254
256
258
СПОРТ И ТЮНИНГРОССИЙСКИЕ ФОРМУЛЫРОЖДЕННЫЕ ДЛЯ ГОНОКВадим Никишев. Фото: Вадим Крючков, Александр Кульневмире множество формульных классов во главе, конечно же, с формулой 1, но в России пока только два: формула 1600 и формула «Русь». Поговорим о них – о том, как возникли, чем отличаются и какие перспективы открывают перед гонщиками.ВШКОЛЬНАЯ ПАРТАФормула «Русь» – младшая, появилась сравнительно недавно, в 1999 году. Тогда в стране после 90-х годов нехватало профессиональных пилотов, и вто же время, независимо от этого, все большую популярность набирал картинг, откуда начинается путь в большой автоспорт. Тем не менее предстояло решить одну серьезную проблему: следующий, после картинга, шаг молодого гонщика – формула начального уровня, а ее-то у нас и не было. Формула 1600 в то время оказалась далеко нелучшим вариантом: весьма сложная в управлении, ненадежная, дорогая в обслуживании. Все это не для новичков. Идея, которую удалось воплотить большому поклоннику автоспорта – московскому предпринимателю Юрию Киму и его команде, можно сказать, витала в воздухе: монокласс, предоставляющий участникам равные условия. Среди многих пилотов, привлеченных его доступностью, обязательно найдутся настоящие таланты! Оставалось лишь претворить замысел в жизнь. Для начала определились с ценой и техническим заданием: стоимость болида ограничили 10 тыс. долларов, сделав ставку на максимальную технологичность – чем проще автомобиль, тем он надежнее и дешевле в содержании. Еще одно условие – внешний вид. Подобные классы, распространенные за рубежом, зачастую выглядят «гадкими утятами».Свою главную задачу – научить пилота ездить – они при этом хорошо выполняют. У нас же представлять корыто на колесах от серийного автомобиля как новый формульный класс было рискованно. Машину старались сделать красивой и, самое главное, максимально безопасной как «активно», так и«пассивно». Новичок должен быстро адаптироваться к болиду и легко его контролировать, а в случае аварии сохранить жизнь и здоровье. Реалии, конечно же, внесли коррективы. Цену первых образцов для партии в 30 автомобилей установили на уровне двадцати, а не десяти тысяч долларов. За полгода создали первый прототип, внешне мало чем отличающийся от современных болидов. Потом машину доводили, попутно примеряя разные моторы, в том числе 1600-кубовый ВАЗ. Рассчитывать на поддержку нашего автогиганта не приходилось: к появлению новой формулыКинематика обеих подвесок традиционна для данного класса: треугольные рычаги, толкатели, пружины и амортизаторы Sachs.Двигатель Alfa-Romeo с пятиступенчатой селективной коробкой передач Hewland – надежность, проверенная временем.ФОРМУЛА «РУСЬ»Шасси: пространственная рама, производство АККС, Россия Двигатель: Alfa-Romeo, Италия з Объем: 2000 см Мощность: 110 кВт/150 л.с. Стоимость болида в сборе: 30 000 евро* Ранг состязаний: чемпионат России Число этапов: 5 отборочных (по 2 гонки), 4 финальных Стоимость аренды на этап: 4200 евро + 1700 евро (депозит**) Ориентировочная стоимость сезона: 40 000 евро Возрастные ограничения: старше 14 лет *Приблизительная стоимость для организатора, предоставляющего машины в аренду. **Фиксированная сумма компенсации организатору в случае аварии (в течение сезона пополняется по мере необходимости).254 За рулем 11/2005 СПОРТ И ТЮНИНГРОССИЙСКИЕ ФОРМУЛЫСхема аналогична формуле «Русь», но в качестве демпфера в передней подвеске используется моноамортизатор.Моторы команды доводят либо сами, либо обращаются к профессионалам. В основе – либо ВАЗ-21083, либо новый ВАЗ-11183.ФОРМУЛА 1600Шасси: монокок, Dallara F399, Италия или Arttech F1605, Россия Двигатель: ВАЗ-21083 или ВАЗ-11183, Россия з Объем: 1600 см Мощность: 106–120 кВт/145–163 л.с. Стоимость болида в сборе, 50000 евро* (с шасси «Даллара»), без НДС: 45 000 евро (с отечественным шасси ) Ранг состязаний: чемпионат России Число этапов: 6** Стоимость аренды на этап: не практикуется Стоимость сезона для $200 000–250 000 команды: (2 автомобиля) Возрастные ограничения: старше 15 лет. *Подержанное шасси + двигатель + доводка. **Календарь составляется перед началом сезона.завод отнесся скептически. В итоге выбор пал на двухлитровый двигатель «Альфа-Ромео» мощностью 150л.с. С него можно получить и больше, но в таком случае снизится ресурс, да к тому же для «школьной парты», где пилот получает первичные навыки управления формулой, и этой мощности вполне хватает. Машину учили ездить, доводили и технологию производства. В угоду ремонтопригодности она потеряла в скорости, но выиграла в простоте обслуживания – тогда планировали только строить формулы, а тяготы эксплуатации возложить на команды, выкупающие болиды в собственность. Так было до 2001 года, когда состоялся первый чемпионат формулы «Русь». Буквально перед его началом выяснилось, что в стране нет структуры, способной на должном уровне организовать состязания. Заниматься этим пришлось самим инициаторам проекта. Как это ни удивительно, но первый блин не вышел комом, и уже в 2003 году соревнования получили статус национального первенства.Сейчас машины формулы «Русь» существенно отличаются от своих предшественников – дважды в год их подвергают модернизации. Но в любом случае, прежде чем за штурвал обновленного болида сядет молодой гонщик, машину испытывает тест-пилот. Своеобразен порядок соревнований в этом классе. Сначала пять отборочных этапов по две гонки каждый, в ходе которых новички привыкают к машинам итрассам, «зарабатывают» спортивный разряд и право открыть гоночную лицензию рангом повыше. Последние четыре гонки – собственно, финальные, по их результатам и определяют призеров. Что ждет пилота, прошедшего школу формулы «Русь»? В идеале схема восхождения на спортивный Олимп выглядит так: в первый год гонщик осваивает навыки пилотирования формулы, во второй – достигает высоких результатов. Следующий шаг – формула уровнем повыше, например, наша Ф-1600 или европейский аналог. Если они покорятся пилоту, он может рассчитывать на более скоростной класс. Эта схема уже заработала. Чемпио-ном Ф-1600 этого года стал Виталий Петров, который начинал именно с формулы «Русь». Юрий Байбородов с этой же площадки шагнул сначала в формулу «Рено-2000», потом вернулся в российский чемпионат Ф-1600, где стал призером.ЦАРСТВО НАСТРОЕКФормула 1600, формула 3, GP2, формула1 – разные ступени в иерархии автоспорта. Это так называемые конструкторские классы, где требуется не только мастерство пилота, но и талант инженеров, и командная работа. Всех их объединяют высокотехнологичные шасси, моторы запредельного уровня форсировки и аэродинамический фактор – способность автомобиля с ростом скорости увеличивать в несколько раз вес при постоянной массе. Даже болиды формулы 1600 способны в полной мере научить пилота и команду работать на победу. Гонщик при этом тесно сотрудничает с механиками и инженерами. Здесь на результат влияет способность пилота чувствовать настройки болида иготовность персо-256 За рулем 11/2005 СПОРТ И ТЮНИНГРОССИЙСКИЕ ФОРМУЛЫА это тоже формула 1600 – отечественный Arttech F1605. Первый российский болид c углепластиковым монококом.нала воплотить вжизнь новые технические решения. История формулы 1600 началась у нас споявления в 80-х наиболее мощного отечественного мотора ВАЗ-2106. Именно тогда родился класс машин, оснащенных форсированными версиями этих двигателей. Конечно, те шасси принципиально отличались от нынешних. Сейчас формулы строят по двум основным технологиям: пространственная рама, обшитая легкими панелями, и так называемый монокок – цельная конструкция, на которой крепят все узлы и агрегаты. Первые алюминиевые монококи появились в начале 90-х. «Крылатый металл», однако, обладает существенным недостатком – остаточной деформацией, поэтому делать такие болиды оказалось невыгодно. Ситуация изменилась, когда монококи стали выпекать из карбона (или попросту из углепластика). Вмире не-сколько фирм, специализирующихся на постройке таких шасси. Самаяизвестная и распространенная вклассе Ф-1600 – итальянская «Даллара». Она быстро вытеснила с российских трасс безнадежно устаревшую «Эстонию», оставшуюся от советских первенств. Но, увы, до последнего времени самым массовым у нас было шасси «Даллара F393» (последние две цифры обозначают год выпуска). Более современные F399 могли позволить себе лишь топ-команды, но и эти машины поступали из-за рубежа в виде «бэ-у». Хорошо, если монокок не был поврежден в аварии: хоть раз нарушенная структура материала резкоснижает уровень защиты пилота. Ныне вРоссии появился собственный болид, спроектированный специалистами «Арт-Лайн Инжиниринг» (подробный рассказ – вЗР, 2005, №6), но пока это лишь начало. Современные европейские шасси не только несравнимо дороже, но уже перерос-ли требования класса Ф-1600. Там устанавливают 6-ступенчатую секвентальную коробку передач, а по нашим правилам нужна селективная «пятиступка». Новые зарубежные классы мощнее и быстрее, современные моторы развивают 240–260 л.с. Нам такие мощности пока ни к чему, хватает 160–170 сил – динамические возможности отечественных формул все равно превосходят качество российских трасс. Попробовать свои силы за рубежом нам удастся совсем скоро. Совместные вэтом сезоне заезды с прибалтийскими пилотами показали, что уровень российских гонщиков очень высок и нам вполне по плечу побороться за кубок Европы в классе формула 1600, который планируют на следующий сезон. Кстати, в 80-е годы уже была попытка создать единый европейский 1600-кубовый класс – «Формулу Мондиаль», однако он не прижился. Может, получится сейчас?На правах рекламы258 За рулем 11/2005