232
233
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЗРДА ЗДРАВСТВУЕТ БД!Максим Приходько. Фото: Константин ЯкубовВпоследнее время руководители всех уровней, включая лично президента, озаботились проблемами дорожного движения в стране. Как этому не порадоваться! Но смущает, что в качестве первоочередной меры по наведению порядка на дорогах почему-то видят только повышение штрафов для водителей – нарушителей ПДД. Мы тоже поддерживаем эту меру, но уверены, что одна она, без решения многих других проблем в комплексе, мало что изменит. За последний год ввели ряд новых штрафных санкций, ну и что изменилось? Чтобы проверить наши опасения, мы недавно отправились в рейд на служебном «Акценте» с «нештатными» синими огоньками (ЗР, 2006, № 1), а теперь решили попробовать на своей шкуре, как себя почувствует водитель в центре мегаполиса на запрещенной вроде бы для въезда туда грузовой «Газели».В Москве и Санкт-Петербурге, Ростове и Новосибирске, других больших городах жить водителям и их пассажирам стало особенно тяжело. Путь от дома до работы остался тем же (в километрах), а вот потраченное на него время… Дабы хоть как-то оживить «железный поток», городские власти, по примеру развитых стран (там с этой проблемой столкнулись давно), вынуждены прибегать к непопулярным запретительным мерам. Пока самое доступное – ограничить въезд в центральную часть городаДля ориентации в Москве Гураму не нужны карты-компасы-GPS.грузовиков. Московская мэрия принимала решения по этому поводу не раз. Самое грозное датировано августом 2002 года («Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети», № 604-ПП). Первый пункт постановления гласит: «Запретить с1 декабря 2004 года с 7.00 до 22.00 въезд и передвижение грузового транспорта грузоподъемностью более 1тв центральную часть города, ограниченную третьим транспортнымТипичный столичный «пейзаж»: «газели» во всех рядах.КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ…Настоящий бич всех крупных российских городов последних лет – автомобильные пробки.232 За рулем 02/2006 РЕЙД ЗРкольцом». Ну а если просто необходимо белым днем проехать в центр, потребуется пропуск, который нужно получать в Управлении ГИБДД ГУВД Москвы. Дело это сложное, отнимающее много времени. Кроме обоснованного заявления о причинах, зачем нужен пропуск, надо представить договоры, подтверждающие необходимость перевозок по центру, документы о наличии площадок для стоянки под погрузку-разгрузку и т.д. В общем, потребуется куча бумаг и немало сил, чтобы получить разрешение на въезд в центр Первопрестольной хотя бы одной «Газели». Кроме того, ее ждут в городе и другие ограничения. Например, с 1 мая 2004 года, согласно п. 9.4 ПДД, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т разрешается занимать крайнюю левую полосу «только для поворота налево или разворота». Но если нельзя, но очень хочется… Для нашего эксперимента был взят цельнометаллический фургон «Газель», арендованный в крупной фирме-автоперевозчике. Номера московские, водитель – Гурам, в прошлом житель Волгограда, пассажиры – мы с фотографом. Ветровое стекло машины почему-то украшал белый лист с принтерными буквами «БД». Табличку с этой надписью – «Безопасность движения» – Гурам поставил сам: «Иногда занимаюсь эвакуацией сломавшихся у нас машин – так спокойнее». Что ж, подходящий довод. В таком составе мы хотим проехать с окраины Москвы до самого ее центра – Васильевского спуска и вернуться обратно. Пропуска нет, но желание увидеть Кремль переполняет наши сердца. Хотя понимаем, что по пути нарушим не только постановление московского правительства, но и указания дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен» и 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Цена вопроса – предупреждение или штраф 50(!) рублей, но Москва того стоит! грузовики – видимо, их водители даже не в курсе, что это – нарушение. (Да что там – на МКАДе «СуперМАЗы» так иногда шпарят, что и 75 сил моей «Нексии» не хватает, чтобы их хотя бы догнать!). Гурам, классический представитель водителей коммерческого транспорта Москвы, охотно рассказывает о себе. В столице работает более трех лет (легально!), и хаотичность движения огромного мегаполиса отнюдь его не раздражает: «Понимаешь, привык, мне надо ехать – я и еду». После того как мы разъяснили Гураму цель нашей поездки, он долго смеялся, а потом рассказал: «Знаешь, ко мне дети недавно приезжали. Москву посмотреть надо, а как? Посадил я их в эту же «Газель», доехал до центра, припарковался у Гостиного двора, и пошли мы гулять, Кремль и все такое. Посмотрели, потом домой поехали. И никто ничего не сказал». «Вот это да! – воскликнул я. – А мы-то думали… Что жи сегодня никто не остановит?» – «Подожди, иногда они устраивают проверки по полной, может, и мы попадемся», – успокоил Гурам. А вот и третье кольцо, знак – далее грузовикам и фургонам нельзя. Но мы неспешно вливаемся в поток, а затем по Подольскому шоссе и Большой Серпуховской въезжаем в центр. Как всегда, на Даниловской площади экипаж ГАИ. Мы проезжаем мимо... и «ноль внимания в нашу сторону». Едем дальше, пересекаем по мосту Москву-реку, цель нашего путешествия совсем близка. У Васильевского спуска тоже машина ГИБДД с экипажем, но то ли до нас нет дела, то ли буквы «БД» работают – мы паркуемся у самых стен Кремля. Затем небольшая «фотосессия» на фоне собора Василия Блаженного. Куда бы нам еще съездить? «А давайте на Тверскую махнем, я там сто лет не был», – берет на себя инициативу Гурам. Мы соглашаемся. Как же красив наш город даже в пасмурную погоду! Яркие краски чуть приглушены, отсвет неоновых вывесок и световой рекламы тают в легкой дымке. Мы небыстро движемся в потоке красивых иномарок. И вместе с нами – немало грузовых фургонов, как и наш. Интересно, а есть ли у них разрешение на въездА вот этому «Бычку» не повезло, его «увидели».Торжественный финиш. Да здравствует БД!В МОСКВУ, В МОСКВУ!Стартовав от южных окраин столицы, вливаемся в общий поток. Мы на «Газели» и едем соответственно, но… в рамках закона. То и дело в крайней левой полосе нас обгоняют разныеТрадиционно нас не видят. Почему? На этот вопрос мы ищем ответ.в центр? Проезжаем по Тверской, сворачиваем на Бульварное кольцо. Инспекторы ГИБДД встречаются то тут, то там, но в нашу сторону – никаких эмоций. Может, это две буквы, «Б» и «Д»? Никто из тех инспекторов, кто встретился нам по пути, ни разу не обратил внимание на нашу белую «Газель». А что, собственно, изумляться? Если однажды на Красную площадь приземлился самолет, то почему бы не подъехать к ней по крайнему левому ряду на машине «массой свыше 1 тонны» и без пропуска? Если подсчитать, сколько раз мы откровенно и безуспешно пытались нарваться на неприятности, приходишь к грустному выводу. Стоило ли вообще ужесточать отдельные статьи КоАПа, принимать грозные постановления и распоряжения, если никто и не собирается требовать их неукоснительного выполнения? Наказание должно быть неотвратимым и, самое главное, это должны усвоить все участники движения, включая тех, кто разъезжает по нашим улицам с разномастными «крутыми» номерами, пропусками и табличками на ветровом стекле. Как в нашем случае – «БД», что можно расшифровать и как «Без документов». Выражаем признательность компании «ТРАНСВЕЙ» за помощь при подготовке материала.За рулем 02/2006 233