258
259
260
261
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯКоробка RL608 – макет позволяет заглянуть внутрь сложного механизма.РОССИЙСКИЙ АВТОМАТ, НО НЕ «КАЛАШНИКОВ»На моторшоу МИМС-2005 почти незамеченной для публики прошла презентация первого отечественного легкового «автомата». (Если, конечно, не считать агрегатов для правительственных лимузинов.) Компания «Кате», набившая руку на ремонте импортных коробок, отважилась пойти дальше и разработала собственные «автоматы» для легких грузовиков и переднеприводных легковых моделей. Чтобы достичь столь амбициозной цели, потребовалось объединить интеллектуальный потенциал молодых выпускников и ученых МГТУ им. Баумана, производственные возможности тайваньской фирмы Tsang Yow (лидера по производству деталей «автоматов» в регионе), заручиться поддержкой Минпрома РФ и договориться с Внешторгбанком об инвестициях. В настоящее время под этот проект начато строительство сборочного завода в Калининграде мощностью 260000 агрегатов в год, где поступающие с Тайваня узлы будут превращаться в готовые коробки передач. Подчеркнем, речь не идет о копировании зарубежных образцов – многие технические решения запатентованы. Шестиступенчатый агрегат RL608 для моделей ГАЗ и УАЗ – привычной конструкции, правда, сцепление, блокирующее гидротрансформатор, в нем не одно-, а многодисковое, что повышает ресурс. Коробка работает при давлении масла всего 10 атм, а не 20–25, как обычно. Расчетный ресурс при крутящем моменте до 300 Н . м – не менее 300000 км. Более интересна семиступенчатая коробка FT702 для переднеприводных автомобилей (имеются в виду прежде всего «лады» и «Форд-Фокус»). В ней реализуется практически идеальная характеристика и притом… нет гидротрансформатора. Можно сказать, мы имеем дело с автоматизированной планетарной коробкой. Агрегат получился даже короче, чем штатная пятиступенчатая ко-робка, применяемая на «ладах». Он также рассчитан на 300 000 км и крутящий момент до 150Н . м. Пятая передача – прямая и потому на ней КПД близок к 100%. На остальных передачах (кроме первой и заднего хода) этот показатель не опускается ниже 97,8%. Весь набор реализован лишь тремя планетарными звеньями и шестью элементами управления. Говорят, на сегодня аналогов в мире нет.Схема агрегата FT702.258 За рулем 10/2005 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯРУЛИТЬ ВЕЗДЕ!Подразделение «Отомотив Системс» фирмы «Континенталь» разработало многорычажную заднюю подвеску с индивидуально управляемыми колесами. Поворотные задние колеса не такая уж новость, но раньше они непременно были механически связаны тягами, как и передние. Эти тяги отнимали место, затрудняя размещение выхлопной системы, бензобака, привода. Отчасти поэтому, несмотря на очевидное улучшение маневренности и стабильности, такие конструкции до сих пор не нашли широкого применения даже на дорогих авто. Отныне проблема, по мнению фирмы, решена. В почти обычной многорычажной подвеске каждое колесо поворачивает собственный электромеханический либо гидравлический привод. В первом случае поворот осуществляют электромоторы, интегрированные вНа правах рекламыодин блок с редукторами. Во втором варианте нужны гидроцилиндры с управляющими клапанами, включенные в общую гидравлическую систему рулевого управления. Сложности начинаются на уровне программного обеспечения и надежности. Ведь колеса должны управляться согласованно в соответствии с сигналами датчиков продольных, поперечных и угловых ускорений. Дело компьютера (так и хочется сказать – суперкомпьютера) – моментально сравнить реальную траекторию движения автомобиля с заданной водителем и принять математически точное решение о торможении и повороте передних и каждого из задних колес! На «Континентале» уверяют, что здесь проблем не будет, и предрекают скорую интеграцию всех систем ходовой части автомобиля в «глобально управляемое шасси» Global Chassis Control – GCC.Электромеханический вариант управляемых задних колес: 1 – электронный блок управления; 2 – электромеханический привод; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – датчик угла поворота руля.СОВСЕМ НЕ ТУМАННАЯ «АНДРОМЕДА»Миланская фирма Nuvera Fuel Cells по производству топливных элементов и Массачусетский Кембриджский университет представили второе поколение мощных водородных «батарей» «Андромеда II». Новый блок выдает 125 кВт/168 л.с. электрической мощности, чего с лихвой достаточно для легкового автомобиля (не забудем ио великолепном тяговом моменте электродвигателей). Как утверждает Уильям Митчелл, вицепрезидент фирмы по маркетингу, «Андромеда II» – лучшее, что есть на рынке автомобильных топливных элементов. Кроме выдающихся энергетических показателей, эти элементы запускаются при минус 30°С и развивают 50% мощности всего через 30 с. Не требуется и дополнительного увлажнения водорода и воздуха. При этом не отмечено заметного ухудшения параметров даже после 100000 пусков, а снижение напряжения на ячейке непревышает 10 мкВ/ч. Гарантированный (нодалеко не предельный) срок службы составляет 1500 часов, что эквивалентно примерно 75000 км пробега.За рулем 10/2005 259 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВ корпусе микроакселерометра объединены чип с процессором (справа) и кристалл с подвижной измерительной массой (слева).УДАР УДАРУ РОЗНЬСовременные системы пассивной безопасности нуждаются в точных данных о замедлении автомобиля по продольной и поперечным осям, а также углового ускорения вокруг горизонтальной оси. Именно на основании этих данных процессор «прикажет» раскрыть те или иные подушки, задействовать преднатяжители ремней или дуги безопасности на открытых машинах. Если разместить такие датчики в деформируемых зонах, они смогут детально рассказать компьютеру, как сминается кузов, и тогда его решение будет безошибочным. Очевидно, датчик-акселерометр должен быть недорогим и миниатюрным – таков недавно разработанный фирмой «Бош». Речь идет, по сути, о микросхеме в корпусе размером 10х4х1,75 мм. Инерционные массы, по микроперемещению которых и измеряют ускорения в диапазоне 20–200g, выполнены травлением на поверхности кремниевого кристалла. Микронные сдвиги этих «консолей» изменяют электрическую емкость микроконденсаторов, а расположенный на той же основе чип преобразует сигнал в нужный вид. Подобные акселерометры выпускаются фирмой с 1998 года и разошлись по всему миру тиражом 200 млн. штук. Новое, второе поколение отличается значительно меньшей стоимостью, что позволяет ожидать распространения все более продвинутых систем пассивной безопасности вниз по классам.ВОДИТЕЛЮ – СТРЕЛКИ, ПАССАЖИРУ – КИНОлосе. Вместо применяемых обычно радарных датчиков на «Опеле» решили использовать так называемые лазерные «Лидары» (Light Detection and Ranging), имеющие большую дальность и угол зрения. Новинка автоматически поддерживает безопасную дистанцию как на шоссе, так ив городских пробках. Кроме того, она предупреждает о непреднамеренном (без указателя поворота) уходе с полосы движения. Как утверждают разработчики, лазерам, работающим в инфракрасном диапазоне, не страшен дождь и не слишком густой туман. Правда, нужна четкая дорожная разметка.Девиз этого монитора – «Каждому свое». Не ясно, правда, что увидит пассажир, сидящий сзади посередине… Над стрелкой спидометра отображаются положение машины на полосе и дистанция до впереди идущего авто. Последнее, скорее, для справки – в случае чего система сама примет меры.На прошедшей в августе технологической конференции инженеры «Опеля» представили две любопытные новинки. Одна из них – жидкокристаллический монитор, созданный в сотрудничестве с японской фирмой «Шарп». Всем известный недостаток подобных мониторов – ограниченный угол обзора – удалось превратить в преимущество. Изображение наэкране «Дуал Вью», установленном на центральной консоли демонстрационного «Опеля-Вектра Караван», хорошо видно и водителю, и пассажиру. Вот только каждый смотрит на... свою картинку. Пока пассажир развлекается фильмом с DVD-плейера, водитель изучает карту и указания бортового навигатора. На стоянке, разумеется, можно посмот-реть фильм и вдвоем, но только пока не заработал мотор. Безопасность нынче превыше всего! Ей была посвящена и вторая презентация. Речь идет о системе, объединяющей темпомат с функцией поддержания безопасной дистанции и устройство, отслеживающее положение автомобиля на по-260 За рулем 10/2005 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВИСПЫТЫВАЕТЕ БОЛИ В СПИНЕ?Это обычный вопрос для работников службы доставки или экспресс-почты. Им приходится то и дело выскакивать из кабины, доставать из кузова коробки, бандероли и т.д. Именно ради облегчения труда водителей-экспедиторов и был создан развозной концепт-кар DCV (Distribution Concept Vehicle), плод совместной работы Volvo Truck Nordic Market, TFK (шведский транспортный НИИ) и Schenker A° keri AB (развозная фирма). Этот фургон построен на шасси автобуса «Вольво-В12М», а кабина изготовлена кузов.. ным ателье Sa ffle Karosseri. Все было собрано воедино на заводе Swedish Firebus в Арвике. С момента презентации, которая прошла год назад, DCV успешно трудится, развозя пакеты и посылки, и уже успел стать любимцем водителей. Да и фирма довольна – количество больничных листов заметно снизилось. Например, в обычном фургоне водитель должен либо спрыгивать на дорогу с грузовой платформы, либо спускаться, теряя время, на откидном грузовом лифте. При этом перегружаются мышцы и связки ног. В DCV можно пройти в грузовой отсек прямо из кабины и без труда (к тому же быстро) извлечь небольшую посылку. Выход из кабины здесь тоже устроен по-автобусному: никаких прыжков, перед водителем удобные ступеньки справа. Поскольку развозной фургон предназначен для работы в городской сутолоке, особое внимание разработчики обратили на улучшение обзорности: ветровое стекло понижено, установлены не только панорамные зеркала, но и видеокамера. Исследования показали, что если все развозные грузовики заменить на DCV, то их количество на улицах можно будет сократить вдвое, поскольку обработка груза и доставка его клиенту ускоряются. DCV еще не обрел окончательного вида: концепт будут проверять и улучшать в течение пяти лет. А затем, вероятно, он обретет долгую серийную жизнь – автомобили этого назначения порой выпускают на протяжении десятилетий.Выход на проезжую часть в принципе невозможен – слева двери нет. Зато есть удобные панорамные зеркала. Чтобы взять очередную коробку, водителю DCV не надо выходить на улицу, обегать фургон, открывать задний борт и т.д. Дверь открывается кнопкой.