44
45
46
47
48
50
51
ПОБЕДИТЕЛИСергей Канунников. Фото: Константин Якубов - Ну давай же, давай! Вперед! Ты же не какой-нибудь современный пижон! Ты солдат, прошедший дорогами и бездорожьем самой страшной войны XX века. Злобно рычит нижнеклапанный двигатель, подвывает трансмиссия, «газик», расталкивая шинами тяжелый, подтаявший весенний снег, упорно ползет через поле. Ловлю себя на том, что забыл о сыром мартовском ветре - руки на баранке сами по себе согрелись (а ведь на таких, продуваемых всеми ветрами машинах ездили ив настоящую зимнюю стужу!). Сейчас важнее другое! Где ты там, союзничек? How do you do? He отстает! Старина «Виллис» столь же напористо режет свою колею, немного поуже. Молодец! 44 За рулем 05/2005 ...Конечно же, это - не тест в современном понимании. Скорее, встреча фронтовых друзей через 60 лет после Победы. Однополчане-ветераны - знаменитые ГАЗ-67Б и «Виллис-МВ» - вспоминают былые сражения и дороги. ИСКУССТВО МИНИМАЛИЗМА Разумеется, они похожи: оба солдаты, причем одного поколения, призванные на одну войну. ГАЗ скопировали с «Виллиса»? Не совсем так. В 1940-м, когда американские фирмы «Бантам» и «Виллис», а чуть позднее и «Форд», взялись за создание небольшого, простого, крепкого армейского автомобиля, в Горьком уже практически закончили испытания полноприводнои машины с кузовом «эмки». Конечно, с точки зрения цены и армейских требований модель была далека от идеала. Но мосты, раздаточная коробка, иные узлы были готовы. В январе 1941-го нарком Малышев, курировавший автопром, показал конструктору ГАЗов повышенной проходимости Грачеву фотографию американской машины, взбирающейся по лестнице Белого дома, и приказал сделать такую же. Именно такую же! Так родился прототип Р-1 и серийный ГАЗ-64 с колеей всего 1278 мм. Война расставила все на свои места: мосты вновь расширили в целях унификации. Кроме того, узкие машины с трудом шли по накатанной грузовиками колее, были склонны к опрокидыванию. ТЕСТ ГАЗ-67Б, WILLYS MBfСпереди ГАЗ-67 попросторнее «Виллиса», но задние сиденья практически одинаковые. Представить, что здесь ездили двое, да еще в полушубках ис оружием, трудно. Правда, американцы вчетвером, говорят, никогда не садились - машин хватало. Зато в Советской Армии автомобили чаще использовали на всю катушку. ГАЗ и «Виллис» - дети эпохи, когда в США и тем более в СССР избыточный вес граждан еще не стал массовой пробл емой . Усесться за руль нелегко. Впрочем, если пожить с автомобилями подольше, наверняка похудеешь: этому способствуют усилия на руле и педалях, а также... Американские конструкторы не случайно сделали «Виллис» таким узким - боролись с лишней массой. Ручки на кузове - чтобы вытаскивать машины из грязи мускульной, то есть солдатской силой. Невольно вспоминаешь слова «Общевойскового устава» о тяготах и лишениях воинской службы. Попробую нарисовать беглый портрет ветеранов. Надо взять современный вседорожник и отбросить все лишнее. Останутся простые, но прочные рамы, кургузые коробки без дверей, с большими и максимально простыми по форме панелями, мощные, несгибаемые мосты, простенькие по современным меркам, но неприхотливые моторы. Кстати, в двигатель ГАЗ со степенью сжатия 4,6 (!), по сути - модернизированный «фордовский» агрегат конца 1920-х, принеобходимости можно лить бензин, «сдобренный» соляркой или маслом. Агрегат «Виллиса» - современней: степень сжатия 6,48 для советского бензина времен войны бьиа даже высоковата. Зато с 2,2 л рабочего объема - аж 60 л.с! Все, теоретизировать больше нет сил! Заливаем в баки «элитный» 76-й (не опьянели бы от такого!) и запускаем моторы. Остальное проверим в бою... то есть на дорогах и там, где их нет. ТОВАРИЩИ ПО ОРУЖИЮ Вы знаете, что такое коробка передач без синхронизаторов, механические тормоза? Это - ГАЗ-67Б. Водитель почему-то сидит с сильным наклоном назад и слева от руля, крутить который, мягко говоря, неЗа рулем 05/2005 45 АВТОМОБИЛИТЕСТ ГАЗ-67Б, WILLYS MBДвигатель «Виллиса» объемом 2,2 л развивал 60 лх. и казался нашим шоферам очень мощным.Под капотом ГАЗ-67 - 3,3-литровый мотор, аналог агрегата полуторки и «эмки».легко. Высоко справа - набалдашник рычага коробки... Опять в голову лезут тягостные цитаты из Устава! Скорость под 40 км/ч на «газике» кажется огромной. И не только потому, что холодный ветер и рев мотора не дают расслабиться. Меняя по своему усмотрению траекторию, машина постоянно напоминает: «Не зевай! Работай рулем!» Извини, отвлекся! Сугроб, действительно, уже совсем рядом.Зато тяжелый подъем «газик» с включенным передним мостом даже на второй передаче преодолевает с упорством бывалого солдата, штурмующего очередную безымянную высоту. Первую передачу инструкция не рекомендовала включать не только без переднего моста, но и без прицепа, например пушки ЗИС-2. Именно с такой, калибра 57 мм, испытывали 67-е. На тестах массу прицепа доводили до 1250 (!) кг, но фронтовикам не рекомендовали превышать 800 кг. Вот зачем нужна первая передача с отношением 6,4! Лазить по сугробам на ГАЗ-67Б здорово. Кажется, все - сел! Сзади уже приближается мощный современный пикап. Нет, ГАЗ не сдается! Немного назад, хрустнул рычаг коробки, и машина вновь нарезает свою колею. ВотПод рулем ГАЗ-67Б - рычаг включения стартера, а перед ручником - переднего моста.Бензобак у «газика» между двигателем и ветровым стеклом, поэтому водитель видит реальный уровень топлива. Ниже - спидометр с «бегущей строкой». ГАЗ-67Б • Прототип автомобиля Р-1 (разведывательный) испытывали весной 1941 года. В том же году начали серийное производство ГАЗ-64, которых до 1943 года построили 672 шт. С августа 1943-го выпускали ГАЗ-67 (позднее 675), отличающийся в основном колеей: 1466 мм вместо 1278 мм. Проводя модернизации, ГАЗ-67Б изготавливали до 1953 года, всего - почти 93 тыс. шт. • Двигатель: бензиновый 3,3 л (54 л.с). • Коробка передач: 4-ступенчатая механическая, привод на все колеса, раздаточная коробка без понижающей передачи. 46 За рулем 05/2005У стеклоочистителей вакуумный привод, трубочка ведет во впускной коллектор.Кроме ящика на крыле, есть еще два - возле заднего сиденья. ГАVy^ТЕСТ ГАЗ-67Б, WILLYS MBwВыключатель указателей поворота, конечно, не родной. Справа от приборов - рычаг ручного тормоза. «Бардачки» - на панели приборов и возле заднего сиденья - запираются.WILLYS MB • В мае 1940 года фирмы «Бантам» и «Виллис» (США) начали разработку легких автомобилей по заказу армии. Серийные «виллисы-МА» поступали 8 войска с начала 1941-го. Модернизированную модель MB выпускали с августа 1941-го. Параллельно строили аналогичные «форды-GPVW С ноября 1941-го по сентябрь 1945-го изготовили более 330 тысяч «виллисов». После войны на основе модели MB строили несколько моделей под маркой «Джип». • Двигатель: бензиновый 2,2 л, 60 л.с. • Коробка передач: 3-ступенчатая механическая, привод на все колеса, раздаточная коробка двухступенчатая. За рулем 05/2005 47У «Виллиса» есть не только светомаскировочный фонарь на крыле, но и подфарники.Бензобак «Виллиса» - под сиденьем. В поднимающейся горловине - фильтрующая сетка. И через 60 лет они бок о бок сражаются с бездорожьем.она, повышенная проходимость. Нет уж, здесь вернее сказать - высокая! Вездеходные качества «Виллиса» тоже отменны, хотя и немного ниже. Сказывается иная геометрия (см. табл.), менее тяговитый мотор, шины, не очень подходящие для льда и снега. ГАЗ же, по сути, маленький трактор, ездить на котором - интересная, но нелегкая работа. «Виллис» на фоне однополчанина удивил. Веселый разгон, легкое и бесшумное переключение передач: синхронизаторы на второй и третьей! Эта особенность изумляла солдат Великой Отечественной не меньше, чем гидравлические тормоза. Увы, тормозной путь зимой не проверишь. Вот данные сравнительных испытаний 1943 года: с 50 км/ч ГАЗ-67 останавливался через 16,5 м, а «Виллис-МВ» - через 9,5 м.РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙОт непогоды укрывает брезентовый тент (его снимают, отстегнув от дуг и демонтировав щетки стеклоочистителя) и такие же «двери».Ш Модель L, L2 В, В; Просвет, мм аЬс Угол, град, a С* - поперечный размер Р1ГАЗ-67Б 975 550 1425 1405 235 318 225 72 41 50WILLYS MB 885 755 1395 1400 218 312 215 50 44 4048За рулем 05/2005 АВТОМОБИЛИТЕСТ ГАЗ 67Б, WILLYS MB ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ• Модель I Общие данные • Размеры, мм: длина 3345 1720 ширина 1680* высота 2100 база колея спереди/сзади 1446/1446 6,5 Радиус поворота, м 1320 Снаряженная масса, кг 1720 Полная масса, кг 88 Макс, скорость, км/ч Топливо А-55 70 запас топлива, л Средний расход топлива, л/100 км 15 3335 1585 1830* 2032 1230/1230 5,9 1020 1270 104 А-70 57 11 ГАЗ-67Б WILLYS MBКонструкция Количество дверей местрамная 4ГАЗ-67Б - грубоватый солдат с колючим, но несгибаемым характером.Ст% Прекрасная проходимость, «тракторная-! тяга. 4 Ь Посредственная управляемость, тяжелые ™ органы управления - руль, тормоза, коробка передач; неудобная посадка.•ПWillys MB - шесть десятилетий назад иномарки, как и сейчас, заметно отличались от отечестпри об/мин венных машин. Как правило, в лучшую сторону. _ _Л * * Четкое и легкое управление, неплохая динамика, наличие понижающей передачи. Щ Трудно двигаться в грузовой колее, невысока поперечная устойчивость.Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н мспереди продольно Р4 8 3285 4,6 40/54 2800 180 н.Д. 2199 6,48 44/60 3600 142 2000Тип Коробка передач Передаточные числа: 1 II III IV3. X.полноприводная М4 МЗ 6,4 3,09 1,69 1,00 7,82 2.665 1464 1,03,554 1-1,0; II-1,97 4,88раздаточная коробка Главная передача4,44_vПодвеска Рулевое управление Тормоза Размер шин 'С тентом. зависимая на рессорах червячное барабанные 6.50-16 6.00-16РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВРедакция благодарит за помощь в подготовке материала Александра Борисовича Иванова, участок УАЗ ЗАО «Авто-40» и «Музей Ленд-Лиз». Руль «американца» заметно легче Газовского. А ведь число оборотов от упора до упора одинаковое - четыре. Но горьковские конструкторы вынужденно шли на максимальную унификацию с иными машинами, в том числе по рулевому управлению, не слишком подходящему короткой, довольно тяжелой полноприводной машине на широких колесах. Американцы же, делая армейский автомобиль с чистого листа, создали хитрую конструкцию. Длинная продоль50 За рулем 05/2005• Модель Весовые характеристики — Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось, кг: переднюю заднююГАЗ-67БWILLYS MB1274 665 6091119 578 541ная тяга идет почти к середине автомобиля, где стоит двуплечий рычаг, соединенный с колесными тягами. В результате руль не только легче, но и четче. Справедливости ради напомню: «Виллис» заметно уже ГАЗа. Вдруг показалось даже, что «американец» вовсе не серьезный солдат, а веселый партнер по пляжным, ну или снеговым развлечениям. Катался бы еще и катался! Пушку, которой у нас, к сожалению, не было, лучше тянуть «гази-ком». Но будь у меня выбор, на чем служить, тем более просто ездить, предпочел бы «Виллис»... Но все-таки они очень похожи. Как надежное боевое оружие, как характеры старых солдат. Искать в этом тестеф лучшего, разумеется, не нужно. Оба уже стали победителями - тогда, в мае 1945го. Как и те, кто вел эти машины фронтовыми дорогами, кто их проектировал и строил... Низкий вам поклон! С праздником! • На правах рекламы«СИБУР-РУССКИЕ ШИНЫ» £ Ш ™ ПРЕДСТАВЛЯЕТЯ-515А165/80R13Я-515А—радиальная шина с всесезонным рисунком протектора ненаправленного типа, предназначенная для установки на автомобили ВАЗ 2101-07, «Москвич-2138», Иж-2125. Состав резиновой смеси, использованный при изготовлении Я-515А, отличает повышенная эластичность. Это качество обеспечивает хорошие сцепные свойства при низких зимних температурах, а летом гарантирует высокий комфорт на неровных участках дороги. Большая площадь блоков протектора в пятне контакта обеспечивает хорошие сцепные свойства при разгоне, а сплошное ребро на центральной оси гарантирует высокую курсовую устойчивость на высоких скоростях.Я-630175/70R13Я-630—радиальная шина с летним рисунком протектора ненаправленного типа, предназначенная для установки на автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и автомобили иностранного производства аналогичного класса. Шину отличает высокотехнологичный и функциональный рисунок протектора, поперечные ламели которого обеспечивают стабильное поведение шины даже на сложных участках дороги. Ненаправленный рисунок протектора обеспечивает акустический комфорт.Вл-55205/65R15Всесезонная шина радиальной конструкции Вл-55 обладает современным рисунком протектора и высокотехнологичной конструкцией. Центральное сплошное ребро протектора призвано обеспечить наилучшую курсовую устойчивость, необходимую для управления автомобилем на высоких скоростях. Примыкающие к центральному и следующие за ними ребра разделены между собой широкими окружными и изогнутыми поперечными канавками, способствующими отводу снежно-грязевой каши в межсезонье и зимний период, воды в летний период, снижая риск аквапланирования. Угловатые шашечные элементы, содержащие тонкие прорези (ламели), способствуют наилучшему сцеплению с зимним дорожным покрытием благодаря разнонаправленным плоскостям шашек.VS-6195/65R15Летняя шина VS-6 радиальной конструкции с рисунком протектора ненаправленного типа. Рисунок протектора обеспечивает наилучшее соотношение таких важных для потребителя характеристик шины, как безопасность и комфорт. Безопасность достигается за счет увеличенного пятна контакта шины с поверхностью дорожного покрытия, благодаря которому обеспечивается наилучшее сцепление шины с дорогой при движении как по прямой, так и на вираже, а также благодаря наличию большого количества водоотводных канавок, эффективно осушающих пятно контакта с дорогой. Асимметрично расположенные «шашечные» элементы протектора обеспечивают акустический комфорт за счет исключения основного источника шума—резонансных колебаний.С-141185/60R14Низкопрофильная радиальная бескамерная шина С-141 имеет всесезонный рисунок протектора. Агрессивный «шашечный» рисунок протектора шины, беговая дорожка которого разделена тремя широкими и двумя узкими окружными канавками, обеспечивает курсовую устойчивость на сухом и мокром покрытиях, при высоких скоростях движения. Поперечные канавки, разделяющие ребра на отдельные элементы, имеют плавно изогнутые формы в одном направлении по всей ширине беговой дорожки со смещением относительно центра шины, что способствует хорошему боковому сцеплению и препятствует боковому аквапланированию. Шина С-141 обладает низким сопротивлением качению, повышенной боковой жесткостью, которая обеспечивает устойчивость автомобиля на виражах.И-391185/60R14Обновленная версия хорошо известной потребителю модели И-391 выпускается на уральском шинном заводе ОАО АК «Сибур». Рисунок шины не претерпел каких-либо изменений, т.к. успел блестяще себя зарекомендовать в качестве фаворита среди всесезонных моделей для легковых автомобилей с типоразмером колес 13'-го диаметра. Изменения коснулись подхода к производству: усилен контроль качества сборки шины, обновлена производственная линия, что отразилось на повышении потребительских и эксплуатационных характеристиках шины. Модель И-391 предназначается для использования на автомобилях ВАЗ-2103-2111, а также на автомобилях других производителей, в том числе и зарубежных при соблюдении скоростных и нагрузочных характеристик.