126
ЭКОНОМИКАЕВРОКУРСЧТО НАМ ЕВРОСОЛЯРКА?ОАндрей Морозовдним из главных номинантов на Гран-при журнала «За рулем» в категории «Прорыв года» этим летом стала российская нефтяная компания «ЛУКойл». Нефтяники претендуют на почетный приз, после того как в июне объявили, что компания приступает к выпуску (и, главное, реализации) дизельного топлива, соответствующего нормам Евро IV. Звучит, конечно, здорово, но какая от этого будет польза рядовым потребителям? На первый взгляд – никакой. Особенно если пытаться найти в этом шаге «ЛУКойла» финансовую выгоду для простых потребителей – новая солярка, естественно, пока на 5–10% дороже той, что продается по всей стране. Да и зачем им дорогое дизтопливо? На сегодня, согласно проведенному исследованию ВНИИ нефтепереработки, в структуре российского автомобильного парка преобладают автомобили, которые не соответствуют европейским требованиям (около 60% парка) и лишь одна машина из десяти «проходит» по нормам Евро III и IV. С машинами, работающими на дизельном топливе, ситуация еще более «нецивилизованная». «Евродизели» в России чащевсего – гости. Такие двигатели в основном на большегрузных автомобилях, перевозящих товары из Европы в Россию. Отечественный парк грузовиков работает на посконных дизелях, которые едва укладываются в отечественные ГОСТы по количеству ядовитых выбросов в атмосферу. С парком легковых автомобилей положение дел еще печальнее. Официальные дилеры (за редким исключением) не предлагают машины с дизельными двигателями. Несмотря на то что дизели и экономичнее, и надежнее, и безопаснее, россияне интереса к ним не проявляют. Почему? В частности, потому, что найти солярку, от которой твой «евродизель» не сломается в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, практически невозможно. Нормы соответствия евростандартам трудно поддаются популярному изложению. Это сложный набор экологических, технологических и химических требований как к самим автомобилям, так ик топливу, которое они потребляют. В европейских странах на той солярке, что используют сегодня в России, никто не ездит; одно только содержание серы у нас иу них различается в разы! В Германии, странах Скандинавии, Вели-кобритании уже сейчас выпускают дизельное топливо с содержанием серы, соответствующим нормам Евро IV. Более того, введена система дифференцированного налогообложения на такое топливо. И вообще, о чем говорить, если большинство наших грузовиков с дизельным двигателем давно уже не пускают в Европу. В свою очередь, европейские грузовики заезжают на российские просторы с большой опаской. Перед границей стараются заправиться под завязку, а у нас выбирают только редкие «проверенные» АЗС. Современный дизельный двигатель – штука дорогостоящая, и заливать в него нашу обычную соляру иностранцы не рискуют. Соответственно, резко понижается привлекательность нашей страны для автомобильного транзита грузов. По сути дела, «ЛУКойл» «подсуетился» в «узком» месте. Компания первой из российских нефтяных фирм начинает крупномасштабное производство и продажу экологически чистого дизельного топлива с пониженным содержанием серы. Летом его начали выпускать сразу три нефтеперерабатывающих завода компании: вПерми (200–220 тыс. тонн в месяц), Нижнем Новгороде (120– 150 тыс. тонн) и в Ухте (20 тыс.).Топливо предлагается двух видов – зимнее и летнее. Оно содержит 0,005% серы, то есть в 40 раз меньше, чем предусмотрено российским ГОСТом! По словам начальника управления технического обеспечения переработки и сбыта «ЛУКойла» Владимира Ракитского, если за первые пять месяцев 2005 года компания произвела около 1 млн. тонн дизтоплива Евро IV (26,6% от общего объема производства дизельного топлива), то уже в третьем квартале его выпустят 1,39 млн. тонн (53,1% от общего объема). «ЛУКойл» заявляет, что в основном производство ориентировано на продажу на российском рынке. «ЛУКойл» пытается создать рынок «еврозаправок» в России. Вице-президент компании Вадим Воробьев рассказал, что дизельное топливо Евро IV появилось на российских АЗС с начала июля 2005 года – пока в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Республике Коми, Архангельской, Пермской, Нижегородской, Челябинской и Калининградской областях. С июля это топливо продается уже на 400 из 1200 принадлежащих в России «ЛУКойлу» АЗС. В Москве таких 20, еще 12 – в Подмосковье. Так что житель столицы уже сможет купить современный автомобиль с дизельным двигателем и при этом не бояться, что завтра его мотор остановится, «наглотавшись» нашей летней солярки. Пока это будет импортный автомобиль, но, может быть, появление «евротоплива» подтолкнет и отечественных автомобилестроителей. «Газели» с двигателем «Штайр» не слишком хорошо продавались, потому что дизель считали очень капризным. А он просто «хотел» работать на хорошем, качественном топливе…126 За рулем 09/2005