248
249
250
СПОРТ И ТЮНИНГТЕХНИКА ПИТ-ЛАЙНАГОРОД МАСТЕРОВЕвгений Борисенков. Фото: Георгий Садковесмотря на грозную внешность, спортивная техника капризна и недолговечна. Но самого, пожалуй, деликатного обращения требуют болиды, выступающие на кольце. В полевых условиях им не выжить – в дни соревнований рядом с трассой возникает город. Населяют его исключительно мастера (нет, не спорта – своего дела), ибо посторонним в этом четко функционирующем организме делать нечего.Н10 тыс. км. Но даже при таких смешных цифрах моторесурс дизеля берегут – на стоянках электроэнергию берут от внешнего независимого источника. Если поблизости нет централизованной «розетки», в ход идут переносные генераторы. Жизненное пространство кабины также используют только по прямому назначению. В паркинге она обычно закрыта, и лишь в случае, когда кому-либо из команды приходится переквалифицироваться в сторожа (обычно охра-Задний борт полуприцепа одновременно служит грузоподъемной платформой.ну обеспечивают организаторы, но и на их старуху порой случается проруха), ему позволяют воспользоваться «спальником». Полуприцеп разделен на множество отсеков. Прямо над седлом расположен офис – комната для общения со спонсорами, прессой и иными нужными людьми. Обстановка уютная: чайный столикДОМАШНИЙ ОЧАГГонки проходят на разных трассах, команды все время ведут кочевую жизнь, поэтому город мастеров стоит на колесах. Основное здание каждой команды – так называемый моторхоум. Как правило, это многофункциональный полуприцеп, запряженный магистральным тягачом. Жизнь последнего, по сравнению с братьями-дальнобойщиками, – сущий рай. В надежных руках спортивных механиков автомобиль, словно у Христа за пазухой, – чист, ухожен и всегда готов к рейсу. Да и ездить много ему не приходится – средний пробег за сезон около248 За рулем 09/2005 ТЕХНИКА ПИТ-ЛАЙНАс кофеваркой и тостером, холодильник с прохладительными и призовыми напитками, телевизор, видео, полужесткие (чтоб гости не засиживались) диваны и рабочий стол с компьютером. Следом идет зона сервиса. Тут «катаются» выносные и стационарные верстаки, ручной инструмент, оборудование и наиболее ценные запчасти. В списке штатного оснащения – более 70 позиций. В хвосте возят гоночную технику. В зависимости от типа машины («формула» или «кузов») здесь помещается от двух до четырех болидов. Расстояние между стеллажами легко изменить, получив нужную высоту. Для погрузкиразгрузки пользуются лифтом, платформа которого одновременно служит задним бортом трейлера. Остальной скарб умещается в «подвале», вход в который закрывают наружные боковые створки. Хранят и обслуживают спортивные машины не под открытым небом – весь уик-энд они располагаются в шатрах, развернутых по обеим сторонам «главного здания». Легковозводимая конструкция надежно защищает обитателей от жары, непогоды и посторонних глаз. Стоят они не на сырой земле: пол покрывают сборные пластиковые ковры – предмет гордости и постоянной заботы команды. На поддержание их в идеальной чистоте не жалеют ни сил, ни времени, ни стирального порошка. Позади, во втором эшелоне, к моторхоуму приставлены скромные (по виду, но не по значению!) палатки: комната отдыха и столовая. Пища в основном привозная, однако некоторые гурманы возят с собой походную плиту и мангал для шашлыка. Чего в таком городе почти нет – это мест для ночлега. Пилоты с механиками предпочитают гостиницы, и лишь немногие позволяют себе такую роскошь, как кемпер. Комфортабельный персональный отель явно лучше казенного номера, но уж больно недемократичен и дорог.Скутеры и велосипеды – популярное средство передвижения по пит-лайну. Во время гонок в складской половине моторхоума хранят всякую всячину.Накануне соревнований владения команды открыты для посетителей любого возраста.Гоночные машины ночуют в отнюдь не изодранных шатрах. СПОРТ И ТЮНИНГТЕХНИКА ПИТ-ЛАЙНАПластиковые ковры – не ровня персидским, однако ухаживают за ними столь же тщательно.Самые ценные запчасти хранят в «главном здании» рядом с офисом.Кольцевые болиды «сидят» много ниже обычных машин. Чтобы съехать с автовоза, у«хонд» приходится снимать спойлер.КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВОПо завершении обустройства моторхоум на время превращается в стационарный объект, но движение в городе не прекращается. Постоянно снуют работающие «на подхвате» технички команд. В большинстве это фургоны на базе «Форда-Транзит» и «Фольксвагена Т-4» с распашными дверями и высокой крышей. Набиты они всякой всячиной вроде бочек с топливом, запасных колес, резервного оборудования и хозяйственного скарба. Короче, каптерка на резиновом ходу. Сзади – неизменный фаркоп для буксировки прицепа-автовоза. На них возят болиды, не поместившиеся в моторхоум либо по техническим причинам задержавшиеся на базе. Технику, выступающую в моноклассе, доставляют на самых обычных автовозах – десяток-другой боевых единиц ни в один моторхоум не влезут. Правда, эти (как правило, наемные) грузовики в гоночный город не пускают, и они встают табором на ближней окраине. Дискриминация вынужденная – огромные неповоротливые трейлеры могут запросто парализовать движение. Из-за плотной «застройки» и скромных размеров города население предпочитает пользо-ваться маломерным транспортом. В ходу скутеры и велосипеды «профильных» производителей. Так, вице-чемпион страны в классе «Туринг» Михаил Ухов предпочитает марку БМВ. Но встречаются и уникальные конструкции – изнуренные зимним бездельем, механики порой сооружают средства транспорта,не поддающиеся классификации. Для порядка им присваивают имена собственные вроде «тянитолкая». А еще – и пилоты, и механики любят ходить пешком. Ведь они, как один, спортсмены – значит, должны поддерживать форму. Будет время – еще накатаются.Для оперативной перевозки спортивной техники удобен «легковой» прицеп.На правах рекламы250 За рулем 09/2005