186
187
188
190
ТЕХНИКАМУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УСТРОЙСТВАСАЛОН КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХАМаксим СачковПослушать музыку, посмотреть новый фильм с объемным звуком? А может, напечатать доклад? Все это нетрудно сделать, не выходя из… автомобиля. Конечно, если в нем есть устройства, помогающие работать и отдыхать.ИМЕЮЩИЙ УШИ – УСЛЫШИТКажется, еще недавно приемник в автомобиле считали щедрым подарком производителя. А сегодня магнитолы с кассетником встречаются разве что в недорогих моделях. Все чаще мы слушаем му-зыку на компакт-дисках. Чтобы найти любимую песню, достаточно ввести ее номер. И живут диски дольше магнитной ленты – достойно противостоят электромагнитному излучению, постоянным перепадам температур и влажности. Современная аппаратура читает не только обычные CD, но и диски в компактном цифровом формате MP3. Их основное достоинство – на одной «пластинке» умещаются чуть ни все альбомы любимой группы. А чтобы не менять диск на ходу, специалисты по автомобильным аудиосистемам предлагают чейнджеры, спрятан-186 За рулем 12/2005 МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УСТРОЙСТВАновости или любимая передача появятся на экране, только если затянут стояночный тормоз. Телескопические антенны и так называемые штыри, принимающие теле- и радиопрограммы, используютвсе реже. Они создают дополнительные аэродинамические шумы, становятся жертвами вандалов, портят экстерьер. Одна из альтернатив – антенны, наклеенные на задние стекла. Они улавливают радиоволны, принимают аналоговые и цифровые телеканалы. Кстати, рядом – антенны стандартов GPS и GSM для навигационной системы и телефонов. Усилитель устанавливают поблизости – под полом багажника, в крыле или стойке. Забавно, что у некоторых моделей обогрев заднего стекла включается не по проводам, атоже по радио. Порой антенны прописываются и на других кузовных деталях. Например, у родстеров, где заднее стекло убирается вместе с крышей, их размещают на бампере. По телевизору опять нечего смотреть? Вставьте DVD-диск со свеженьким фильмом в проигрыватель, и… пусть весь мир подождет. Пассажиры на задних сиденьях имеют индивидуальные мониторы, выезжающие из-под потолка или встроенные в передние подголовники. Они, конечно же, работают и на ходу.СО ЗВУКОМ И ШИКОМДля дорогих моделей производители автомобилей и аудиоаппаратуры разрабатывают сложные, высококачественныеДорогая автомобильная аудиоаппаратура, прежде чем ласкать наш слух, проходит изощренные испытания. Один из тестов – проверка усилителя в соляном тумане.ные, как правило, в багажнике или «бардачке». Перед дальней дорогой его «заправляем» музыкой, а в пути, нажав кнопку, выбираем нужный диск. Клавиши и ручки аудиосистемы располагают на центральной консоли рядом с дисководом – удобно и логично. Но для пущего комфорта и безопасности их часто дублируют на джойстике (обычно где-то под рулем) или на самом штурвале. В дорогих моделях, оснащенных многофункциональными бортовыми системами, вроде i-Drive (БМВ) или MMI («Ауди»), на панель приборов вынесенытолько те управляющие кнопки, которые водитель часто использует: включения CD-плейера или радио, регулировку громкости, поиск радиостанций или песен. Второстепенные настройки, вроде параметров сабвуфера или усилителя, заложены в меню – нужно пощелкать джойстиками и кнопками.ВНИМАНИЕ НА ЭКРАНВ нынешних автомобилях можно не только слушать, но и смотреть. Но заботясь о безопасности, производители не дают включать телевизор в движении. СвежиеЗа рулем 12/2005 187 ТЕХНИКАМУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УСТРОЙСТВАстемой с пространственным звуком почувствуют даже непритязательные. Одна загвоздка – стоимость такой аппаратуры с установкой доходит до… 10тыс.долларов.МОБИЛЬНЫЙ В МОБИЛЬНОМСотовый телефон перестал быть роскошью. Вероятно, скоро каждый автомобиль уже на заводе будут оснащать средством связи. Основную информацию – собственный номер, имена и телефоны, настройки – хранит SIM-карта. Достаточно извлечь ее из карманного мобильного и вставить в тот, что в машине. Можно и не вынимать из своего телефона SIMкарту, а передать функции мобильника через «Блютуз» стационарному аппарату. Дальше все как обычно: набираете но-Аудиосистема нового «Мерседес-Бенца S». В центре панели приборов центральный широкополосный динамик, по бокам – высокочастотные. В каждой двери по двухполосной колонке, сзади притаился 600-ваттный усилитель.Дисплей аудиосистемы «Динаудио» для нового «Фольксвагена-Пассат». Широкоформатный экран 16:9 позволяет смотреть любые видеофильРазумеется, на экран можно вывести и другие «картинки», например ме- мы. Помимо штатных аудио- и видеосистем к монитору можно подню или карту навигационной системы. ключить ноутбук или игровую приставку.музыкальные системы. Из-за индивидуальных особенностей салона – формы, расположения элементов интерьера, отделочных материалов – для каждой модели отдельно подбирают аппаратуру, определяют оптимальные места для динамиков. К слову, последних в «Ауди-А8» или новом «Мерседес-Бенце S» может быть аж 14. Получить объемный звук в автомобиле намного сложнее, чем, скажем, в комнате. Салон слишком мал по сравнению с концертным залом или собором, где звучит орган. Проблемы создают и форма «филармонии», и расположение пассажиров, вернее – слушателей. Кроме того, устройство обязано бороться с аэродинамическими шумами и шелестом шин, изменяя частоту сигнала и поддерживая высокое качество звука. Кстати, оно реагирует даже на голоса сидящих в салоне. Разницу между хорошим стерео, которое слушает большинство из нас, и си-Так распределяется звук элитной аудиосистемы, разработанной «Ауди» вместе с датской фирмой «Бэнг энд Олафсэн». В салоне модели А8 – 14 динамиков, в заднем левом крыле – пара усилителей общей мощностью свыше 1000 Вт.188 За рулем 12/2005 ТЕХНИКАМУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УСТРОЙСТВАПо желанию клиента помимо стационарного автомобильного телефона установят базовую станцию для карманного мобильника. Можно переключить управление на него или просто оставить на зарядке.В шикарных авто у обитателей задних диванов собственные дисковод и управление мультимедийной системой, а также гнезда для наушников и других электронных приборов.Антенны, принимающие и отправляющие сигналы навигационной системы, телефонной станции, радио и телевидения, примеряют уже не только представительские автомобили, нои вполне демократичные модели.мер на трубке или выносной клавиатуре и беседуете с желанным человеком. Многие современные устройства позволяют общаться «не прикладая рук». Перед водителем (обычно на потолке рядом с противосолнечными козырьками) установлен микрофон, голос абонента звучит из динамиков. Электроника сама приглушит музыку или удержит звонок, если водитель по каким-либо причинам не может ответить. Автомобильный телефон даже оградит водителя от нежелательного разговора – достаточно пометить в телефонной книжке нелюбимые номера. Принимать звонки, выбирать иззаписной книжки телефонные номера, регулировать громкость обычно тоже можно, не снимая рук с баранки. На штурвале – соответствующие кнопки. Ну а высший уровень комфорта – общение с системой при помощи голосовых команд. Достаточно назвать фамилию абонента, компьютер найдет его в телефонной книжке и наберет номер. Впрочем, парой слов уже можно перекинуться не только с телефоном, но ис аудиоаппаратурой и навигацией. Нынче телефонная связь в автомобиле предоставляет и другие услуги. В офис на колесах можно послать факс.Как правило, компактный аппарат прячут в подлокотнике заднего сиденья. Подключить ноутбук к интернету тоже не проблема. Да что там ноутбук! По желанию клиента в салоне появится беспроводная клавиатура, а информация отобразится на мониторах. Конечно, многие электронные «игрушки» не всем по карману. Как, впрочем, и автомобили, на которые их устанавливают. Но постепенно они становятся доступнее. Ведь развитие электроники проходит быстро и незаметно – примерно как меняются кадры на жидкокристаллическом мониторе.На правах рекламы190 За рулем 12/2005