316
317
318
РЕТРОИСТОРИЯ «МОСКВИЧА»НЕКОГДА ЗНАМЕНИТЫЙ…Сергей Канунникове, кому сейчас немного лет, конечно, могут не поверить, что было время, когда отечественные автомобили всерьез сравнивали с зарубежными аналогами и когда всего лишь один завод создал за год более десятка опытных образцов, причем половина из них вскоре превратилась в серийные модели. Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). Первые машины – «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» – по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конст-Трукторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода. По сравнению со своим предшественником – 401-м (копией довоенного «ОпеляКадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору – слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2л и подняв мощность с 26 до 35л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы – 35–41л.с., у «Москвича» – лишь 22,7л.с. Отсюда – посредственные разгон и скорость. На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы раз-рабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили. В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новый гипоидный задний мост. Каковы сроки? Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но ми-нистерство отдало предпочтение универсалу «Москвич411» – он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением. На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было. Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х«Москвич-402» на испытаниях 1955 года в компании зарубежных аналогов: «Хиллман-Минкс», «Симка-Аронд», британский «Форд-Консул». В кадр не попали немецкий «Форд-Таунус» и ФИАТ-1100.316 За рулем 11/2005 ИСТОРИЯ «МОСКВИЧА»Параллельно со вседорожником «Москвич-415» была создана и экспериментальная полноприводная платформа. Много позже появилась похожая по компоновке машина – так называемый транспортер переднего края ЛуАЗ-967.Прототип 1958 года «Москвич-407» с 45-сильным мото- Полноприводный фургон не стал серийным. Но униром объемом 1,36 л. Машины с похожей, но несколько версал «Москвич-411Н» с двумя ведущими мостами иной отделкой стали сходить с конвейера в 1960-м. и понижающей передачей выпускали с 1958-го.– начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, №9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9. Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства иотдела автопрома Госплана. Опытный образец – прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 – не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства. Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера – надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50%(!) «москви-чей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны – в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое – было! Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 – таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора заводаА.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть(!) раз. На МЗМА в 1957–1959гг. построЗа рулем 11/2005 317 РЕТРОИСТОРИЯ «МОСКВИЧА»«москвичах-412» не стыдно было показаться в хорошем автомобильном обществе. То, что было позднее, многие, наверное, помнят… «Москвич-2140» 1976 года, несмотря на модернизацию некоторых узлов и агрегатов, сравнения с зарубежными аналогами уже не выдерживал. Хотя наконец-то появились дисковые тормоза спереди, измененный салон и кузов. А 41-й встал на конвейер лишь через 10 лет, да и тоЕще не серийный «Москвич-408». В середине 1960-х машина выглядела очень современно, но 50сильный мотор был, конечно же, слабоват.Рамный восьмиместный микроавтобус (по-современному – минивэн) «Москвич-А9» с 45-сильным мотором «Москвич-407» достигал скорости 90 км/ч и расходовал 10–12,5 л бензина на 100 км/ч. Прототип «Запорожца» – «Москвич-444». В 1958 году построили три машины с мотоциклетными моторами ИМЗ-Д65 мощностью 17,5 л.с. На первом прототипе 1957 года стоял 19,5-сильный двигатель БМВ-600.или пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ. И все эти работы вели всего 90 человек – таков в конце 1950-х был штат УГК МЗМА. При этом конструкторов постоянно занимали непрофильными заказами: начиная от проектирования деталей редуктора самосвала МАЗ-525 и кончая созданием… «автомата для продажи папирос» и неких «коньков Поликарпова». В 1960-м внешность «Москвича-407» обновили, а еще через два года появился 403-й с модернизированными подвеской, тормозами, двигателем, элементами кузова и интерьера. Но и его век, несмотря на устойчивый спрос, был недолог.В 1964-м дебютировал «Москвич-408» с передовым,даже обогнавшим некоторых зарубежных одноклассников дизайном и двигателем увеличенной до 50 л.с. мощности. Пожалуй, это был первый советский автомобиль, авторы которого всерьез задумались о пассивной безопасности. Ремни испытывали во Франции – экспортные позиции «москвичей» были сильны. Заметим, что со времени появления первой самостоятельной конструкции – «Москвича-402» не прошло и десяти лет! Через три года дебютировал «Москвич-412» с невиданной в СССР для 1,5-литрового мотора мощностью – 75л.с. Этот автомобиль позволил советским спортсменам достойно выступать на престижных международных ралли. В1968-м четыре машины дошли до финиша ма-рафона Лондон–Сидней. Еще через два года, весной 1970го 412-е, кстати, уже с новой отделкой, одолели 26тыс. км от Лондона до Мехико. В Сидней лучший советский экипаж пришел двадцатым. А в Мехико Л. Потапчик, Ю. Лесовский и Э. Баженов были уже двенадцатыми. Заметим, что, в отличие от автомобилей ведущих западных гонщиков, «москвичи», вошедшие в число всего 23 финишировавших (из более 90 стартовавших в Лондоне), почти не отличались от серийных. А что уж говорить о заводских механиках! Всего на двух загруженных под крышу универсалах «Москвич-427» они ехали в темпе, приближенном к гоночному, а ночами ремонтировали пять(!) наших спортивных автомобилей. Это – не легенды! Еще в первой половине 1970-х на«пока» со старым двигателем. Новый, как говорили, должен появитьсявот-вот, как и седан 2142. Вработе были мини-вэн, микроавтобус, «автомобиль 2000 года» по имени «Истра»… Чем закончилась новейшая история «Москвича», все хорошо знают. …Сегодня, через полвека после дебюта «Москвича402» остатки московского завода распродают за долги. Те, кто еще приходят сюда, пытаются сохранить хотя бы музей и архив. Юбилей пройдет без официальных делегаций, парадных речей и, скорее всего, даже без телесюжетов. Но мы с вами все-таки вспомнили эпизоды из 75-летней истории «Москвича». Она того стоит… Редакция благодарит Алексея Джигурду за помощь в подготовке материала.318 За рулем 11/2005