142
143
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА АВТОПАРК КАЛИНИНГРАДСКОЙ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТЕЙАРИФМЕТИКА С ГЕОГРАФИЕЙИгорь МоржареттоПродолжаем цикл статистических обзоров, представляющих автопарк российских регионов. В предыдущих номерах (ЗР, 2005, № 7–10) мы рассказали о Москве, Санкт-Петербурге иЛенинградской области, Екатеринбурге и Свердловской области, Ростовской области иПриморском крае. Сегодня представляем парки еще двух регионов – Калининградской и Новосибирской областей. Первая из них, поуверениям местных краеведов, находится как раз посредине Европы; вторая, согласно официальным измерениям, – центр Евразии. Немудрено, что в Новосибирской области Итак, имеем автопарк, по количеству сравнимый с парком небольшого европейского государства. А по составу? Отечественные машины в анклаве, естественно, в меньшинстве: всего 18%. Причем весь этот сегмент молодым не назовешь: 91,3% «россиянок» старше 7 лет. Поскольку в 90-е годы ив начале нынешнего века ввоз в область автомобилей российских марок был крайне незначительным, можно смело предположить, что большая их часть еще советского производства. Но в этом регионе давно правят бал иномарки. Более того, на протяжении 90-х годов Калининградская область была их основным поставщиком для всей страны, этаким «мостиком» в Европу. Много ли россиян знают автомобильный код, скажем, Курганской области? А вот то, что калининградские номера – «тридцать девятые», помнят очень многие, от Смоленска до самой Сибири. Сейчас иномарок в области 81,7% – внушительная цифра. Впереди только Приморский край и Сахалинская область. Но если в Дальневосточном регионе преобладают подержанные «праворукие» «японки», то в парке Калининградской области – подержанные же «немцы»: «фольксвагены», «опели», «ауди», «мерседесы»… Общероссийский лидер среди иномарок – японская «Тойота» в бывшей Восточной Пруссии довольствуется скромным 15-м местом в общем зачете, пропустив вперед даже вечных конкурентов – «Мазду», «Ниссан» и «Мицубиси». В рейтинге популярности иностранных моделей у «немцев» тоже абсолютный перевес; «японки» появляются лишь на 14-м месте («Мазда-626») и 23-м («Мицубиси-Галант»). Не слишком жалуют здесь наших восточных соседей... Да и «кореянок», что в последние годы лидируют в России по продажам, здесь тоже не очень привечают – «Хёндэ» и КИА занимают 25-е и 26-е место (при том, что автомобили КИА собирают именно в Калининграде), а у «Дэу» и вовсе 48-е место! Все это объясняется очень просто. Калининградская область хоть и находится географически в Европе, но ее жители по уровню доходов отстают даже от многих российских регионов – потому и довольствуются сильно подержанными авто из Германии, Литвы и Польши. Благо, если они предназначены только для «внутреннего употребления», таможенные пошлины платить не надо. Как результат, 96,2% иномарок в области – старше 7лет. Покупают, что подешевле… Что касается новых автомобилей, за прошлый год их здесь прибавилось – 934. Удивительно, но лидирует АВТОВАЗ, который продал за год 337 машин. Видимо, автогигант сумел-таки наладить работу, потянулись к его дилерам калининградцы… Новые УАЗы в ко-Самые популярные иномарки в Калининградской области.смешались и западные, и восточные тенденции. А вот Калининградская область – совсем уже Европа. Или все-таки почти – с поправкой на российские реалии…ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (по маркам) на 01.01. 05МаркаКол-во, шт. ВАЗ182 038 «Москвич»53 101 «Тойота»51 910 ГАЗ40 452 ЗАЗ27 188 УАЗ23 788 «Ниссан»10 365 ИЖ9638 «Хонда»5809 «Мицубиси»4845 ЛуАЗ3170 «Мазда»2678 «Мерседес»2358 «Форд»2314 «Сузуки»1787 «Ауди»1641 БМВ1536 «Опель»1355 «Фольксваген»1250 «Субару»1153 «Дэу»667 «Вольво»608 «Лексус»361 «Хёндэ»361 «Рено»288 «Джип»281 «Дайхатсу»271 ИТОГО МаркаКол-во, шт. КИА227 ФИАТ197 «Пежо»191 РАФ178 «Ленд-Ровер»143 «Шкода»124 «Шевроле»114 «Ныса»72 «Крайслер»65 «Саньён»63 «Рейндж-Ровер»47 СААБ41 АРО38 «Линкольн»35 «Додж»34 «Ситроен»30 «Понтиак»29 «Кадиллак»26 «Авиа»25 «Альфа-Ромео»23 «Меркьюри»22 СЕАТ22 «Ровер»18 «Бьюик»16 «Ягуар»15 «Виллис»14 «Тянцинь»13 МаркаКол-во, шт. GMC11 «Тальбо»10 «Олдсмобил»9 «Плимут»8 «Игл»7 «Лянча»7 «Акура»6 «Донинвест»6 «Трабант»6 «Остин-Ровер»5 «Порше»5 «Баркас»4 «Юлон»4 «Вартбург»3 «Гео»3 «Вандерер»2 «Дачия»2 «Инфинити»2 «Мини»2 «Сингуанг»2 «Хаммер»2 «Азия»1 «Бедфорд»1 «Воксхолл»1 «Застава»1 «Сатурн»1 433 796ФОРПОСТ В ЕВРОПЕПосле распада СССР самая маленькая из российских областей оказалась оторванной от остальной страны. Со всех сторон ее окружают государства – члены НАТО и ЕС: из Калининграда доехать на автомобиле до Варшавы и Берлина куда ближе (и проще!), чем до Москвы. Близость к Европе и оторванность от «материка» сказались на структуре автопарка. На 1 января 2005 года в области с населением 995 тыс. человек на учете состояло 222239 легковых автомобилей. Обеспеченность ими – одна из самых высоких в стране: 224 машины на 1000 жителей (в среднем по РФ – 170). Можно рассчитать еще один, необычный показатель – количество автомобилей на квадратный километр площади: в Калининградской области он самый высокий встране – 14,7. Для сравнения – в Новосибирской области, о которой речь впереди, на 1км 2 – всего 2,4 автомобиля…142 За рулем 11/2005 СТАТИСТИКА АВТОПАРК КАЛИНИНГРАДСКОЙ И НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТЕЙличестве 59 штук и «волги» (58) приобрели,не иначе, местные органы власти. Среди «иностранцев» лидируют «Тойота» (168 машин) и «Хёндэ» (88). Далее в списке «Шкода» (53), КИА (42), БМВ (31) и «Фольксваген» (30)… А вот число поклонников новых автомобилей марки ИЖ и «Порше»вКалининградской области сравнялось. В2004-м в местном парке появилось три новых «оды» истолько же – «порше»… здесь меньше на 1000 человек населения (158), но парк развивается быстрее – и в количественном, и в качественном смысле. На 1 января 2005 года на учете состояло 433 796 легковых автомобилей. Не так уж много, принимая во внимание размеры области (между прочим, почти в 12 раз больше Калининградской) и ее население – 2 млн. 750 тыс. человек. Но если парк самой западной области России сформировался под «немецким» влиянием, то в Новосибирской мирно сосуществуют самые разные течения.Здесь любят российские автомобили – впарке их две трети (66%), уважают и иномарки, как новые, так и подержанные. ВидиСамые популярные иномарки в Новосибирской области.В СЕРЕДИНЕ КОНТИНЕНТАНовосибирская область хоть и расположена далеко от Европы, но по темпам роста парка опережает Калининградскую. Пусть машинПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (по маркам) на 01. 01.05МаркаКол-во, шт. «Фольксваген»35 190 «Опель»25 686 ВАЗ23 564 «Ауди»23 463 «Мерседес»17 968 «Форд»16 407 «Москвич»13 791 БМВ8687 ЗАЗ6688 «Мазда»5587 ГАЗ5275 «Ниссан»4618 «Мицубиси»4322 «Рено»4231 «Тойота»3558 УАЗ3228 ФИАТ2573 «Хонда»2073 «Вольво»2044 «Пежо»2029 ИЖ1780 «Шкода»1087 СЕАТ703 «Ситроен»683 «Хёндэ»586 КИА585 ЛуАЗ481 «Субару»459 «Крайслер»395 «Исудзу»392 ИТОГО МаркаКол-во, шт. «Сузуки»357 «Тальбо»292 СААБ287 «Джип»228 «Дайхатсу»207 «Ровер»203 «Альфа-Ромео»185 «Баркас»179 «Вартбург»169 «Лексус»168 «Трабант»164 «Лянча»161 РАФ154 «Шевроле»145 «Додж»135 «Остин-Ровер»133 «Понтиак»107 «Дэу»99 «Ленд-Ровер»78 «Ныса»69 «Плимут»58 «Воксхолл»47 «Азия»42 «Порше»40 ФСО38 «Меркьюри»30 «Ягуар»28 «Рейндж-Ровер»25 «Линкольн»24 «Застава»23 МаркаКол-во, шт. «Дачия»19 «Саньён»19 «Моррис»19 «Олдсмобил»18 «Гео»17 «Бьюик»14 АРО14 «Кадиллак»14 «Бедфорд»13 «Авиа»10 «Игл»10 «Протон»10 GMC8 «Инфинити»7 «Юго»5 «Акура»4 «Хаммер»4 «Смарт»3 «Вандерер»3 «Виллис»3 «Мини»2 «Сатурн»2 «Хорьх»2 MG1 «Астон-Мартин»1 «Олтсит»1 «Паккард»1 «Роллс-Ройс»1 «Феррари»1 222 239мо, по реке Обь (которая протекает через область) проходит и раздел между зонами влияния крупнейших мировых автопроизводителей. Западнее – тяготеют к немецким маркам, восточнее – царство «праворуких» «японок». А в Новосибирске есть ите, и другие. Хотя японские пока лидируют – за счет «секонд-хэнда», естественно. Самые массовые в Сибири, конечно же, «лады» (39%), ноуже на втором месте прочно обосновалась «Тойота» (14,1%). Потом идут «москвичи» разных лет (11,4%), «волги» (8,7%), «запорожцы», которых еще не успели сдать вутиль (7,4%), «уазики» (5,1%)… Дальше «нашемарок» начинают поджимать снизу иностранцы. За год вНовосибирске продано309 новеньких «тойот», 308 «фордов», 128 «мицубиси»… Пополнился и парк престижных автомобилей – на 42БМВ, 38 «лексусов», 34 «мерседеса», 21 «ауди», 7 «рейндж-роверов», 3 «порше»… А всего автопарк области вырос на 9845 новых автомобилей – неплохая прибавка! Среди иномарок в Сибири наиболее популярны «праворукие», причем 9 из 10 моделей-лидеров – самые разные «тойоты».На правах рекламы