216
217
218
219
220
221
222
223
ТЕХНИКАВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИОТ СЛОЖНОГО –Сергей Канунников. Фото: Александр БатыруДородный телевизионный механик, занявший собой чуть не половину гостиничного номера, долго возился с пультом, но развел руками. Ну что ж, пощелкаю вручную. Хотя раздражение осталось: все-таки XXI век на дворе. Безпульта, да и гнезда для цифровой камеры телевизор выглядит как-то убого. Избаловались? А что тогда сказать про кнопки и кнопочки, дисплейчики и дисплеи – продукты высоких технологий, которыми под завязку напичканы маши-ны на стендах автосалона во Франкфурте? Нынче над каждой моделью трудится целая академия наук: физики, химики, даже биологи и, конечно, программисты. Кстати, высокие технологии теперь – это не только электроника. Иные механические устрой-216 За рулем 11/2005 ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИК СОВЕРШЕННОМУства по замысловатости и тонкости исполнения посоперничают сней – но все-таки без электроники, разумеется, никуда… Даже то, что сиденье, словно разумное существо, наделено памятью, не удивляет. А уж двигатель, коробку передач, полноприводные трансмиссии, тормоза, рулевое без компьютеров и представить сложно. Автомобиль самостоятельно сушит колодки, придвигает их кдискам и увеличивает усилие на педали раньше, чем малоопытный водитель смекнет: дело пахнет аварией. Электронику научили менять жесткость подвески и дорожный просвет, «душить» двигатель и подтормаживать на повороте, чтобы машина не ушла с безопасной траектории. Но программисты настойчиво идут дальше, вторгаясь в святаяЗа рулем 11/2005 217 ТЕХНИКАВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИПреднатяжитель ремней безопасности сэлектромотором, в отличие от устройства спиропатроном, срабатывает не в момент аварии, аеще до нее – по команде компьютера, анализирующего информацию, выдаваемую «мозгами» ABS, ESP и других систем. Сила натяжения ремня зависит от степени опасности. Многоразовые преднатяжители фирмы TRW ставят, в частности, на новый «Мерседес-БенцS».Возможности развлекательной техники демонстрировала фирма «Брабус». Очень тонкий 32дюймовый мультимедийный экран в перегородке салона можно быстро опустить, чтобы через опускное же лимузинное стекло увидеть пейзажи, проносящиеся перед капотом «МерседесБенца Виано» с 4,4-литровым мотором. Вседорожник «Ауди-Q7» представили сразу также в гибридном варианте. Такая версия достигает 100км/ч за 6,8с и разгоняется с 80 до 120км/ч за 7с. А средний расход топлива, обещают, всего 12 л/100 км.святых. Компьютер уже самоуверенно командует подвесками. Например, электромоторы по его приказу меняют схождение задних колес в зависимости от скорости движения и кривизны поворота. Похоже, дорогая сердцу опытных, умелых водителей фраза «я вытащил-таки машину из заноса» выйдет из обихода. Не говорим ведь мы с гордостью:На «Ауди-Q7» в паре с 350-сильной «восьмеркой» работает 32-киловаттный электромотор, установленный между двигателем и автоматической коробкой передач. Бензиновый и электрический агрегаты могут действовать вместе и порознь.«Яуправляю телевизором!» (дался же мне этот чертов пульт!). Впрочем, до полного «обесчеловечивания» дело если и дойдет, то не скоро. Но то, что электроника работает все четче и быстрее – факт. Значит электроприводы (или, как выражаются конструкторы, управление по проводам) будут завоевывать автомобиль все активнее. Нет, без «железа», конечно, не обойтись: реечный рулевой механизм, рычаги и пружины подвески останутся, как тормозные диски и колодки. Но механических связей будет все меньше, а машина станет еще умней и предупредительней. Стоп! А надежность: кто не сталкивался с «зависающим» компьютером! Автомобильные «мозги», утверждают производители, гораздо покладистей. Чтобы не допустить ошибки, блоки управления разных устройств постоянноПредставлять новую серийную модель сразу сне самыми привычными пока силовыми агрегатами стало хорошим тоном. Двигатель объемом 2л мощностью 180 л.с./132 кВт на СААБ-9-5 «Био Пауэр» потребляет смесь бензина и этилового спирта. Силовой агрегат «Ламборгини-Галлардо» – гордость итальянских и немецких (из «Ауди») конструкторов. Красавец 500-сильный двигатель сблокирован с шестиступенчатой коробкой передач. От нее один вал идет к передним колесам, второй на дифференциал задних.обмениваются информацией по высокоскоростным CAN-шинам. Кроме того, внаиболее ответственных, влияющих на безопасность устройствах применяют заимствованный из авиации принцип дублирования. Например, снабжают дополнительным компактным источником питания и электромотором или увеличивают число «органов чувств».Характерный пример пути, по которому идут нынче инженеры, – новинка компании TRW: активный круиз-контроль второго поколения АСС2. Устройство можно включить на скорости 30–40 км/ч. Если вы, зазевавшись, опасно приближаетесь к впереди идущему автомобилю, машина сама снизит обороты двигателя, а затем начнет тормо-На правах рекламыЗа рулем 11/2005 219 ТЕХНИКАВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИку управления. Лишь «услышав» двоих исверив их показания, он сможет принять решение более серьезное, чем «плавно замедлить автомобиль». Пока АСС ставят на дорогие автомобили – «Фольксваген-Фаэтон», «Бентли» и другие. Но скоро подобное устройство, правда, работающее со 120, а не 180м,«Ягуар-ХК» – пример широчайшего использования алюминия. Купе с базой 2752мм и двигателем V8 мощностью 298 л.с./219 кВт «тянет» всего на 1595кг. Максимальная скорость «кошки» ограничена электроникой – 250км/ч. В пресс-релизе концепт «Майбах-Экселеро» называют «хай-энд творением». Монстр, построенный совместно с шинной фирмой «Фульда», с легкой пространственной рамой и 700-сильным мотором показал на автодроме Нардо в Италии 351,45км/ч. Вот уж действительно хай-энд! Или будет еще круче?зить. Одновременно в салоне раздастся тревожный сигнал. Угол «обстрела» радара, установленного в середине передней панели, – 5 градусов, дистанция, с которой устройство распознает объект, – 180 м. Ответственности с водителя АСС, безусловно, не снимает и даже экстренно тормозить не умеет (замедление не превысит 0,3g). Чтобы позволить машине сильнее давить на тормоз, данных от одного радара мало, считают инженеры. И готовят версию со вторым «глазом» – видеокамерой, которая, как и радар, будет поставлять информацию блоНовый класс автомобилей – SUC (Sport Utility Cabrio) открыла немецкая компания «Карманн». Концептуальный кабриолет-вседорожник оснастили 320-сильным 4,4-литровым двигателем. Полноприводная трансмиссия с 6ступенчатой коробкой передач с электронным управлением создана компанией ZF.Некогда секретные, военные устройства стали доступны в серийных, правда, отнюдь не дешевых моделях. Система «Найт Вижн» помогает водителю БМВ 7-й серии видеть втемноте на расстоянии до 300 м от автомобиля.вкачестве опции предложат покупателям «Фольксвагена-Пассат». А в работе уже АСС для машины гольф-класса. Тенденция налицо: электронные «игрушки» постепенно и довольно быстро переселяются с автомобилей представительского класса на более массовые. Несмотря на то что тяг, рычагов, тросиков становится меньше, автомобили тяжелеют. Машины популярного С- или гольф-класса «тянут» нынче на 1100– 1200 кг – на пару центнеров больше, чем их предки лет 15 назад. Масса солидных седанов – под пару тонн, а большие вседорожники тяжелее еще килограммов на 500. Неудивительно: в машинах полно дополнительного оборудования, устройств пассивной безопасно-сти. А ведь лишние килограммы – потеря динамики, рост расхода топлива. Конструкторы экономят буквально на каждой детали и все шире применяют легкие материалы. По аналогии с термином «постиндустриальная эпоха»Это чудо по имени «Муви», участвуя в дизайнерском конкурсе фирмы «Пежо», нарисовал молодой португалец Андре Коста. Говорят, примерно в 2020 году такими станут городские автомобили. А что – с парковкой у шарика длиной 2,33м проблем почти не будет. Ауж обзорность… Гибридный привод подходит и для спортивного родстера, считает фирма «Дайхатсу». Уконцепта HVS (Hybrid Vehicle Sport), помимо 1,5литрового бензинового мотора мощностью 105 л.с./77 кВт, три(!) электрических. Два– общей мощностью 36 кВт действуют на передние колеса, третий – 22-киловаттный через многодисковые сцепления, управляемые электроникой, на задние.можно сказать, что в автомобилестроении наступила «постстальная». Алюминий, детали из которого легче стальных примерно на треть, пластик, углеродистые композитные материалы (они позволяют экономить по сравнению с «железом» до 50% массы) получают прописку в кузовах, элементах шасси, двигателях. При этом инженеры и ученые на-На правах рекламыЗа рулем 11/2005 221 ТЕХНИКАВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИкороткому. Это позволяет поднять мощность и крутящий момент во всем диапазоне оборотов, не сжигая лишнее топливо. Способствуют экономичности электрические, а не механические приводы навесных агрегатов – например, водяного насоса, освобождающие двигатель от «непродуктивной» нагрузки. Очевидно, у бензиновых и тем более дизельных моторов еще есть резервы для совершенствования. Но даже если верить оптимистам, утверждающим, будто недра Земли содержат огромные залежи черного золота, очевидно, что их поиск и разработку оплатим мы – потребители. Поэтому стоимость мотор-учились соединять «несоединимое». Как известно, контакт стали и алюминия создает очень благоприятные условия для коррозии. «Прокладки», позволяющие не допустить ее, – гордость сотрудничающих с автомобилестроителями химиков – применяют уже несколько лет. Аинженеры фирмы «Мазда» пошли дальше. В новом родстере МХ-5 алюминий со сталью сваривают трением по хитрой технологии – ноу-хау фирмы. Никаких проблем с коррозией и прочностью, утверждает «Мазда», не будет. Большинство водителей, нажимая кнопку «Старт» или пока «по старинке» поворачивая ключ зажигания, не задумываются, на какие ухищрения идут конструкторы, чтобы снять с 1л рабочего объема 80–100 л.с., не расстроив нас прожорливостью мотора и уложив выбросы в жесткие экологические нормы. Даже на относительно недорогих моде-Вроде бы к кабриолетам с жесткой крышей, как «Вольво-С70», мы уже привыкли. Ине задумываемся, насколько точно должна работать вся эта механика, насколько высоки требования к уплотнениям. Концептуальный «Смарт-Кросстаун» оснащен 61-сильным бензиновым (0,7л) и 23-киловаттным электродвигателями и шестиступенчатой коробкой передач с последовательным переключением. Максимальная скорость гибридного малыша – 135км/ч.лях все большее распространение получают устройства для регулирования фаз газораспределения и высоты подъема клапанов, впускные тракты изменяемой длины. На низких оборотах смесь идет по длинному пути, на повышенных – поного топлива вряд ли уменьшится. А уж если прислушаться к пессимистам, то… Одно из главных событий франкфуртской выставки IAA-2005, в отличие от других, не реализованное, правда, вметалле, но очень важное: «Даймлер-«Тойоту-RAV4» предлагают с тремя двигателями. Новейший 2,2-литровый дизель с сажевым фильтром развивает 130 кВт/177 л.с. при 3600об/мин. Момент на задние колеса идет через многодисковое сцепление с электронным управлением.На «Мазде-Сассо» 1-литровый 3-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Коробка передач – 6-ступенчатая с последовательным переключением. Иных данных симпатичного прототипа пока не приводят.222 За рулем 11/2005 Практически все элементы, включая баллоны водородомобиля на базе «Мерседес-Бенца» А-класса, расположены под полом. Под капотом – электромотор мощностью 65 кВт/87 л.с. Шестьдесят таких машин уже колесят по дорогам трех континентов и везут, как утверждает фирма, водителей и пассажиров вбудущее. В семействе полноприводных БМВ – пополнение. Трансмиссия xDrive на машинах 3-й серии по конструкции аналогична знакомой по моделям Х3 и Х5: перераспределением момента по осям ведает электроника.Крайслер», БМВ, «Дженерал моторс» и «Фольксваген» намерены совместно работать над гибридными автомобилями. Американцев и европейцев, как сказано в пресс-релизе, вовсе не устраивают передовые позиции японцев в «гибридостроении». А первый шаг уже сделала фирма «Ауди». Новый вседорожник Q7 показали, в том числе, с электромотором, который работает в паре с бензиновым. Пока это прототип, но сделанный явно не для того, чтобы пополнить коллекцию концептов фирменного музея вИнгольштадте. Гибридные силовые установки, которыми хвастались чуть не все крупные фирмы, – не единственная альтернатива традиционным, как говорят немцы, Отто- и Дизель-моторам. Редкий стенд обошелся без так называемых битопливных машин – работающих, помимо бензина, на природном газе или спирте. Они, как правило, серийные: продажи подобных моделей в Европе растут. На газетные полосы, посвященные выставке во Франкфурте, попал даже российский автомобиль. Нет, вовсе не«Калина», а показанный на прошлогодней выставке в Москве АНТЭЛ-2 – водородомобиль в кузове ВАЗ-2111. Противников у этого вида топлива пока неменьше, чем сторонников. Но их горячие споры, как и внимание именно кэтому российскому экспонату, лишь подтверждают интерес к экологически чистому топливу, запасы которого на Земле практически не ограничены. Даи не стали бы БМВ, «Ауди» и другие именитые фирмы, чье руководство умеет считать деньги и не склонно бросать их на ветер, вкладывать огромные средства в совсем уж бесперспективное дело. Конечно, завтра водородные машины массовыми не станут, у «спиртомобилей» немало недостатков, а гибриды не решают проблему кардинально. Однако за 125 лет, прошедших с получения Карлом Бенцем патента на «моторваген», человечество сильно привязалось к автомобилю и отказываться от него не намерено. Значит, от академии автомобильных наук совсем скоро можно ждать новых интересных, необычных открытий.