144
145
ГРУЗОВИКИ тики - импортные. Обшивка бортов, ступени, арки - из оцинковки, передняя и задняя маски - из стеклопластика - ржаветь особо нечему. • Кстати, благодаря маскам можно при необходимости без существенных затрат изменять фасад и корму автобуса на более модные. У модернизированного ЛиАЗа - высокие ветровые стекла и несколько заниженная передняя маска. Смотрится современно, хотя и похож на конкурента -львовский «Лайнер». Стало удобнее менять лампочки в фарах, откидьгвающихся на петлях. Но быстро отрегулировать не получится - регулировочные винты внутри. Кресло водителя теперь на пневмоподвеске. А чтобы не устала правая нога (леваято вообще отдыхает), вместо длиннющего троса, еще и замерзающего на морозе, ввели электронный привод ТНВД. В больших «аквариумах» летом жарко, зимой холодно, весной и осенью влажно. Круглогодичные проблемы решили установкой нового отопителя, а стекла передней двери заменили стеклопакетами. Из-за установки турникетов расширили переднюю площадку и, к сожалению, уменьшили кабину. Сбор выручки - святое дело! Пол из рифленой резины и простецкие сиденья с кожзаменителем траурных расцветок остались в прошлом. Пассажиров радуют яркие, сочные цвета отделки, удобные кресла и благородный износоустойчивый линолеум. Новые люминесцентные светильники экономичнее и ярче прежних, немецкие отопители при большей мощности шумят гораздо меньше, а кнопки аварийной связи с водителем теперь смонтированы на стойках поручней. Европа! О родстве с армейским кунгом напоминают только алюминиевые полосы и уголки на панелях потолка и боковин. •г шшЗАТЯНУВШЕЕСЯ ЗНАКОМСТВОНиколай Мордовцев Изменились и тормоза. Задние камеры с энергоаккумуляторами теперь от «Кнорр», клиновые барабанные тормозные механизмы «Вабко», педаль - и та импортная. Приглядевшись к работе гастарбаитеров из Средней Азии, поставили «грязевой» ресивер и оборудовали его автоматическим клапаном сброса конденсата. Приезжим невдомек, что время от времени надо дергать за веревочку клапана, да и слова «конденсат» они не знают. Автобус боится ржавчины больше, чем легковой автомобиль. Каркас кузова сплетение стальных тонкостенных труб и профилей, а нагрузки под стать грузовику. В настоящих автобусных парках всегда были кузовные участки, где сварщики без работы не сидели. Сегодня такой защиты автобуса от коррозии, кроме ЛиАЗа, в СНГ не может обеспечить никто. Только здесь есть огромные ванны для фосфатации и катафорезного грунтования. Краски и масСапреля 2005-го в Ликине выпускают городские автобусы ЛиАЗ-5256 с двигателями Евро II и более чем 30 изменениями в конструкции. Однако индекс модели, претерпевшей уже несколько модернизаций, остался прежним - как 19 лет назад. Российский «Клуб любителей ЛиАЗа» (часть автобусов идет и на экспорт) давно разделился по интересам. В каких-то регионах требуют установить надежный ярославский мотор V6, мирясь с его «трясучестью». А, к примеру, в Татарстане не признают другого мотора, кроме КамАЗа. Москва и Питер предпочитают бельгийские «катерпиллеры». При отличной уравновешенности и надежности самого двигателя (где же наши рядные «шестерки»?) водителей замучили бразильские компрессоры и генераторы. Ныне проблемы пропали: воздух качает «Кнорр», а «электростанция» родом из Москвы. Теперь к этим двигателям прибавился144 За рулем 05/2005«Камминс». При разном объеме и весе эти дизели объединяет диапазон мощности 230-250 л. с. и соответствие нормам Евро II. В Мосгоргрансе половина автобусов - из Ликина, и водители давно заметили: снег с дорог сходит не с приходом весны, а от убежавшего с ЛиАЗов «Тосола». Ныне трубы системы охлаждения, глушитель и топливный бак сделаны из нержавейки, шланги - балаковские или импортные силиконовые, а хомуты шведские. Улучшенный шадринский радиатор в сочетании с девятилопастным вентилятором и новой пневмофрикционной муфтой уменьшит вероятность перегрева летом. Казанские ГМП по лицензии «Фойт» устанавливают уже почти 10 лет, а теперь начали ставить шестиступенчатую «Аллисон». Кроме блокировки гидротрансформатора, у нее есть две повышающие передачи - с ними двигатель будет работать на более экономичных режимах. ЮБИЛЕЙ SETRAW&W«СЕТРА» ЖИВЕТ И ПОРАЖАЕТМы не копируем, мы делаем лучше!Automotive ComponentsАвтобусостроительная фирма «Сетра» отметила золотой юбилей. Как раз в марте 1955 года в Женеве был показан первый автобус с несущим кузовом «СетраS6». (Напомним, название Setra происходит от немецкого слова selbsttragend - самонесущий). На сей раз стенд в Штутгарте площадью 200 м2 отвели трем автобусам этого типа, заботливо сохраненным в оригинальном состоянии. «Шестерка» длиной 6,7 м относилась к «компакт-бусам» и внешне напоминала легковые автомобили того времени. Сегодня автобусы этого класса представляет роскошный S411HD - это уже пятое по счету поколение. Как водится, каждый следующий автобус был немного длиннее предшественника, и теперь компактность насчитывает в длину 10100 мм. «Компакты» «Сетры» всех пяти поколений: S6, S80, S208, S309HD, S411HD. Вернемся, однако, к юбиляру. Полвека назад в проспекте подчеркивалось: «Это автобус с ходовыми качествами легкового авто». Установленный сзади мотор лишь подчеркивал это сходство: дизель D517-4K мощностью 85 л. с. имел всего четыре цилиндра. «Легковой» была и независимая подвеска всех колес на двойных треугольных рычагах, и рычаг переключения передач на руле. Автобус не сгнил за прошедшие полвека не в последнюю очередь благодаря алюминиевой обшивке кузова - решение и ныне современное. Интересно, что из 1200 произведенных «шестерок» 25 еще возят пассажиров. А когда-то колесили не только по дорогам Европы. Тормозные шланги FENOX изготовлены из армированного рукава с двойной оплеткой, способного выдержать давление более 250 атмосфер. Этот рукав изготавливается на сертифицированном по ISO 9001 предприятии, соответствует стандарту SAE J1401 и используется всеми крупнейшими автопроизводителями Европы. В его производстве для увеличения долговечности и стойкости к агрессивным средам используется совершенная технология, позволяющая в процессе экструзии добавлять в поверхностный слой рукава высокомолекулярные соединения, создающие эластичный защитный слой, препятствующий старению резины.\Тормозные шлангиМежду этими снимками, сделанными в центре Ульма, - 50 лет. Время как будто остановилось, не правда ли?IS<tдвойная оплетка стойкий поверхностный слои<х оZАнодированные штуцера с ниппелями шлангов FENOX изготавливаются на современном точном оборудовании, их завальцовка производится на автоматической линии с последующим 100%-ным контролем герметичности шланга. Кроме того, каждая партия проверяется по расширенной программе испытаний, что делает тормозные шланги FENOXКомпания FENOX п[юизеодит болос- 5000 наименовании у.пое и компонентов Опи большинства автомобилей : MERCEDES AUDI, BMW, FORD OPEL RENAULT FIAT TOYOTA MAZDA NISSAN, HONDA u ma e том числе и для российски* LADA, ГАЗ, УАЗЧ: