168
169
170
172
174
176
ТЕХНИКАБЛИЗКОЕ ЗАВТРАУГАДАЙ ЖЕЛАНИЕАлександр Будкин. Фото автора168 За рулем 12/2005 БЛИЗКОЕ ЗАВТРАДавно говорят: лень – двигатель прогресса. А еще считается, что покупатели обожают все новое, автомобилисты – особенно. Они при первой возможности хвастают машиной перед друзьями, даже в разговоре на отвлеченные вроде бы темы. Итак, психологи определились с портретом покупателя, маркетологи – придумали, как его привести в автосалон, конструкторам остались… сущие пустяки. Каждое следующее поколение машин должно быть более автоматизированным и электрифицированным – и, конечно, обновлено внешне. Неплохо, чтобы в машине появилась какая-нибудь интересная функция. А лучше – пять новых функций или десять! Чтобы проследить, какими машины станут завтра, адреса точнее, чем выставочный центр в Токио, где уже полвека проводят международный автосалон, – не найти.ТЫ МЕНЯ ПОНИМАЕШЬ?Те, кто интересуется компьютерами, давно выучили слово «интерфейс». В последние годы подобные термины из мира электроники бесцеремонно вторгаются в мир автомобильный. Пока мы еще довольствуемся удобной комбинацией приборов, понятным управлением множеством функций. А объект, которым приходится управлять, становится все сложнее – пора говорить о «дружественном интерфейсе». Какой он и куда ведет? Среди дорогих автомобилей скоро не найти будет версию без монитора имногофункционального джойстика, приема голосовой информации и считывания какогонибудь кода – электронного ключа, отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза. Уже сегодня машины учатся понимать язык жестов и ублажать водителя встроенным в его кресло климатконтролем, массажем, вентиляцией. Автомобили умеют загружать в себя пассажировинвалидов и самостоятельно трансформировать салон под любое количество седоков и груза. Аеще способны прокладывать кратчайшие маршруты по городу с учетом объезда пробок и автоматически сообщать в службу спасения об аварии. В «Ниссане-Аменио» есть функции… «просмотр Зем-В автомобилях все чаще видишь многофункциональные джойстики и мониторы. Похоже на персональные компьютеры: есть кнопки «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и«ввод». Иногда используют не четыре, а восемь направлений и добавляют «крутилку». На джойстике у «Ниссана-Фуга» она есть, аеще – 12кнопок. «Аменио» : уже привычная форма и удивительный «интерфейс».За рулем 12/2005 169 ТЕХНИКАБЛИЗКОЕ ЗАВТРАбудет доставлять водителю еще больше удобств и удовольствий. Но только при правильной настройке и регулировке. Учите языки!НЕ ПО ПОНЯТИЯМНе важно, сколько лет вы за рулем и как давно читаете автомобильные журналы. Не сомневаюсь, о конструкции автомобиля у вас успело сложиться твердое представление: четыре колеса, от двух до пяти дверей, капот, внутри – приборы и несколько кресел. Выбросите все это изКонцепту «Ниссан-Пиво» (от английского pivot – поворачиваться) на электрической тяге с литий-ионными батареями не важно, вкакую сторону ехать. Кабина вращается на 360 градусов, все колеса управляемые и ведущие. Информация о том, чего хочет водитель, передается по проводам, механических связей нет. Для достижения идеальной обзорности инженеры «Ниссан» вмонтировали в передние стойки снаружи две камеры, внутри – телевизоры. В «мертвую зону» у такого автомобиля поместится муха, в крайнем случае – шмель, но уж никак не человек. Кстати, еще две камеры на крыше следят за тем, что происходит в непосредственной близости за автомобилем и перед ним.ли» и «просмотр космоса». Полюбуйтесь, как ваш автомобиль впотоке других смотрится из космоса; авот наКресло, помогающее инвалидам сесть в машину, сегодня перестало быть редкостью.мониторе – созвездия, в направлении которых движется машина! Согласитесь, такой штучкой грех не похвастатьперед друзьями. И, вообще, пора привыкнуть: в каждом новом автомобиле непременно найдется система, котораяГибридный компрессор призван минимизировать нагрузку на двигатель. Приводится ремнем от коленчатого вала, при необходимости ему помогает электромотор.головы! Уже сегодня есть автомобили, у которых если не все, то многое по-другому. Взгляните на «МазератиБердкейдж 75» или «Дайхатсу-Коста». Упоследней кресла и панель приборов есть, зато нет ни дверей, ни боковых стекол, ни крыши. Какие еще у нас стереотипы? Скажем, такой: бензиновые двигатели – мощные, но прожорливые, дизели – тяговитые, но тяжелые, гибриды – сделаны ради совсем небольшой экономии топлива. Электромобили? Это такие маленькие машинки, вроде «Оки», которые медленно ползают по городским улицам, зато не портят воздух. Угадал? Все это – неправда! Начнем с того, что бензиновые моторы с непосредственным впрыском и регулировкой газообмена приближаются по экономичности к дизелям недавнего прошлого. А нынешние легковые ди-170 За рулем 12/2005 ТЕХНИКАКомбинированный блок цилиндров из алюминия имагния позволил БМВ существенно сократить массу двигателя. Пока это только рядная «шестерка», но на этом фирма вряд ли остановится.Даже когда все закрыто, «Мазерати-Бердкейдж 75» смотрится необычно. Но если открыть…зели благодаря новым материалам столь серьезно полегчали, что их вновь стали устанавливать… на небольшие самолеты (с появлением реактивной авиации дизели некогда опустились на землю). Гибридные силовые установки сегодня не только экономят топливо: автомобили с ними уже выступают на гонках вгруппе GT. А электрические машинки способны разгоняться до 270км/ч. Нет, это – не опечатка! Инженеры «Мазды» додумались сделать двигатель без стартера. Система Smart Idling Stop по зашитой в нее программе выбирает один из цилиндров и впрыскивает ту-...двери и крышка капота – одна деталь. Всалоне нет привычных кресел. По сути, вы сидите на полу. Все приборы – на руле.да порцию топлива. Коленчатый вал проворачивается на небольшой угол в обратном направлении. Этого достаточно, чтобы сжать заряд еще в одном цилиндре и, уже впрыснув топливо туда, пустить мотор. Дальше – больше… Все те же мотористы «Мазды» к выпестованному ими роторному двигателю добавили рециркуляцию отработавших газов (это еще цветочки!), электрическую часть, преВам на пляж? Чтобы не вывалиться из «Дайхатсу-Коста», опустите мощные подлокотники. Какой привод? Конечно же, полный.вращающую силовую установку в гибридную, и к тому же оснастили мотор непосредственным впрыском водорода! Получился роторный двухтопливный гибрид с рециркуляцией отработавших газов. Звучит! Продолжили работы над системой управления фазамиспециалисты «Хонды». Теперь в гамме двигателей появятся моторы типа 3-stage i-VTE C+IMA. Утаких двигателей будет три основные настройки механизма газораспределения, отличающихся высотой подъема клапана и временем его открытия.172 За рулем 12/2005 ТЕХНИКАБЛИЗКОЕ ЗАВТРАравляющий скоростью включения гидравлического сцепления, а также «думающий» задний дифференциал – он меняет в поворотах соотношение моментов на левом и правом колесах. Аналог «Хонды» именуют SH-AWD (Super Handling All Wheel Drive). Здесь примерно те же функции выполняет один агрегат, расположенный на месте заднего дифференциала.Гоночный RD Sport 408H выступает в японском чемпионате в классе GT. Мощность бензинового мотора – 598 л.с., электрической части – 204 л.с., суммарная – 802 л.с. Максимальный крутящий момент – 930 Н . м. Необычную силовую установку выдают три оранжевых вывода под толстые провода. Такие контактные элементы есть у всех гибридов.Старую любовь не забывают инженеры «Субару» – четырехцилиндровый 2-литровый оппозитник. Но с двумя распредвалами в каждой головке, рабочим процессом по циклу Миллера (с внутренним охлаждением заряда) и… правильно, гибридный.СЛАГАЕМЫЕПока мотористы занимаются своим делом, не сидят сложа руки специалистыпо подвескам, трансмиссии и прочим комплектующим. Словно сговорившись, устройства комплексного управления полным приводом со сложным алгоритмом распределе-ния моментов предложили «Мицубиси» и «Хонда». Первая назвала систему S-AWC (Super All Wheel Control), включив в нее активный центральный дифференциал, уп-Удивили инженеры «Тойоты», создав автомобиль «Файн-Х», способный разворачиваться на месте поворотом всех управляемых колес. Акомпании «Сузуки» и «Хон-Двухтопливный гибрид с роторным двигателем и системой рециркуляции: «Мазда-Примаси Гидроген RE». Питается бензином, водородом, электричеством. Над задней осью расположили бак высокого давления с водородом. Под сиденьями второго ряда – аккумуляторную батарею и бензобак.На разрезе видны две форсунки. Одна впрыскивает бензин, другая, в верхней части ротора – водород.174 За рулем 12/2005 ТЕХНИКАБЛИЗКОЕ ЗАВТРАНа «Мицубиси-Концепт X» отрабатывают систему Super All Wheel Control: активные межосевой и межколесный дифференциалы, активное рулевое управление и тормоза. У «Хонды-Спортс 4» разум трансмиссии собран в одном агрегате на задней оси.Между передними и задними колесами «Хонды-Спортс4» возможно распределение момента от 70:30 до 30:70, между правым и левым задними колесами – от 100:0 до 0:100.да» сделали необычные предложения слабому полу. Первая показала машину, специально созданную для мам (Mom Personal Wagon). Вторая – для леди, обремененных другой заботой – о маленьких милых собачках (W.O.W). А что? Таких едва ли меньше, чем тех, кто лю-бит очень быстро ездить или забираться внепролазную грязь! Среди множества экспонатов Токийского салона можно найти и тонированные стекла с функцией солнечных батарей! Для гибридных машин это может стать весьма актуальным –дополнительный источник энергии. А вот и «домашняя энергетическая станция» (Home Energy Station), предназначенная для заправки топливных элементов прямо в гараже. Полным ходом идет совершенствование радарных систем предупреждения об ава-рии, в том числе с использованием приборов ночного видения. Фары сотклоняемым на повороте потоком света учат смотреть в разные стороны на перекрестке. Что вам еще нужно? Об этом уже думают конструкторы и дизайнеры. Конечно, с помощью маркетологов…Фирма «Валео» показала кресло не только сподогревом, но ис подводом к нему охлажденного воздуха от кондиционера с последующим распределением. Добавьте автомобиль с соответствующим блоком управления и получите кресло с климат-контролем. Поклонники «Субару» теперь станут мечтать о 2-литровом оппозитнике сдвумя распредвалами, циклом Миллера и электрической частью, добавляющей крутящего момента.176 За рулем 12/2005