238
239
240
241
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯТормозной клин «Сименса» – это пластина с множеством клиновидных участков, опирающихся на плоский игольчатый подшипник.ТОРМОЗА ЗАКЛИНИЛИОдно из приоритетных направлений электрификации автомобиля – тормоза. Ведь от них в первую очередь зависит поведение машины в критических ситуациях. Конструкторы хотели бы обойтись без промежуточных звеньев – гидравлических, пневматических и прочих чуждых электронике устройств. Конечно, тормозИдея уже обкатана: на стенде новинка показала высокую эффективность, судя по раскалившемуся докрасна диску.ные колодки можно в принципе подводить к диску с помощью электродвигателя или соленоида, вот только какую же мощность должны они иметь! Разработчики фирмы «Сименс» представили концепцию клиновых электромеханических тормозов, которые обещают внедрить в серию не позднее 2009 года. Суть проста: вместо того чтобы просто прижимать колодки к диску, можно вдвигать клин между ними и суппортом. При этом вращающееся колесо пытается затормозить «по максимуму», и если бы ни бдительная электроника, его в буквальном смысле заклинило бы. Однако специальные датчики, сто раз в секунду измеряющие скорость вращения колеса, положение клина, тормозное усилие, непрерывно передают эту «телемет-рию» управляющему контроллеру, а тот дает команды исполнительным электромоторам (их по два на колесо) чуть отодвинуть клин. Результат – такое же плавное и предсказуемое торможение, как с традиционной гидравликой. Рабочая жидкость вместе с трубопроводами, поршнями, уплотнениями, насосами и клапанами становится не нужна. Педаль тормоза связана с приводом лишь проводами, а рычаг ручника упразднен: его роль выполняет кнопка. Тронуться на подъеме очень просто, даже если на машине механическая коробка передач. «Сименс» особенно гордится, что потребляемая такими тормозами электрическая мощность невелика и позволяет обойтись традиционной 12-вольтовой бортовой сетью. НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯС ГОЛОВЫ ДО…Фирма «Джонсон контролс» (Johnson Controls) представила во Франкфурте целую серию новинок в области безопасности и комфорта. Для начала расскажем о двух. Одна защищает голову, другая повышает комфорт для… седалища. Так называемые активные подголовники препятствуют опасной травме шейного отдела позвоночника, когда в ваш автомобиль врезаются сзади. Подголовник моментально приблизится к затылку и не даст голове запрокинуться. Фирма представила сразу две конструкции. Одна – механическая: подголовник приближается, когда спина седока сильно надавливает на спинку сиденья, вкоторой смонтирована рычажная система. Такие схемы уже известны. Другая конструкция – пиротехническая: сенсор распознает удар сзади и выдает команду на срабатывание патронов в подголовниках. Всего через 20 мс они вплотную приближаются к затылку седока, страхуя от неприятностей. Вторая новинка «Джонсон контролс» – устройство для активной вентиляции сиденья в ав-Пиротехнический активный подголовник всем хорош – жаль только, что одноразовый.томобилях среднего класса. Всего один вентилятор, установленный в «правильном» месте, обеспечит эффективное охлаждение и обдув спины и той части, что находится ниже. Прохладный и сухой воздух вентилятор забирает из той зоны салона, где его поток от кондиционера проходит к заднему ряду.Такие сиденья вскоре появятся в относительно недорогих автомобилях. Их комфортность сравнима с обычной сегодня для люкс-класса. ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ«УНИМОГ» САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙОказывается, не только у нас лихие водители на полном ходу таранят по ночам медленно ползущие автомобили дорожной службы: те приводят в порядок разделительные барьеры или прикрывают своим «телом» ремонтников. В Германии такие работы считают одними из самых опасных. На прошедших в Папенбурге «Технологических днях» собравшиеся с интересом знакомились с новинкой фирмы «ДаймлерКрайслер» – дистанционно управляемым «Унимогом». Теперь машина с предупреждающим знаком и сверкающей стрелкой объезда будет ползти, прикрывая собой колонну, без водителя в кабине. Он может спокойно ив безопасности идти рядом (скажем, за разделительным барьером, по обочине) с пультом дистанционного управления на ремне. Впрочем, особенно манипулировать джойстиком оператору тоже нет нужды. Можно просто дать задание компьютеру вести автомобиль на определенном расстоянии от линии разметки со скоростью до 6 км/ч. Самодвижущийся автомат снабжен «на всякий пожарный» большими красными кнопками «по кругу»: нажатием любой из них его можно мгновенно остановить. Пригодится дистанционное управление и для работ на правой обочине, например, при стрижке газона. Водитель может просто пересесть на пассажирское место и управлять автомобилем оттуда. Еще один пример – «одевание» навесных агрегатов, список которых занимает не одну страницу. У фирмы все готово к серийному выпуску новинки. Осталось лишь получить сертификат дорожного допуска на самоходку.«Причал для лихачей» теперь безопасен для водителя «Унимога»: им можно управлять «из укрытия».ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕТИ И СТАЛЬНЫЕ ШЕСТЕРЕНКИЧто общего у столь далеких, казалось бы, областей техники? Как показали на стенде фирмы ZF на Франкфуртском салоне, можно успешно и на высоком уровне заниматься тем и другим сразу. Под сетью фирма понимает функциональную интеграцию узлов шасси автомобиля. Коробка передач, редукторы мостов, рулевое управление и подвески (включая и регулировку клиренса) играют свои мелодии, но в составе единого оркестра. В критических ситуациях автомобиль автоматически стабилизируется на дороге совместной работой всех этих систем. Ну а шестеренки были в изобилии представлены в роботизированной семиступенчатой коробке передач 7DCT50 (Double Clutch Transmission) с двойным сцеплением. Напомним принцип ее работы. Фактически здесь объединены две коробки: одна отвечает за I, III, V и VII ступени, вторая – за II, IV, VI и задний ход.В агрегате постоянно включены по две соседние передачи, например первая и вторая, но при разгоне крутящий момент передается сначала через первое сцепление на низшую ступень, а затем через второе – на высшую. В синхронно-противофазной работе сцеплений и кроется главное преимущество таких коробок: поток мощности никогда не прерывается, а переход от ступени к ступени очень плавный. Новая коробка управляется, конечно, не вручную, а электронным контроллером (помните про сети? ). Она выдерживает обороты двигателя до 9000 и передает крутящий момент до 500 Н. м! Справиться с такими нагрузками помогает многодисковое сцепление в масляной ванне для эффективного отвода тепла.Как считают специалисты ZF, в ближайшем будущем все агрегаты шасси «накроет» единая электронная сеть.Новая коробка 7DCT50 для автомобилей классической компоновки. Видны основные узлы: 1 – сцепление №1; 2 – сцепление № 2; 3 – гидроцилиндры штанг; 4 – штанги; 5 – управляющая гидравлика; 6 – масляный насос. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВЗАДУШЕВНЫЙ ДИАЛОГФирма «Дайжедес» (Digades) показала во Франкфурте систему «Тайрком» (Tyrecom) для обмена информацией бортового контроллера с шинами. Компьютер ведет диалог с каждым колесом, запрашивая давление и температуру внутри покрышек и (в этом главное новшество) сообщая о суммарном пробеге при разных условиях. Например, в памяти микрочипа каждого из колес будут храниться данные о том, сколько километров оно пробежало, скажем, при максимальной скорости или в спущенном состоянии (для шин RunFlat). А может, водитель всегда загружает авто под завязку – это ведь тоже сказывается на ресурсе шин. Кроме того, уже «при рождении» в чип записывают дату изготовления, скоростной индекс и грузоподъемность. И если вздумаете поставить на свой автомобиль колесо не той размерности, он… просто не тронется с места. А если смонтировали шины с заниженными нагрузочными параметрами – «максималка» будет автоматически ограничена или бортовой компьютер предложит выкинуть лишний груз.Электронике уютно внутри шины. У нее постоянная двусторонняя связь с бортовым компьютером: 1 – приемопередатчики; 2 – цифровые шины передачи данных; 3 – контроллер; 4 – датчики с чипами памяти.Записанная трудовая биография шины поможет в случае предъявления претензий изготовителю: сразу видно, правильно ли вы эксплуатировали покрышку. Нельзя будет продать порядком поездившее колесо, выдавего за «почти новое». Кстати, сам датчик стареть не будет, поскольку батарейка в шинном модулеотсутствует. Он работает, получая энергию от бортового приемопередатчика, установленного в колесной нише.На правах рекламыСпециальным образом смоделированное расположение шипов обеспечивает надежное сцепление и уверенное торможение на льду, а также минимизирует шум при движении. Высокая плотность Зигзагообразных Ламелей обеспечивает маневренность и максимальную устойчивость в движении, а также тяговые свойства на снегу и льду.Асимметричный рисунок протектора с высокой плотностью ламелей обеспечивает управляемость в сложных погодных условиях и улучшенную тягу на снегу. Оптимизированные боковые и три главные продольные канавки способствуют выводу снежной каши, улучшают управляемость на снегу и снижают эффект аквапланирования. Усиленные плечевые блоки в сочетании с центральным ребром стабилизируют движение на высоких скоростях.За рулем 11/2005 241