316
317
БЕЗОПАСНОСТЬРЕФОРМА ГАИ ОПЫТ СОСЕДЕЙВПРИДОРОЖНЫЙ ПАНпрошлом году некогда братская Польша стала членом ЕС (а еще раньше – НАТО), для чего ей пришлось привести в соответствие стребованиями этой организации все свои законы, структуру государственного управления и т.д. Коснулись эти реформы и дорожной полиции. Пятнадцать лет назад она была практически полным аналогом нашей ГАИ, теперь же все иначе. О том, как изменилась и чем теперь занимается польская дорожная полиция, мы решили узнать, отправившись в поездку по этой стране. Первые впечатления: отличные дороги (по качеству, наличию разметки, знаков и т.д.), но восновном – узкие. Ездят все быстро, иногда нарушая скоростной режим, но – вежливо. За четыре дня только дважды мы встретили дорожных полицейских. Пикет был хорошо виден издалека, но о том, что он там, предупреждали и встречные водители – мигали, как и унас. Позже, общаясь с польскими автомобилистами, выяснилось: конечно, вдруг и сразу все не начали любить свою полицию, но относиться кслужителям закона стали гораздо лучше. Видимо, есть за что…Игорь МоржареттоДЕНЬГИ РЕШАЮТ НЕ ВСЕ– Главное, что нам удалось сделать за эти годы – изменить отношение общества к нашей полиции, – рассказала нам советник главного коменданта полиции Польши Алисия Хытрэк. – Это раньше дорожный полицейский, как и увас, был героем анекдотов, в которых только и умел, что вымогать деньги. Сейчас, согласно всем опросам, 66% поляков положительно оценивают работу полиции. Недавно мы объявили дополнительный набор, и за ме-сяц уже поступило две тысячи заявлений! Теперь можем отбирать самых лучших. Зарплата и хорошая пенсия, конечно, стимул, но все же не главный. Служба в польской полиции стала престижной и уважаемой. Люди видят, что она теперь другая, видят реальные результаты: преступления раскрываются не только в кино, а ив жизни. Изменилось и ее оснащение – у польских полицейских сейчас самые современные компьютерные системы, системы связи, лаборатории, автомобили и т.д. Высокая зарплата тоже играет свою роль. К тому же работа в государственной структуре считается более стабильной, чем вчастной компании. Да еще прельщает возможность после 15 лет службы уйти на пенсию. Ее размер зависит от многих факторов, но в любом случае дает возможность жить в«капиталистической» Польше достойно. В польской полиции сейчас служит около 100 тыс. человек, но самое большое управле-316 За рулем 10/2005 РЕФОРМА ГАИ ОПЫТ СОСЕДЕЙВидео- и фоторадары сегодня – главные «борцы» с нарушителями. А «засады» носят характер профилактический.ние – профилактическое. Дорожная полиция (около 6 тыс. человек) входит в его структуру. Причем вней служат самые подготовленные специалисты, потому что по характеру работы они должны не просто уметь водить автомобиль, а делать это виртуозно; не просто в совершенстве владеть компьютером, а работать со специальной фото- и видеотехникой, радарами, тестерами на алкоголь и наркотики, знать многочисленные законодательные акты и документы. Как положено перевозить те или иные грузы, как оказывать медицинскую помощь и т.д. Но, конечно, главная задача полицейских – управлять дорожным движением. Во всем мире дорожных полицейских относят к элите. Они – лицо всей полиции: всегда на виду, по их работе судят о всей службе. Как нам рассказали, в Польше очень большое внимание уделяют подбору кадров. Обучение дорожных полицейских в академии продолжается два года. Для работы «участковым» надо учиться год, в криминальной полиции – полтора. Это при том, что среди кандидатов на должности вдорожной полиции большая часть людей – свысшим образованием, большинство знает два и более языка. Сегодня это – непременное условие для работы. Кстати, интересно, что среди упоминавшихся двух тысяч заявлений 40% принадлежит женщинам. Полицейский – теперь одна из самых для них популярных работ в Польше; 11% сотрудников – женщины. Это о многом говорит. Реформа полиции в Польше, которая началась в 1990 году, прошла достаточно мягко благодаря внимательному отношению к «старым кадрам». – В нашей полиции увольнение возможно только по двум причинам: если сотрудник управлял автомобилем в нетрезвом состоянии или против него государственный орган (не частное лицо!) возбудил уголовное дело. Если государство не доверяет, значит, он ему служить не может, – разъясняет Алисия Хытрэк. – Но таких за 15 лет было не слишком много. Сокращение численности полиции шло за счет тех, кто уходил на пенсию. Реформа была увязана с пенсионным законодательством. Оно предусматривало выход на пенсию после 15 лет службы.ЗАСАДА… НА ВИДУ У ВСЕХДорожной полиции Польши поставлена только одна задача – организация дорожного движения. Другие, вспомогательные, тоже направлены на выполнение главной – например, в сотрудничестве с местными органами власти следить за состоянием дорог, разметки и знаков. Водительские удостоверения выдают специальные транспортные отделы при местных администрациях. Там же, кстати, и регистрируют автомобили. Но полиция к работе этих учреждений никакого отношения не имеет. Если говорить о службе, то польский полицейский не имеет права сидеть в засаде на дороге, контролируя скорость радаром! – Такое в нашей полиции уже было, многие об этом помнят, но давным-давно запрещено! – рассказала пани Алисия. – По закону патрульный автомобиль дорожной полиции должен быть обозначен специальной раскраской и виден издалека. Ведь полиция называется «профилактической», и уже то, что на трассе стоит полицейский автомобиль, побуждает водителей сбрасывать скорость. Главная цель – не наказать за нарушение, а предупредить его. Для наказания есть другие способы. Уже полтора года мы активно закупаем фото- и видеорегистраторы. Устанавливаем их как в городах, так и на трассах. Каждый такой прибор делает фотографии, где видны и номер машины, иее скорость. Полиция рассылает нарушителям приглашения явиться – не вызывает, а именно приглашает! Там демонстрируют снимки и предлагают уплатить штраф, установленный законом. Если водитель согласен, то платит, если нет – его вызывают в суд. Как правило, большинство платит сразу. Число этих фоторадаров увеличивается от месяца к месяцу – это, ко всему прочему, выгодно – прибор довольно быстро окупается. Аколичество нарушителей сокращается. Между прочим, польский полицейский «дистанцирован» от работы с деньгами. На трассе он не имеет права взять штраф, даже мизерный, с гражданина Польши – только выдает ему квитанцию. – Надо учесть, что за последние годы поляки много колесили по другим странам Ев-ропы и научились ездить аккуратно и вежливо, – уверена пани Хытрэк. – Теперь мы стараемся научить их ездить по правилам, с нужной скоростью.ШТРАФЫ ПО-ПОЛЬСКИСамый маленький штраф, в соответствии с польским кодексом, составляет 20злотых (1доллар = 3,2 злотого). Его придется заплатить за такие экзотические правонарушения, как «перегон животных в состоянии, которое не позволяет их контролировать» или же «езда на запряжных средствах передвижения сполозьями без звонков и погремушек». Самый большой штраф – 500 злотых. Его предусмотрели за злостное нарушение скоростного режима (больше чем на 50км/ч) или как наказание тех водителей, которые объезжают автомобиль, остановившийся перед «зеброй», чтобы пропустить пешеходов. В кодексе предусмотрены наказания как для водителей, так идля пешеходов, велосипедистов и даже для пастухов (см. выше). Вот некоторые из них. Для пешеходов: выход на проезжую часть непосредственно перед движущимся транспортным средством (в том числе по «зебре») – 100 злотых; переход через проезжую часть в неположенном месте – 20 злотых. Для водителей: отказ уступить дорогу трамваю – 100 злотых; езда без ремней безопасности – 70; использование водителем сотового телефона во время езды – 100; отказ уступить первенство другому автомобилю, который хочет включиться в движение, – 200; превышение допустимой скорости на 50 км/ч – 500 злотых; создание опасности в движении при торможении – 250; создание опасности при несоблюдении дистанции – 250; езда со скоростью, затрудняющей движение других транспортных средств, – 200; обгон спецтранспорта в населенном пункте – 300. Сейчас в России 170 автомобилей на 1000 жителей. В Польше – 330. При этом на одного дорожного полицейского у них приходится 2тыс. автомобилей, у нас – 250. В2004 году вРоссии произошло 208 тыс. ДТП, в которых погибло 34,5 тыс. человек, в Польше – 51,4 тыс. и 5,7 тыс. соответственно.За рулем 10/2005 317