220
ТЕХНИКА12 ВОПРОСОВЧТО НАТЯГИВАЕТ ПРЕДНАТЯЖИТЕЛЬ?Алексей Воробьев-ОбуховВпользе подушек безопасности сомневаться не приходится. Однако при неграмотном использовании (без ремней) они могут быть опасны. Фронтальная подушка выстреливает прямо в лицо седоку и может нанести серьезные травмы, если ударит, допустим, по носу раньше, чем подушка полностью раскроется и начнет стравливать газ через специальное отверстие. «Притормозить» человека в случае столкновения и срабатывания подушки может только ремень безопасности и то при условии, что он крепконатянут – гораздо сильнее, чем при спокойной езде. Поэтому в конце 80-х появились так называемые преднатяжители. Суть идеи в том, что на ось подпружиненной катушки, наматывающей ремень, надели звездочку, которая вращается набором шариков. Их толкают по трубке пороховые газы из специального пиропатрона. Последний срабатывает параллельно с патроном подушки, моментально выбирая слабину ремня. А чтобы у седока не перехватило дыхание, ось при определенном усилии наПреднатяжитель автомобилей «МерседесБенц» 1994–1997 гг. Длинный «карандаш» – пиропатрон, внизу показан торсионный ограничитель натяжения в разных стадиях работы внутри катушки.На французском «Рено-Меган» линейные преднатяжители расположили по обе стороны сиденья, чтобы равномернее натянуть обе ветви ремня.В современном «Мерседесе» М-класса преднатяжители линейные. Срабатывая, они отодвигают тягу с замком ремня безопасности сантиметров на 15.Цепи, управляющие пиропатронами, всегда проложены независимо от остальной электропроводки. Разъемы подушек и преднатяжителей, как правило, кричащежелтого цвета (на снимке – преднатяжитель, установленный в «Хонде-Сивик») и как бы говорят: «Не тронь меня!». Будьте крайне осторожны при работах с электрикой на машинах с подушками безопасности – кроме них, «заминированы» инерционные катушки или тяги, идущие к ремням безопасности и их пряжкам. «Холостой выстрел» в этих устройствах, конечно, не так опасен, как в подушках, но последующая замена преднатяжителей выльется в копеечку!ленте (около 400 кгс) закручивается как торсион, ограничивая величину натяжения. Подобные схемы преднатяжителей применялись довольно долго (да и теперь еще не ушли в прошлое), но конструкторы нашли недостатки ив них. Трехточечный ремень безопасности, как известно, состоит из двух ветвей – поясной и диагональной. Причем лента дважды проходит через петли (на стойке ив пряжке), огибая их под углом около 180о ик тому же плотно прилегает к одежде. Поэтому единственный преднатяжитель не обеспечивает равномерного натяжения обеих ветвей. Так появились схемы (в частности, на автомобилях «Рено») с двумя линейными преднатяжителями. Здесь патроны выстреливают в поршни, с которыми соединены замок ремня и специальный узел с нижней точкой крепления. В самое последнее время ряд фирм внедряет системы, предвидящие опасность (Pre Safe). Если датчики обнаружат угрозу столкновения, они заранее притянут седоков к креслам. Но не одноразовым пиропатроном, а электромотором в механизме инерционной катушки. Потом ремни расслабятся до первоначального состояния, не стесняя ваших движений.220 За рулем 09/2005