ДИАЛОГ В ПЕРВУЮ СРЕДУЧЕМ ЗАПОЛНИТЬ ПУСТОТУВспоминаю реплику одного из участников январского диалога «В первую среду» – Сергея из Магнитогорска: «Запомните – не будет вам больше «Оды», «Оки», «Волги», УАЗа, а через годик – и оставшейся «классики»!» И еще другие вопросы читателей по этому же поводу: так кто же сегодня хозяин на ВАЗе, куда потратят обещанные автомобильной промышленности пять миллиардов долларов? Нужен ли нам автопром? Согласитесь, сам вопрос звучит кощунственно, и не только для «зарулевцев» – для каждого, кто ощущает себя гражданином нашей великой страны. Да, однозначно нужен: мы не банановая республика и богаты не только природными ресурсами! Но время нашего бывшего автопрома – огромного натурального хозяйства эпохи СССР – истекло. Можно по-разному относиться к этому факту, но отрицать его бессмысленно. И я согласен с Сергеем – вот-вот образуется пустота. А ее природа не терпит. Вместе с «теми» автомобилями от нас безвозвратно уходит и производство комплектующих образца прошлого тысячелетия. И это хорошо: создавать на их базе новые модели невозможно, а попытки смешать «французское с нижегородским» тоже обречены на провал. Последний пример тому – купленный редакцией «Патриот», сломавшийся в первый же день! Отменная импортная коробка передач и фирменное сцепление соседствуют в нем с проблемными тормозами, дрянной сборкой и колесными гайками с сорванной резьбой. Это изделие лишено будущего, в таком виде его покупать не станут! Снежный ком с обломками всего старого вовсю несется под откос – его не остановить. Но можно и нужно начать все сначала. На современном автомобиле не должно быть ни одной дребезжащей детали, ни одной текущей прокладки – это понятно каждому. Нашему автопрому нужны комплектующие только от лучших мировых производителей – натуральное хозяйство отвергнуто современной цивилизацией. Но крупные поставщики мыслят масштабно – их интересуют большие объемы производства и стабильные правила игры. Вот тут-то впору вернуться к упомянутым пяти миллиардам – куда же могут потратить их те, у кого они окажутся в руках? В первую очередь речь, конечно, о ВАЗе – его будущем. На мой взгляд, крупнейшей ошибкой было бы делать ставку исключительно на латание вазовских дыр! Результатом этого станет в лучшем случае очередная «Приора» – по сути уже устаревшая и заранее обреченная, независимо от размаха рекламной кампании. Перспектива только в решительном обновлении модельного ряда путем освоения современных лицензионных конструкций с максимальным использованием существующих мощностей. Потребуется безотлагательно принять законодательные акты, гарантирующие реальные и равные условия всем участникам рынка, независимо от формы собственности и адреса их штаб-квартир. Учтем, что речь должна идти о массовом производстве современных комплектующих не только для будущей лицензионной (!) продукции АВТОВАЗа, но и для «рено», «фольксвагенов», «тойот», «фордов». Эти известные марки уже пришли в российский автопром и вместе с АВТОВАЗом способны подготовить стартовую площадку для создания здесь отрасли по выпуску комплектующих нового поколения. Давайте начнем хотя бы с упомянутых колесных гаек, которые не будут откручиваться! И обойдутся покупателю массового автомобиля в копейки, поскольку тиражи их станут исчисляться миллионами. Если мы не можем пока разобраться в хитросплетениях собственной концепции развития автопрома, то по крайнеймере постараемся убедить и себя, и мировых производителей в том, что каждый рубль, вложенный в российский автопром, принесет дивиденды. Предпринимателям нужна предсказуемость – долг государства об этом позаботиться! Если мировые производители увидят, что современная Россия – полноправная часть Европы, готовая к цивилизованному бизнесу, – они придут к нам. Миром, как известно, правит интерес – а российский рынок сулит очень интересные перспективы. Отважная фрау Берта Бенц, совершившая в позапрошлом веке первый в мире пробег на автомобиле (рядом с ним я на фото) своего тогда еще никому не известного мужа, решила сверхзадачу! В дороге она чистила бензопровод булавкой от шляпки, изолировала высоковольтный провод чулочной резинкой, меняла тормозные накладки у сапожника – и в итоге победила! Сдайся она тогда на полпути, кто бы реально поверил в будущее автомобиля? Нам сегодня тоже нелегко, но и мы сумеем заполнить пустоту – только вместо подручных средств будем ориентироваться на самые передовые достижения мировой индустрии. Иначе фраза «Сделано в России» может надолго лишиться реального «автомобильного» содержания.П. МЕНЬШИХОтчет о конференции главного редактора читайте на с. 258. За рулем 02/20063