242
243
СПОРТ И ТЮНИНГФОРМУЛА 1НА СТЫКЕ ДВУХ ЭПОХСергей ЗиновьевИмя 56-го чемпиона мира назвал Гран-при Бразилии, и впервые за долгую историю формулы 1 первенство среди пилотов выиграл испанец. В этом неформальном споре наций продолжают лидировать британцы – на их счету 12 чемпионских званий. За ними с изрядным отрывом следуют бразильцы (8) и немцы, причем все семь титулов для Германии завоевал Михаэль Шумахер. Тот, чьими усилиями чемпионат мира за пять первых лет XXI века превратился в зрелище настолько «унылое и однообразное», что ФИА принялась ежегодно перекраивать и технический регламент, и правила самих гонок. Дождались: «Феррари» ушла в тень, непобедимый Михаэль повержен. Был ли нынешний чемпионат скучным? Фернандо Алонсо так не считает: «Мнескучать не приходилось. Да, я с весны и до осени лидировал с комфортным отрывом, но ведь машина главного соперника почти на всех трассах была быстрее моей. Ни в одной гонке не довелось расслабленно покататься, везде выкладывался на всю катушку. Хотя, наверное, со стороны это было не слишком заметно, да и эффектных аварий и обгонов, которые так любит публика, я сделал немного». Что верно, то верно. Новый шинный порядок поставил пилотов в тупик. По всему выходило, что оптимальный режим на всех этапах – равномерная, стабильная езда с минимумом резких нагрузок на резину. Вспомнить, так и Кими Райкконен чуть ли не все принципиальные обгоны совершил… в боксах, с помощью удачной тактики пит-стопов. Но ведь так происходит уже давно, этотстиль ведения борьбы привнесли в чемпионат стратеги из «Феррари» лет десять назад. «Нет, не та нынче формула 1, – мотнет головой болельщик-ветеран. – А вот в стародавние времена!» Позвольте, но ив эпоху романтиков случаи, когда пилоты бились на протяжении всего сезона вплоть до последнего финишного флага, выпадали нечасто. Об этом толкует Ален Прост, побывавший в ролях гонщика, шефа команды и спортивного комментатора: «Поменялось многое, гонки стали более наукоемкими и коммерческими, но все основные принципы по-прежнему в силе. Пилот посредственный не станет чемпионом даже на лучшем автомобиле. А сражение за Большие Призы как вели, так и ведут две-три команды. За исключением тех лет, когда тотальное преимущество принадлежало одной».242 За рулем 11/2005 ФОРМУЛА 1Красные машины, командовавшие парадом несколько лет подряд, ушли в этом сезоне на второй план. Надолго ли?«Профессор» наверняка вспоминает сезон-88: «Мак-Ларен» – за него тогда выступали Прост и Айртон Сенна – выиграл все гонки и победил более чем с трехкратным перевесом по очкам. Нечто похожее в 1996-м показал «Вильямс», а в 2002-м – «Феррари». «Есть определенные законы цикличности, по которым живет мир, – рассуждает спортивный директор «Феррари» Жан Тодт. – Команда не может побеждать вечно, и это справедливо не только для автогонок. У всех бывают подъемы и спады, причем, как показывает практика, не зависящие от бюджета». Действительно, «Рено», приведшая Алонсо к победе, огромными деньгами не располагала – так, сумма средней величины в сравнении с признанными гигантами – «Феррари», «Тойотой» и «МакЛареном». Сработали иные силы – удачный менеджмент, инженерный потенциал французской фирмы, талант гонщика. Фернандо, вне всяких сомнений, провел выдающийся сезон, не потеряв ни одного очка по своей вине. Те же слова можно сказать о главе команды «Рено F1». Флавио Бриаторе выполнил безошибочную работу, много лет назад увидев в испанском мальчишке-картингисте будущую звезду и проведя Фернандо по гоночной лестнице – многие ступеньки экстерном, чтобы тот успел стать самым молодым чемпионом мира. На счету Бриаторе, кстати, и первое возведение на трон Михаэля в 1994 году в составе «Бенеттона». Кто знает, может, на смену эпохе Шумахера при-ГРАН-ПРИ ИТАЛИИ4 сентября, Монца, 53 круга по 5793 м1. Х.-П. Монтоя (Колумбия, «Мак-Ларен-Мерседес») – 1:14.28,659; 2. Ф. Алонсо (Испания, «Рено») – 2,4; 3. Дж. Физикелла (Италия, «Рено») – 17,9; 4. К. Райкконен (Финляндия, «Мак-Ларен-Мерседес») – 22,7; 5. Я. Трулли (Италия, «Тойота») – 33,7; 6. Р. Шумахер (Германия, «Тойота») – 43,9; 7. А. Пиццония (Бразилия, «Вильямс-БМВ») – 44,6; 8. Дж. Баттон (Великобритания, «BAR-Хонда») – 1.03,6.ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ11 сентября, Спа-Франкоршам, 44 круга по 6976 м1. К. Райкконен – 1:30.01,295; 2. Ф. Алонсо – 28,3; 3. Дж. Баттон – 32,0; 4. М. Уэббер (Австралия, «Вильямс-БМВ») – 1.09,1; 5. Р. Баррикелло (Бразилия, «Феррари») – 1.18,1; 6. Ж. Вильнев (Канада, «Заубер-Петронас») – 1.27,4; 7. Р. Шумахер – 1.27,5; 8. Т. Монтейро (Португалия, «Джордан-Тойота») – 1 круг.ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ25 сентября, Сан-Пауло, 71 круг по 4309 м1. Х.-П. Монтоя – 1:29.20,574; 2. К. Райкконен – 2,5; 3. Ф. Алонсо – 24,8; 4. М. Шумахер (Германия, «Феррари») – 35,6; 5. Дж. Физикелла – 40,2; 6. Р. Баррикелло – 1.09,1; 7. Дж. Баттон – 1 круг; 8. Р. Шумахер – 1 круг.После 17 этаповПилоты: 1. Ф. Алонсо – 117; Команды: 1. «Мак-Ларен» – 164; 2. К. Райкконен – 94;2. «Рено» – 162; 3-4. Х.-П. Монтоя,3. «Феррари» – 98; М. Шумахер – по 60; 5. Дж. Физикелла – 45;4. «Тойота» – 81; 6. Я. Трулли – 43.5. «Вильямс» – 59; 6. «BAR-Хонда» – 33.шла теперь другая? У Алонсо прекрасные шансы побить рекорды немца – он раньше начал.Фернандо Алонсо всего 24 года, и нет никаких сомнений, что первый его титул не останется единственным.Гонщик лучше других знает, кого следует в первую очередь благодарить за все его победы. Качать личного менеджера – Флавио Бриаторе!