121
БОРТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫНЕ ТОЛЬКО ПОДСЧЕТЫГе ннадийНепряжинБольшая часть выпускаемых сегодня автомобилей ВАЗ снабжена впрысковой системой подачи топлива. Управляет ею головной электронный блок – контроллер. В нем предусмотрена специальная линия опроса (К-линия) для диагностики и поиска неисправностей, а также получения данных по расходу топлива. С этой целью автомобили оборудуют так называемым диагностическим штекером, что открывает широкие возможности для дооснащения (по усмотрению владельца) машины компьютером, способным «читать» ошибки системы впрыска и анализировать маршрутные данные. В продаже немало компьютеров, пригодных как для установки на центральной консоли «десяток», так и выносных, с проводами. Куда такой поставить, решаете вы сами. Все компьютеры получают информацию от К-линии. Решив опробовать в деле несколько современных моделей, ограничились теми, что устанавливаются в штатные места на автомобиле. Выбор пал на «Мультитроникс-Комфорт Е10», «ГаммаИнтеллект 112», «Навигатор» и «Штат 112х3». Подопытный ВАЗ-2110 располагал компьютером, установленным на заводе, но читал он только маршрутные показатели – на колодке для него провод К-линии отсутствовал. О причинах можно догадываться: видимо, «забота» об автовладельце сводится сегодня к тому, чтобы гонять его по любому поводу в сервис! Нас это не устраивало, и мы восстановили К-линию: соединить проводом разъем для компьютера и гнездо К-линии в диагностическом разъеме минутное дело! Первый сюрприз! Из четырех купленных компьютеров один – «Комфорт Е10» – «просто так» к штатному разъему не подключишь. Пришлось изготовить несложный переходник (надеемся, что и читатель окажется из числа умельцев!). Другие три прибора подключаются без проблем. Со своими функциями все четыре справляются отлично – уверенно «читают» и диагностику, и маршрутные показатели. Ну а как насчет эргономики, удобства пользования? С этой точки зрения очень хорош штатный компьютер, но что толку в нем, если диагностика ему не подвластна? Последние три компьютера в эксплуатации не столь удобны, как «Комфорт Е10». Так, у «Навигатора» по низу расположены восемь (!) командных кнопок, попробуйте-ка с ходу нажать нужную и не попасть сразу на две! Считать на ощупь – очень долго, к тому же отвлекает от управления автомобилем. Еще хуже – пытаться углядеть требуемую (ночью это вообще невозможно – кнопки не подсвечены). «Гамма» и «Штат»… Кнопки большие, плоские, но тугие. Правда, подсвечены, да ио символах на них изготовители позаботились, меньше риск ткнуть пальцем мимо. Но – стоп! Поговорив о кнопочках, мы едва не забыли о дисплеях. Здесь есть проблемы: штатное место компьютера на «десятке» расположено низко. Видимо, это учли в заводском компьютере – его показания вполне читаемы. Приемлемо смотрится картинка ив «Комфорт Е10». Остальные изделия «не на высоте» и в прямом смысле слова: чтобы как следует прочитать показания, нужно наклониться… Нонсенс! Здесь важен и цвет: черное на желтом и красное на черном читается легко. Показания остальных – белым по голубому! – даже ночью невнятны. В свете всего этого достоинства компьютеров заметно тускнеют. А они между тем немалые. Все представленные модели владелец может откалибровать (способы расписаны в инструкциях) и с высокой точностью судить о расходе топлива, о «радиусе действия» автомобиля на остатке топлива в баке в зависимости от скорости и т.д. К каждому прибору прилагается таблица кодов неисправностей, что во многих случаях позволяет устранять их, не обращаясь в сервис. (О некоторых тонкостях диагностики впрыска читайте в статье «Время реакции» – раздел «Ремонт и сервис».) Компьютер «Штат 112х3» от Тольяттинского Государственного университета предлагает владельцу еще одну услугу – «плазменный прогрев свечей зажигания» перед холодным пуском. Оценить это на практике мы не смогли – летом и осенью не было необходимости, а наши автомобили заводятся совсем неплохо, и определить эффект такого «прогрева» трудно.Штатный компьютер «десятки». И функционален, и в пути полезен, но читать диагностику не умеет, о неисправностях не информирует.«Комфорт E10» от ООО «М-Электроникс» из Москвы на «десятке» удобен. Управлять им легко, просто. Кнопок – минимум.«Штат 112х3» сопрягаем со всеми типами контроллеров для семейства автомобилей ВАЗ-2110.«Гамма Интеллект 112» (продукция компании Ferrum). Прекрасное изделие, сочетаемое с целым рядом различных контроллеров. К вашим услугам – «Навигатор» (от ООО «Автоэлектро», Москва). По своим возможностям не уступает показанным выше.