена на бензин, тем выгоднее государству». Ведь тогда в казну идет больше налогов... А еще он утверждал, что производство бензина не поспевает за растущим спросом. «Автомобилей становится больше, чем мы способны заправлять. При этом мощности нефтеперерабатывающих предприятий остаются прежними, а технологии переработки устарели. Из одной тонны нефти мы получаем 150 литров бензина, а в США, например, 430 литров. Бензин скупается на корню. Сегодня каждый литр высокооктанового бензина расписан на несколько недель вперед. Бензина просто не хватает. Никакими налогами этого положения не исправить». Вот только почему за все это должны расплачиваться автовладельцы? СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА К декабрю розничные цены на бензин достигли своегопика. За 11 месяцев 2004 года цена бензина А-76 подскочила в России на 45%, АИ-93 - на 27, а дизтоплива и вовсе на 61% (за тот же период 2003 года рост составил «все- • го» 16%). Вот тут-то и произошла историческая встреча Президента России с главой «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым. Владимир Путин заявил тогда, что «ситуация на рынке нефтепродуктов ненормальная, нужно добиться снижения цен». - Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию и подавлению, - сказал тогда Президент нефтянику, понимая, что его слова услышат все коллеги Алекперова по цеху. Эксперты исходили из того, что если «ЛУКойл» пойдет на понижение, то другие операторы рынка вынуждены будут последовать его примеру. И последовали. С декабря по февраль цены неуклонно снижались. Значит, можем и_ цены снижать? ЗАКОНЫ РОСТА Не правда ли, ситуация похожа на сюжет из российского фольклора о справедливом и94За рулем 03/2005 ПРОГНОЗ НА ЗАВТРАКАК МЕНЯЛИСЬ МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ В 2004 ГОДУ: Долл. США/баррель 60fs/$Л.гоQJO-3ХО KIN°01 -в2х<v4INто ю1 - теракты на нефтепромыслах Саудовской Аравии; 2 - ОПЕК увеличил добычу нефти; 3 - сбои с поставками нефти из Мексиканского залива и Нигерии; 4 - снижение ажиотажа на бирже в канун Рождества; 5 - продажа «Юганскнефтегаза».всесильном царе, который только одним своим строгим взглядом может и горы свернуть, и реки вспять поворотить. В нашем случае - бензиновые реки. Только есть здесь одно «но»: топливо подешевело бы и без президентского окрика. По оценкам экспертов Российской топливной ассоциации, цены на топливо в декабре - феврале снижаются из года в год. Таковы законы рынка. А дорожает бензин обычно дважды в году - весной и осенью. Весеннее подорожание связано с увеличением спроса на топливо в сельском хозяйстве. Причем не только по причине посевных работ в масштабах страны. На дачу и «на картошку» ездят на автомобиле, даже если для других целей машиной не пользуются. Осень же - время подготовки к зиме и отопительному сезону. Мы попросили спрогнозировать ситуацию на рынке бензина в России специалиста крупной международной инвестиционной корпорации «Морган Стенли» Виталия Назлымова. - Не нужно быть оракулом, чтобы предсказать дальнейший рост цен навнутреннем рынке России. И дело даже не в том, как поведут себя мировые цены на нефть. Они в этом году скорее всего стабилизируются, а за ними - и внутренние цены на топливо. Рост цены на бензин и другие виды топлива не будет таким путающим. Это уже не экономика, а математика. На 20-40% бензин подорожать не сможет - тогда его цена сравняется с европейской, и владельцам АЗС будет выгоднее завозить его из Европы. Так что можно предсказать 10процентное подорожание в течение года, но этим российских потребителей уже не напугаешь. - То есть, даже если нефть в мире подешевеет, цена на бензин будет расти? - В лучшем случае - останется прежней. Мировые цены на нефть в прошлом году определялись не столько экономической, сколько политической ситуацией, и прежде всего в США. Цены же на бензин в России связаны с особенностями ее экономики. Как может снизиться спрос, а соответственно и цена на топливо в стране, где только в прошлом году автомобильный парк увеличился примерно на 1,6 млн.? Так что бензин будет дорожать, и это неизбежно в условиях рынка. Снизить цены можно только государственным регулированием. Как в Ираке до войны или сейчас в Туркмении. Но такая экономическая политика ни к чему хорошему не приводит, а лишь порождает дефицит и ведет к еще V болыией коррупции. - Что же может хотя бы удержать рост цен в пределах инфляции? - Это возможно. Только конкуренция может оградить потребителя от беспредела монополистов. Государство должно реагировать на то, как развивается отрасль. Устанавливать рыночные правила конкуренции, антимонопольные законы, следить за их исполнением - тогда потребитель будет защищен от прошлогоднего шокового повышения цен... Пока же мы наблюдаем совсем другое. По имеющимся прогнозам, национализация крупнейшей нефтяной компании может привести лишь к общему росту цен в отрасли. За примерами далеко ходить не надо - наша государственная газовая ком- * пания по эффективности занимает одно из последних мест в мире, зато количество чиновников в ней удваивается (!) в среднем раз в три-четыре года... Какая экономика такое выдержит? Рост цены на бензин вещь неизбежная. Верить же иным обещаниям, все равно что любоваться переливами бензиновых пятен в весенних лужах. •На правах рекламыт тМосква: (095) 777-777-8 С.-Петербург: (812) 245-45-04СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ • НЕОБХОДИМЫЙ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИ& ОПТИМАЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА СТЕЛЛАЖИ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ ШИН < ТЕХНИЧЕСКАЯ МОЙКА ШИН < ОБРАБОТКА СОСТАВОСБЕРЕГАЮЩИМ СРЕДСТВОМ На правах рекламыСтарый друг лучше новых двух!ГРМ. Во-первых, в этих моторах ремень работает в гораздо более жестком температурном режиме — температура в моторном отсеке может подниматься до 140 градусов Цельсия. А во-вторых, при обрыве ремня на моторах более ранних семейств не происходит загибания клапанов — следовательно, при ремонте можно обойтись "малой кровью". При меньшей стоимости ремень для двигателя ВАЗ-2112 по некоторым показателям (прочность на разрыв, сопротивление зуба на отрыв, твердость) превосходит зарубежные аналоги. Такого уровня качества удалось достичь благодаря использованию при изготовлении ремня современных качественных материалов. Так резина для ремня изготовляется на основе импортного гидрированного нитрильного каучука. Ее особенность — в способности долгое время противостоять воздействию высоких и низких температур. Кроме того, такая резина обладает повышенной устойчивостью к образованию трещин при изгибе, маслостойкостью — как раз то, что нужно для нормальной эксплуатации современного мотора. Стеклокорд повышенной прочности и ткань из полиамида для наружного покрытия также закупаются за рубежом. Сочетание современных материалов и прогрессивных технологий, оказывается, позволяет не только не беспокоиться за сохранность своего двигателя, ноСпросите у любого бывалого автомобилиста — что он будет делать, если в дороге порвется ремень генератора? Бывалый скорее всего ухмыльнется и, не задумываясь, выдаст десяток вариантов — от банального "дотянуть на аккумуляторе до магазина" до способов ремонта самыми экзотическими подручными материалами. А задайте ему тот же вопрос про ремень ГРМ — и бывалый тут же загрустит. Еще бы! Такую поломку подручными материалами не устранишь, да и последствия для современного мотора • будут самыми тяжелыми — вплоть до замены головки блока цилиндров. Неудивительно, что к нечастой процедуре замены ремня умудренные опытом автолюбители подходят со всей ответственностью — долго выбирают сам ремень, внимательно читают инструкцию по эксплуатации, подбирают качественный инструмент или отвозят машину к проверенным мастерам. Однако какими бы золотыми не были руки мастера, если ремень некачественный, это не поможет. Так что ключевой момент здесь — выбор самого "ремешка". Как не ошибиться в этом выборе? Конечно, покупать только проверенную продукцию, неоднократно подтвердившую свое качество. Безусловное лидерство здесь у старейшего поставщика АВТОВАЗа — компании «Балаковорезинотехника» (БРТ). Комплектующие производства БРТ поставляются на конвейер российского автогиганта с момента его основания, причем компания является одним из крупнейших партнеров завода. Много лет подряд предприятие получает звание "Надежный поставщик", а при подведении итогов деятельности в области качества •*за 2003 год оно было отмечено благодарственным письмом АВТОВАЗа. Для того, чтобы сохранять доверие крупнейшего российского автозавода,ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВОнужно поддерживать планку качества на самом высоком уровне, считают на предприятии. Для этого здесь регулярно проводятся сравнительные испытания отечественной и импортной продукции, для контроля исходного сырья, резиновых смесей и деталей на предприятии создан крупнейший в отрасли испытательный центр — здесь работают более 2 тысяч единиц новейшего оборудования и уникальных приборов. А в ближайшее время БРТ планирует закупить новое лабораторное и испытательное оборудование и модернизировать имеющееся. Все эти меры позволяют предприятию создавать продукцию мирового уровня качества.Особо здесь стоит отметить ремень ГРМ для двигателей ВАЗ-2112, отмеченный в этом году дипломом авторитетного конкурса " 1 00 лучших товаров России". Дело в том, что современные двигатели АВТОВАЗа предъявляют самые высокие требования к качеству ремняи реже заглядывать под капот — ресурс ремня ГРМ — 9 0 тысяч километров! А это значит, что "ремешок" будет исправно трудиться примерно на год дольше, чем раньше, хотя и стоит дешевле именитых импортных аналогов. Чем не повод вспомнить указанную в заголовке пословицу?БАЛ АКОВОРВ!Нта©Т ЕХНИКАРоссия, 413800, Саратовская обл., г. Балаково, ОАО «БАЛАКОВОРЕЗИНОТЕХНИКА» тел. (8453) 65-68-69, 65-69-21, 65-67-92, www.brt.san.ru, e-mail: market@brt.san.ru