194
195
ТЕХНИКАПОМОЩНИКИ ВОДИТЕЛЯ/-SВ ОДНОЙ УПРЯЖКЕАнатолий СуховСкаждым годом на автомобиле все больше активных систем безопасности. ABS стала обязательной для европейских производителей с1 июля прошлого года, скоро и другая электроника окажется «в законе». Но многие водители до сих пор с сомнением относятся к действиям компьютера, словно рядом - инструктор автошколы, нажимающий на педали. Причина понятна: системы первых поколений были далеки от совершенства и опытный водительв реальной дорожной ситуации зачастую переигрывал программиста. Поэтому, когда компания TRW - один из ведущих разработчиков в этой области предложила протестировать свои новейшие системы на зимнем полигоне, я настроился на критический лад: пытать - так пытать! И вот яв Лапландии, близ Полярного круга. Шведский городишко Арвидсъяур знаменит не только горными лыжами и зимней рыбалкой, но и огромным полигоном на замерзшем озере. Помимо двух кругов диаметром 200 и 500 мс ледяной и снежной дорожками, здесь есть участок с глубоким снегом и широкие полосы укатанного снега и полированного льда для выполнения «переставки». Чуть подальше, на земной тверди полоски льда и подогреваемого асфальта для испытания ABS (параллельные, а также чередующиеся в шахматном ив случайном порядке), ангар с ггатнадцатипроцентным уклоном лед/асфальт, где испытывают системы помощи притроганье на холме, и гоноч-^ ная трасса. ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ Начнем с систем стабилизации. Подопытный «Пежо407» - не совсем стандартная машина. На серийном экземпляре ESP автоматически включается при скорости 50 км/ч (таково требование производителя), здесь же можно проверить поведение автомобиля без электроники на любой скорости. Выезжаем на малый ледяной круг. Скорость с задействованной>ЧШ~Скорость на большом ледяном круге переваливала за сотню. 194 За рулем 06/2005 ESP добралась до 70 км/ч. Машину слегка таскает, но с траектории она не уходит и не «затыкается», поддерживая стабильную скорость. Ф Отключаем ESP - уже при 55 км/ч начинается занос, но рулем и газом удается довести стабильную скорость до тех же 70 км/ч. У «Пежо407» - отчетливая избыточная поворачиваемость, поэтому он не любит сброса газа, но инженеры поработали на славу - управлять им одно удовольствие. На внешнем снежном круге скорость с отключенной электроникой удалось поднять до 85 км/ч, а вот ESP здесь отказалась разгонять автомобиль быстрее 50 км/ч, хотя вел он себявполне покладисто! Похожая картина и на большом круге, только скорость здесь перевалила за сотню. «Снег и лед требуют разных программ управления, - объяснил мне инженер TRW, - но определить тип покрытия по косвенным признакам очень сложно. Главное для нас - избежать непредсказуемых ситуаций, ну а если водитель может ехать быстрее - пожалуйста!» Следующий автомобиль, «Опель-Вектра С», продемонстрировал столь же великолепную управляемость при нейтральной поворачиваемое™. ESP работает просто идеально (в отличие от систем первых поколений, здесь подтормаживается не одно, а три колеса), оставляя возможность и водителю корректировать траекторию рулем. Скорости здесь оказались даже немного выше, чем на «Пежо», и на снегу мне не удалось обогнать компьютер. А вот третий «подопытный» - «Фольксваген-Гольф» все норовил выскочить наружу, причем как с включенной, так ис отключенной ESP. Хорошо, что под рукой был настоящий, а не электрический ручник - только он и помогал вернуть автомобиль на траекторию. Знакомая картина! Все же роль настроек шасси нельзя недооценивать: полностью «сломать» характер автомобиля электронике не под силу. Хотя без нее - еще хуже. На предель-Испытание систем Hill Assist и Traction control: автомобиль должен тронуться, когда правые колеса - на льду, а левые - на асфальте.ной скорости процент идеальных попаданий в траекторию невысок, а с ESP - хоть и вылет, но небольшой. ПОДЪЕМ НА ХОЛМ Система «помощи на подъеме» (Hill Assist) уже стала серийной, в том числе на недорогих автомобилях класса «мини», которые в Европе обычно оснащают механической коробкой передач. Тестовая «Лянча-Ипсилон» - как раз одна из них. Отпустив педаль тормоза на подъеме, имею секунды три на то, чтобы тронуться с места - пока блок ESP удерживает давление в системе. Для повседневной езды вполне достаточно. Для автомобилей классом повыше TRW предлагает более продвинутую опцию - «автопарк» (Auto-P). Электрогидравлическая система (где давление в системе может создавать отдельный насос) удерживает тормоз до 3 минут, а потом автоматически ставит автомобиль «на электрический ручник» - такой, как, например, на «Ауди-Аб» (с компактной планетарной передачей). Похожий механизм используется ив качестве рабочего тормоза пока на прототипах. Пятнадцатипроцентный подъем, когда под левыми колесами - отполированный лед, а под правыми - асфальт, на обычном автомобиле с места не взять. Не помогает и противобуксовочная система с ограничением тяги двигателя на «Лянче». А вот та, что подтормаживает колеса, как на «ОпелеВектра», творит чудеса. Газ можно нажимать «в пол», не опасаясь пробуксовки. На секунду замерев, автомобиль уверенно разгоняется даже в обледеневшую горку, где, кажется, и зацепитьсято не за что. Шведы и финны уже оценили пользу таких устройств - на узких обледенелых улочках они паркуются почти впритык даже на подъеме, зная, что потом смогут выехать без проблем. Может, и у нас водители станут аккуратнее, когда лед и снег на улицах перестанут быть стихийным бедствием? •Доля новых автомобилей, оборудованных ESP, в мире. 70 % 6050 40 30 20 10Германия Европа Весь мир ЯпонияхОпель-Вектра» - удачное сочетание настроек шасси и электроники. 19982000 2002 2004За рулем 06/2005 195