186
187
БЕЗОПАСНОСТЬНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯКАК ПОТРАТЯТ $1,8 МИЛЛИАРДА?О тдела вт омобильнойжизниВконце минувшей осени в России случились два взаимосвязанных события, о которых простые смертные узнали из быстротекущих ежедневных сообщений СМИ ив большинстве своем остались к ним равнодушны. А очень жаль – оба этих события касались одной из самых больных для нашего общества проблем – безопасности дорожного движения и всего, что с ней связано в жизни каждого из нас.ЗА И ПРОТИВ?Государство наше экономическую стабильность пока не обрело, демографическая ситуация в нем очень тяжелая, при этом мы позволяем себе ежегодно терять на дорогах 35 тысяч убитыми, допускаем, что свыше 250 тысяч получают увечья и травмы в ДТП, а экономический ущерб от последних составляет 230–270 млрд. руб. в год – примерно 2–3% от ВВП. Впрочем, цифры эти известны давно, и в журнале мы касаемся этих проблем постоянно, но наконец-то ими решило озаботиться и государство, что надо было сделать намного раньше. Сначала на заседанииВо Всемирном банке подсчитали, что население России к 2050 году может сократиться на 40 млн. человек. В том числе из-за высокой смертности в ДТП.186 За рулем 01/2006Правительства была принята концепция программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», а спустя буквально несколько дней это стало предметом обсуждения уже на заседании Президиума Госсовета РФ. Там с программной речью выступил Президент РФ В.Путин. Вряд ли стоит пересказывать его эмоциональное выступление – многие видели фрагменты по телевидению. Вообщето глава государства фактически озвучил упомянутую концепцию, сопроводив ее несколькими отступлениями. В качестве необходимой меры он назвал «создание атмосферы нетерпимости и неприятия хамства на дорогах, бравады и лихачества, вождения автомобиля в алкогольном или наркотическом опьянении». При этом, по мнению президента, только ужесточением наказаний с таким злом не справиться. В то же время президент дал задание правительству подготовить ряд законопроектов, ужесточающих наказание водителей за различные правонарушения. Особенно жестко будут поступать с теми, кто садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. Мы не собираемся спорить с президентом, тем более говорил он о вещах наболевших – достаточно ознакомиться с публикациями в нашем журнале. Да, пьянство за рулем – одна из основных причин ДТП в России, да, автошколы, как правило, плохо готовят водителей к реальным дорожным условиям. Кто с этим будет спорить? Только вот, нам кажется, авто- НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯшколы – не первопричина всех бед, они лишь одно из звеньев в цепи этих причин, причем не самое главное. В том, что у водителей-новичков низкий уровень подготовки, виноваты не одни только автошколы, хотя мы вовсе не собираемся их защищать. Что касается пьянства за рулем, мы полностью разделяем негодование главы государства. Заметим при этом, что полтора года назад в Кодекс об административных правонарушениях был внесен пункт об ужесточении наказания за езду в пьяном виде: отменили штрафы, а сроки лишения прав увеличили до 1,2–2 лет. После этого, как заявил недавно глава ДОБДД В.Кирьянов, за полгода резко, практически на 20% уменьшилось число задержанных за управление автомобилем в пьяном виде. То есть эффект налицо, и кто-то, наверно, будет недоумевать – зачем снова ратовать за ужесточение? Тем более все-таки остается непонятно – президент за это или против? Видимо, те, кто занимался подготовкой материала для выступления президента, подошли к этому несколько однобоко, с позиций Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, который собирается взять на себя ответственность за выполнение этой программы. Там, естественно, проблему видят профессионально, но… со своей колокольни. Отсюда и нестыковки. чальник ДОБДД МВД РФ, главный государственный инспектор безопасности движения России генераллейтенант милиции Виктор Кирьянов, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных органах Михаил Барщевский, депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин и главный редактор журнала «За рулем» Петр Меньших. Вел программу, как всегда, Владимир Познер. В июле он вместе с П. Меньших подписал письмо к министру МВД, в котором обосновывалась необходимость реформ в системе безопасности дорожного движения. Так что же – лед тронулся? Будем надеяться, вот только каждый, как выясняется, видит ситуацию, причины ее возникновения и пути решения проблем по-своему. Генерал В. Кирьянов считает, что виноваты в первую очередь водители – сегодня 80% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по их вине. С цифрами трудно спорить, и никто не станет отрицать значение пресловутого «человеческого фактора», но ведь в Законе о безопасности дорожного движения черным по белому написано о приоритете государства в деле ответственности за безопасность дорожного движения! Поэтому мы хотели бы подойти к проблеме ис этой стороны: говорить не только об ответственности водителей за нарушения ПДД, но ио личной, репутационной ответственности государственных чиновников за безопасность на дорогах. Как того требует Закон.ОСВОИМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ!В последние годы у нас в стране стало модно готовить разного рода «концепции», причем по одному сценарию, который включает критическую оценку нынешнего состояния дел и рассуждения на тему, что надо сделать. На это и выделяются финансы. А результаты? Пока ответа нет (вспомним хотя бы «автопромовскую концепцию»). Похоже, нечто подобное может произойти ис концепцией по безопасности, при том, что ситуация тут действительно катастрофическая и что-то надо срочно делать. Документ составлен по старым рецептам. Кроме «чернухи», есть и некий набор рекомендаций, указаний, в каких направлениях вести работу, чтобы уменьшить смертность, травматизм и аварийность на дорогах. Естественно, начинается с «создания новой законодательной базы». Далее тотальная ревизия всех автошкол. Обучение сотрудников ГАИ приемам оказания первой медицинской помощи. Профилактическая работа на всех уровнях – начиная с детских садов. Естественно, повышение штрафов за нарушения ПДД. Опять же не будем спорить. Каждая из предложенных мер не вызывает сомнений – она нужна. Только по ходу знакомства с документом возникают вопросы. В том, что на дорогах у нас все плохо, виноваты несовершенные законы, некачественное дорожное покрытие, водители, автошколы – все, лишь ГИБДД тут ни при чем. Они – честные, квалифицированные, система вполне работоспособная. Вот только обстоятельства не дают реализоваться на должном уровне… Так ли? В конце ноября в студии программы «Времена» на ОРТ эту проблему в прямом эфире обсуждали на-Необходима персональная ответственность всех руководителей за выполнение программы, причем не перед «вышестоящими», а перед обществом и прессой.Что уже готово сегодня – так это решение о финансировании программы (пока не существующей даже на бумаге): на ее исполнение Минфин планирует выделить 52,8 млрд. руб. (1,8 млрд. долл.). Здорово, не правда ли? Об этом, честно говоря, и не мечтали. Получается, что МВД сможет (особенно на первом этапе) тратить эти деньги фактически по собственному усмотрению, исходя из того, как видит решение проблемы безопасности! Захочет – установит аппаратуру, фиксирующую нарушение ПДД, а захочет – сошьет новую форму или лимузины для руководства купит… Мы двумя руками «за» государственную программу безопасности дорожного движения. Мы счастливы, что президент и правительство наконец-то обратили внимание на эту острейшую проблему и даже нашли деньги на финансирование первоочередных задач. Только мы категорически против того, чтобы эти средства где-то в кулуарах министерства «расписали» и «поделили». Слишком уж много поставлено на кон в жизни общества, чтобы позволить решать это нескольким чиновникам. Мы хотим видеть не расплывчатую «концепцию», а конкретную программу, где будут подробно расписаны все необходимые меры, указано, руководитель какого ведомства за что лично отвечает. Чтобы было с кого спросить за каждый потраченный рубль и потребовать ответа – почему не сделали? Иначе проку не будет.За рулем 01/2006 187