231
КОНКУРСМЕТАМОРФОЗЫПобедитель 28-го тура нашего конкурса «Автознатоков» Валерий Маров из города Пушкино Московской области получит премию 6000 руб.Пейзаж с «Нивой» среди подсолнухов, как мы и надеялись, многим приглянулся – было о чем поговорить! Водителя ругают так, будто сами никогда не ошибались. Дама из Казани: «…Даже исправный автомобиль может на наших дорогах подвести в сильный дождь». Инженер из Саратова: «…С такими амортизаторами и по сухой дороге ехать небезопасно». Военнослужащий из Омска: «…У нас многие за рулем «отдыхают», а не мешало бы думать». Вот это – точно. Сколько среди нас умных, даже малопьющих, а посади иного за руль – и удивишься метаморфозе: тихий бухгалтер Сеня Горбунков ведет себя как скандальная «звезда» шоубизнеса. Парень из Торжка написал: «По большому счету, почти каждое ДТП – на совести очередного российского дурака. Один не обустроил дорогу, другой вовремя не отремонтировал, третий выпустил неисправную машину, а четвертый, все это зная, охотно сел за руль…». Начнем с четвертого. Насколько умел наш водитель? По словам рассказчика, машину «внезапно занесло». Но что скрывается за словами «внезапно» – доля секунды, секунда, две, три?.. Машина – тело массивное; чтобы выбросить его с дороги, нужна немалая сила – тем большая, чем резче бросок. Могут ли такую обеспечить шины? Все мы знаем, как инертен, неповоротлив автомобиль на льду, где шинам зацепиться почти не за что. А вот удар колесом, провалившимся в незамеченную яму, вполне может выкинуть с дороги. Но куда, спрашивается, глядел водитель? Если рассказчик ничего не упустил, то в нашем случае удара не было, занос возник мягко – иуВалерия были полновесные секунды на то, чтобы прервать его, не дав «Ниве» «закрутиться». Но умения, похоже, не хватило.Некоторые упрекают его за ненужные споры с пассажиром. Однако согласитесь, что у хорошего водителя в голове автопилот – руки и ноги действуют вне зависимости от темы разговора! Итак, осталось разобраться в причинах заноса. Да, пошел дождь… Но шоссе, будем считать, прямое, водитель машину не дергает, не топчет педали. Почему же произошел срыв? Опытные отметили: в самом начале дождя покрытие, еще не отмытое, бывает очень скользким (будто тавотом намазанное). К тому же начало грозы почти не-пременно сопровождается сильными порывами ветра. А тут еще и шины заметно изношены, да к тому же неровно, плешинами – это говорит о дисбалансе колес и слабых амортизаторах. В сочетании с неровностями покрытия – адская смесь. Валерий вполне мог прозевать начало заноса. Некоторые, дав волю фантазии и… собственной логике, решили, что владелец машины – просто жмот: кое-что в подвеске поменял, а на регулировке сходаразвала сэкономил. Другие уверены, что Валерий не следил за давлением в шинах, да еще и пе-Рисунок Сергея Савиловарегрузил машину. Нет, на сей счет в задаче ни слова. Да и ехала «Нива» до злополучного заноса без замечаний. Так что же могло произойти, когда на дорогу обрушился ливень? Здесь нас часто подстерегает еще одна российская беда: внизких местах разливаются обширные лужи, влетать в которые на высокой скорости опасно: это грозит аквапланированием. Колесо, проходя почти 28 мв секунду, вытесняет из-под себя воду, аона сопротивляется: ведь даже по канавкам хорошего протектора мгновенно ей не убежать. Между покрытием и шиной образуется водяной клин с немалой динамической составляющей давления – скоростным напором. При такой начальной скорости напор в некоторых точках достигает почти 4кгс/см 2. Водяной клин особенно легко поднимает колесо над покрытием, когда протектор изношен, и шина скользит, не касаясь дороги. Что дальше? Множество вариантов. Например: одно колесо в луже, другое нет; оба передних в луже; «всплыли» три из четырех. Неразбериха с тяговыми силами, стормозами. И тем более суправлением. Выходит, наш герой по всем статьям сплоховал… Всех, кто живо откликнулся на предложенную задачу, редакция благодарит. В ответе Валерия Марова всесторонне рассмотрена история с«Нивой» идана полная оценка описанных выше факторов. Мы поздравляем его с заслуженной наградой.ЗАДАЧА ТРИДЦАТАЯМОРЕ СТУДЕНОЕЧуден мыс Казантип при тихой погоде, а нам не повезло. Надвинулись тучи, задождило, как из ведра. Море становилось все нелюдимее, и на третий день мы решили бежать… До шоссе было километра четыре труднопреодолимого чернозема, посему обратились к трактористу. Сговорились о цене, и «Кировец» легко вытащил «шестерку». Мы хорошенько очистили машину от грязи и взяли курс на Керчь. Но что за напасть: тряхнет «жигуленка» посильней – снизу доносится глухой, но тяжелый удар. Остановились. Проверили, что могли. Амортизаторы и пружины целы, остальное на своих местах… А удары все продолжались. На кавказском берегу не утерпели – заехали на эстакаду, чтобы осмотреть машину осно-вательней. И вот она, причина… Но устранять ее – сущее мученье! Я, впрочем, справился. А у вас такое бывало? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 августа 2005 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.За рулем 07/2005 231