224
225
226
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙДЗРСМЕРТЕЛЬНЫЙ Н01Ц ИСПОЛНЯЕТСЯ.ГГ>^»ксим Приходько . Ф ото : Константин»ЯкубовОни очень шустрые и водятся повсеместно. Они понимают голосовые команды и язык жестов. Они любят «Русское радио», «Шансон» и этническую музыку. Они - это маршрутные такси, спасение и головная боль любого крупного российского города. Потому что сквозь постоянные пробки позволяют в кратчайшие сроки (и за небольшие деньги) добраться из точки Ав точку Б. А еще потому, что аварийность среди маршруток в последнее время превысила все возможные пределы и стала предметом разбирательства в самых разных органах - от ГИБДД до Госдумы. Посему по разным районам страны (в том числе и 224 За рулем 06/2005встолице)весной были проведены специальные рейды - проверяли состояние маршруток и их водителей. Нам уже приходилось участвовать в подобных мероприятиях два года назад (ЗР, 2003, № 8). Что изменилось с тех пор? Чтобы получить ответ, мы отправились в рейд вместе с сотрудниками ГАИ Москвы. ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН ...Столица нашей Родины, ВДНХ, площадь с множеством конечных остановок автобусов и такси. Экипаж «Форда» ГИБДД Северо-Восточного округа, к которому мы присоединились, медленно едет вдоль длинного рядаприпаркованных «газелей», занятых организованным извозом граждан. «По каким критериям ловить будем?» - интересуемся у старшего экипажа. «Вначале проверка всех документов, потом посмотрим, - глубокомысленно объясняет лейтенант. - Теоретически, если есть талон техосмотра и путевка, значит, машина прошла проверку перед выездом. Мы имеем право» только проверить, как двери открываются». Ну что же - проверим! Взмах полосатого жезла - и первый микроавтобус обреченно замигал поворотником. Вообще-то народная молва рисует портрет среднестатистического водителя маршрутного такси как «лицо кав- РЕЙДЗРказской национальности» (причем давно небритое), плохо говорящее по-русски, да еще ис запахом вчерашнего перегара. В реальной жизни оно чаще все-таки не такое. Вот иу этого водителя лицо интеллигентное, одежда в порядке и ничем от него не пахнет, говорит без акцента, да и фамилия на кавказскую не похожа: Сидоров. По требованию инспектора достает из папки целую пачку бумаг: путевку, лицензию, талон техосмотра и т. д. Аптечка присутствует не только в виде ритуального черного чемоданчика; все лекарства - согласно списку и даже не просрочены (!). Огнетушитель есть. Задняя дверь, тот самый аварийный выход (два года назад он в каждом втором случае был закрыт намертво), открывается нормально. «Чистейшей прелести чистейший образец». Кстати, машина тоже чистая - и снаружи, и внутри. «А у всех так, - уверяет водитель Сидоров. - Наш начальник колонны сам по линии катается, проверяет». Ну что же, будем надеяться, что как минимум хоть в одном из 87 московских предприятий, занимающихся эксплуатацией маршруток, все в порядке. Опять взмах жезла и повторение программы. «Здравствуйте, проверка». И опять полный ажур. «В третий раз закинул старик свой невод...» Вот же везет, попадаются исключительно образцово-показательные маршрутки, вежливые и грамотные водители. Интересно, отчего так получается: тут все идеально, а мне лично по жизни встречаются только раздолбанные «газели», где пассажиры стоят в проходе, а водитель в повороте на скорости 70 км/ч лихо отсчитывает сдачу. Да и непонятно, откуда берется мрачная статистика аварийности, если все так здорово... Гаишники работают, а «жареной» фактуры все нет и нет! Даже ни одного подвыпившего водителя с просроченными грузинскими правами не поймали! Интересуюсь у инспектора: - Так что же, все вдругсталиграмотными и законопослушными? - Ага, как же! Нас увидели, твоего фотографа тоже, вот «народное радио» и сработало. Будем ждать. А что делать - ждем! Вот у очередного водителя лицо изумленно-виноватое, только с поправкой на кавказский колорит. И говорит водитель, как и положено герою народного эпоса: «Брат, я на подмэне на этой машине сегодня». Это - сразу, еще до того, как инспектор начал задавать вопросы. Между тем сотрудник ГАИ внимательно ознакомился с документами (вроде бы все в порядке), настал черед аптечки. Так, из всего перечня в наличии только резиновый жгут... Инспектор мрачнеет - А огнетушитель? - Э-з-э, да я второй дэнь работаю... - Так есть огнетушитель или нет? За рулем 06/2005 225Номерной знак маршрутного такси. Без комментариев. БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙДЗР«Начальник! Вот моя аптечка, вот мой огнетушитель, вот я сам». - Есть, есть, командир! - покопавшись во внутренностях «Газели», водитель торжественно извлекает искомое. Ну слава богу, а что там с запасным выходом? Длинный болт загнан враспор между задним бампером и дверью, чтобы не гремела на ходу, но открыть ее изнутри никакой возможности нет! Да и снаружи без инструмента непросто. Какового у водителя, конечно же, с собой не имеется. «Абизательно, как только к сэбе приеду, все исправлю», - с готовностью кивает чернявой головой пилот «шаттла», выслушав речь инспектора на тему, что «так жить нельзя». После чего быстро удаляется всторонуобласти.Из всего перечня только листок-вкладыш с перечнем лекарств и жгут. На шею?Э-хе-хе, работать мне и работать. До плана еще далеко. ком. Немолодой водитель из Мордовии спешит к инспектору с пачкой бумаг. - Что ж это вы, папаша, запасной выход заблокировали? А случись что, как люди из салона выберутся? - журит его страж порядка. Пока инспектор ГИБДД общается с водителем другой маршрутки, выясняю, что «папаша» уже как шесть часов за рулем, а до конца смены ещестолькоже. «План-то привезете?» - «А кто его знает, крутиться надо...» - скороговоркой выдает «отец», а сам нетерпеливо поглядывает в сторону своей «кормилицы». Судя по всему, народ в машине единодушно на его стороне. Понятно - у всех дела... «Что там?» - спрашивает женщина в годах у своей соседки. «Да что-то снимают, наверное, по телевизору покажут», - отвечает кто-то. Салон в нетерпении, все спешат, и наши журналистские расспросы, впрочем, как и беседа водителя с гаишником, на несколько минут отдаляют пассажиров от желанной цели. «Рейд идет для профилактики, чтобы меньше была аварийность», - пытаюсь я что-то объяснить, но все это разбивается об ответное: «Надо ехать». Шоу, украшением которого может стать смертельный номер, должно продолжаться. Каждый день. Рейды рейдами, но ситуацию с безопасностью пассажиров «газелей» одними кавалерийскими наскоками не исправить. Тем более (что греха таить) все водители знают, когда эти рейды проводятся и где, поэтому «с 1-е по 15-е» особенно не лихачат, а самые раздолбанные маршрутки в эти дни ставят на прикол. В общем, получается обычная «сов-— ковая» штурмовщина, а нужна-то ежедневная работа - контроль за выдачей лицензий, последующие регулярные проверки, контроль на дорогах - все, без чего нестанутбезопасными поездки для пассажиров в маршрутных такси. •шения ПДД водителями маршрутных такси». Все это понятно и правильно. Только вот непонятно, как вообще езда по Правилам в Москве (и других крупных городах) сочетается с расчетами в пути, точнее - с получением прибыли для хозяев и лично для себя. ...Время - деньги. В среднем в столице и ближнем Подмосковье план за смену составляет около 3 тысяч рублей; билет стоит 15 (тоже в среднем), а «усредненная» загрузка 10 пассажиров. Не успел собрать план - вычтут. Бригада водителей (не путать с персонажами одного сериала) формируется по национальному или земляческому принципу. «И что, это все?» - безмолвно вопрошаем Москвичей по-прежнему в этом занятии совмы. «Все, - разводит руками инспектор, - сем немного. Средний возраст водителей больше ничего сделать нельзя. Талон техос40-45 лет, все, естественно, мужчины, в общем, состажем.Все понимают, что людей вомотра есть, путевка и остальные документы в порядке. Максимум, что я вправе сделать - зят, но денег-то всегда не хватает, вот и присоставить и послать в адрес этой транспортходится ездить и по «встречке», и на «красный», а в час пик - и по тротуарам... С нашеной фирмы предписание: мол, разберитесь сами с нарушением. Они, наверное, даже отго, заметьте, согласия. Мы тоже торопимся, а потому никакой «смертельный номер» нивет пришлют, что навели порядок...». В этот раз рейд проходил в Москве целую кого не удивляет. Да что там - сами готовы стать его «постановщиками»: сколько раз винеделю, наше же «дежурство» ограничилось двумя днями. За это время инспекторы ГИБДД дел, как пассажиры передают деньги водитеСВАО под оком нашего фотографа остановили лю во время обгона или крутого поворота! в районе Ярославского шоссе примерно 200 Но это так, лирическое отступление - пора маршруток, нашли немало неположенного, вернуться к рейду. типа «запечатанной» наглухо задней двери. Одновременно технадзор вел проверки уже СКОРОСТНОЙ МАРШРУТ в таксопарках, где обнаружил больше сотни ...Второй день рейда проводим на стациомашин с различными неисправностями. Что нарном посту на въезде в Москву: задача инкасается «человеческого фактора», то самое спекторов - выборочно тормозить «газели», частое нарушение, по словам инспекторов, спешащие в город, проверять документы, превышение водителями «газелей» скорости а также загрузку, чтобы количество пассажии проезд на «красный». Таких только по Северов не превышало число мест. ро-Восточному округу ловили до пятидесяти С первого же захода «выхватываем» из поза сутки! И это по официальным данным. тока болид с рекламой некой «Школы водиВпрочем, главная задача рейда и состояла в тельского мастерства». Задняя дверь кокеттом, чтобы «предупредить возможные наруливо расперта снаружи деревянным чурба226 За рулем 06/2005