36
37
38
39
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS RX400hЭЛЕКТРОСИЛАВладимир Аркуша. Фото автора и «Лексус».спех серийной «Тойоты-Приус» с гибридным силовым агрегатом (с 1997года их продано около 360тыс.шт.) послужил стимулом для новых проектов в этой области. Результат одного из них европейским журналистам представили в Греции: «Лексус-RX400h». Впервые в мире комбинированной энергетической установкой оснастили полноприводный вседорожник, да не какой-нибудь, а премиумкласса. На подходе – гибридный седан «Лексус-GS450h».У***Прокладывая живописные маршруты, организаторы тест-драйва явно избегали проселков, да и обули машины по-шоссейному (даром что вседорожник!). Наотличных дорогах, прихотливо вьющихся по побережью, гости вдоволь насладились комфортной и безопасной ездой. Однако этими качествами щедро наделен любой из бензиновых «лексусов» – что добавит к ним электрификация? Разумеется, снижение расхода топлива и улучшение экологических показателей, ради чего и затевались гибриды. За эти качества и создатели, и, что удивительнее, покупатели на первых порах прощали машинам посредственную динамику. «Лексус-RX400h» в снисхождении не нуждается: он разменивает сотню за 7,6секунды – на 1,4с быстрее, чем его бензиновый аналог RX300! Неудивительно: ведь на результат работают разом три мотора – бензиновый и два электрических, приводящих колеса переднейи задней оси. Схему назвали HSD – гибридный синергетический привод. Мудреное греческое слово подразумевает не просто суммирование энергии (это верно лишь для разгона), а возможность использовать преимущества каждого ее источника, создав оптимальный режим. Как это достигается, как взаимодействуют элементы HSD в процессе движения машины, более-менее ясно из приведенной схемы. Пока ее изучают самые любознательные читатели, приглашаю остальных взглянуть на новый «Лексус» глазами водителя и пассажира. Внешне он едва отличается от знакомого вседорожника RX300, на базе которого построен: чуть изменились решетка радиатора, форма воздухозаборника в бампере и противотуманные фары. Откры-36За рулем 07/2005 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодельLEXUS RX400hНеобычен только прибор слева: это индикатор мощности электромоторов.Общие данные Размеры, мм: длина4755 ширина1845 высота1670 база2715 колея спереди/сзади1575/1550 Радиус поворота, м5,7 Снаряженная масса, кг2000 Полная масса, кг2505 Время разгона 0–100 км/ч, с7,6 Макс. скорость, км/ч200 Топливо/запас топлива, лАИ-95/65 Расход топлива, л/100 км: загородный цикл7,6 городской цикл9,1 смешанный цикл8,1 Кузов Конструкциянесущий кузов Количество дверей/мест5/5 Объем багажника (VDA), л439 Двигатель Расположениеспереди поперечно КонфигурацияV6 Число клапанов24 Рабочий объем, смз Степень сжатия10,5 Мощность, кВт/л.с.155/211 при об/мин5600 Крутящий момент, Н . м288 при об/мин4400 Передний электромотор Мощность, кВт123 при об/мин4500 Крутящий момент, Н . м333 при об/мин0–1500 Напряжение, В650 Задний электромотор Мощность, кВт50 при об/мин4610–5120 Крутящий момент, Н . м130 при об/мин0–610 Напряжение, В650 Трансмиссия Типполноприводная Ходовая часть Подвеска спереди/сзадитипа «Мак-Ферсон», со стабилизаторами и газонапол. амортизат. Рулевое управлениереечное с электроусилителем Тормоза передние/задниедисковые Размер шин235/55R18 Безопасность АктивнаяABS, BA, EBD, TRC, VSC, Пассивная7 под VDIM ушек безопасности3311Центральный дисплей – настоящий кладезь информации, от настройки аудиосистемы до картинки с парковочной видеокамеры. Дизайн панели аналогичен RX300, но алюминиевые накладки взамен полированного дерева лучше отвечают новаторскому духу новой модели.ваю массивную дверь: рулевая колонка вежливо отодвигается вперед-вверх, намереваясь облегчить посадку водителю крупного телосложения. Зря утруждалась – я при скромном 48-м размере проскользнул бы и так, а вот коллеге будет приятно. Тихо пожужжав, сервоприводы подогнали сиденье и руль; невольно ожидаю, что двигатель здесь пускается, например, движением брови водителя – ан нет, обычным ключом! Повернул: в черных колодцах засветились неоновые шкалы и… ничего более, ни звука, ниЗа рулем 07/200537 АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS RX400hшороха. Но приборы уверяют: заработал передний электродвигатель. Рычаг селектора – к буковкеD, отпустить «ножник» – поехали! Очутившись на автостраде, наступаю на акселератор: стрелка индикатора мощности прыгает вверх, и двухтонное чудо высоких технологий легко отрывается от попутчиков. Многополосный асфальтобетон сменяется узкой дорогой, нанизывая крутые повороты, карабкаемся вверх. Глагол, впрочем, не самый подходящий: подъемы даются без натуги, только в закрытых поворотах приходится быть осторожнее. А в остальном – крены необременительны, тормоза цепки, поддержка кресла надежна, но ненавязчива, кожаный бублик – кажется, век бы не отпускал… Знай себе, любуйся красотами Эллады. И все-таки нет-нет да позавидую соседу справа: он-то может любоваться не только окрестностями, но и «пейзажем» на цветном дисплее. Там по воле компьютерного разума движутся потоки энергии, часто и неожиданно меняя направление: вот подключился задний мотор, а вот стрелочки потекли к батарее – идет подзарядка.Сзади гибридную машину отличите от бензиновой по светодиодным фонарям и шильдику RX400h.На Западе этот гибрид купят за экологическое совершенство,в России – за ураганную динамику и хай-тек под капотом.СХЕМА РАБОТЫ ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ: 1 – при троганье и намалых скоростях действуют лишь ЭД; 2 – на трассе ДВС и ПЭД работают совместно; мощность ДВС делится между колесами и генера-тором, который приводит ПЭД. Генератор также подзаряжает батарею за счет избытка мощности ДВС; 3 – при разгоне к ДВС подключаются оба ЭД, используя энергию батареи; 4 – при торможении ЭД работают как генераторы, пре-образуя кинетическую энергию в электрическую, которая аккумулируется батареей; 5 – при остановке ДВС автоматически выключается. ДВС – двигатель внутреннего сгорания, ПЭД – передний электродвигатель.На правах рекламы38За рулем 07/2005 ПРЕЗЕНТАЦИЯ LEXUS RX400hгральное управление динамикой. Объединив функции уже известных систем – антиблокировочной, противобуксовочной, стабилизации, распределения тормозных усилий, электроусилителя руля, VDIM отвечает за их взаимодействие друг с другом ис синергетическим приводом. От себя добавлю: за три часа бодрой езды по дорогам со сложным рельефом «Лексус» показал средний расход бензина 10,7л на сотню. Фирма считает, что по экономичности вседорожник-гибрид соответствует куда более легкому седану с мотором сравнимой мощности. Другой расчет: выбросы СО 2в годовом исчислении на 2,6тонны меньше, чем у бензинового аналога при испытании по смешанному европейскому циклу, а уровень выброса окислов азота близок к нулевому. Последний фактор, к которому так требовательны в США, считают особенно важным достоинством гибридов. Даже бегло коснувшись технических подробностей, я, тем не менее, посвятил им большую часть текста – настолько необычна машина. Подчеркну еще раз: ее сделали такой не ради самой необычности, а желая достичь большей гармонии автомобиля с человеком и природой. Стремление к равновесию, подпитанное надежным источником дохода, в мире почти наверняка проявят не только первые 4000 покупателей еще в этом году, но и десятки тысяч – в дальнейшем. Немало россиян уже выразили готовность выложить за продукт высоких технологий не менее 77300долларов. Думается, их самолюбие потешат не столько сэкономленные тонны выбросов, сколько разгон до сотни за 7,6 секунды – не каждый похвастает. Опять же, не в ущерб природе…На правах рекламыКОМПОНОВКА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ГИБРИДНОГО ПРИВОДА HSD: 1 – бензиновый двигатель V6; 2 – передний электросиловой агрегат (электродвигатель, генератор, планетарный редуктор, бесступенчатый вариатор); 3 – высоковольтная батарея 288 В; 4 – блок распределения энергии с преобразователями напряжения; 5 – задний электросиловой агрегат.Хотя мы имеем дело с гибридной установкой, не покидает ощущение, что главная движущая (и тормозящая) сила здесь – электричество. Дело не в количественных показателях, а в его, так сказать, всепроникающем участии. Оно управляет дроссельной заслонкой и регулированием фаз газораспределения, питает компрессор кондиционера и усилитель руля, помогает разгоняться и тормозить. В выигрыше от этого и бензиновый двигатель: у него нет навесных стартера и генератора (их заменяет передний мотор-генератор), а значит, нет шкивов и приводного ремня. У него не отбирают мощность кондиционер и ГУР: они электрические. Управлять многочисленными потоками энергии, столь различными по силе тока, напряжению, направлению, способен только менеджмент высшей квалификации. Электронный блок преобразует постоянный ток батареи в переменный для питания тяговых электродвигателей, одновременно повышая напряжение с 288 до 650В. Конвертер блока, в свою очередь, понижает напряжение постоянного тока с 288 до 12В бортовой сети. Но главная задача – своевременно подключать-отключать-переключать, создавая каждому источнику и потребителю режим наибольшего благоприятствования. Чем оправдана сложность силовой установки? Высокими экологическими параметрами, немалой экономией топлива, великолепной плавностью работы, особенно при разгоне. Нельзя не упомянуть ио таком электронном ангеле-хранителе пассажиров, как VDIM – инте-За рулем 07/200539