118
119
120
122
АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ЛАДА-САМАРА»БЮДЖЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ Лет пятнадцать назад «Самару» провожали завистливыми взглядами и неласково называли «зубилом». Позже, когда на рынке появился и более дорогой тольяттинский «инструмент», эта модель продолжала привлекать покупателей невысокой ценой и хорошим по отечественным меркам качеством. И сегодня «самары», теперь уже второго поколения, подолгу не простаивают на площадках готовой продукции – что ни говори, а новых автомобилей за 6,5–7 тысяч долларов немного.М аксим Сач ковПОД ОДНИМ ИМЕНЕМВ семействе «Самара-2» (так часто называют обновленные «самары») – три модели, различающиеся кузовами. Самаядешевая – трехдверный хэтчбек ВАЗ2113, столько же, иногда чуть дороже стоит пятидверный ВАЗ-2114, а закрывает ценовой диапазон седан ВАЗ-2115. ВАЗ-2113, бывшая «восьмерка», привлекает… минимумом дверей. Во-первых, можно не волноваться за детей на заднем сиденье. Во-вторых, в большую «калитку» водителю, особенно солидной комплекции, проще входить. Но владельца «тринадцатой» подстерегают и огорчения – большая дверь со временем провисает или стекло норовит перекоситься при попытке его закрыть. Кроме того, «тринадцатая» абсолютно не подходит на роль маршрутки – задним пассажирам тяжко пролезать в дверной проем, а передним быстро надоедает ихпропускать. Это автор испытал на себе, пока ездил пару лет на «восьмерке». Поэтому следующим моим автомобилем стала «девятка» (ее модернизированный вариант называется ВАЗ-2114). Если у вас часты семейные выезды, советую поступить так же – родным и близким в этой машине будет удобнее. И не только им: в грузопассажирском варианте при сложенных задних сиденьях через вторые двери проще разложить поклажу по отсеку. Вы не любите хэтчбеки? Или багажник маловат? Тогда из семейства «самар» лучше всего подойдет ВАЗ-2115. Заднее сиденье у седана тоже складывается, и в грузопассажирском варианте салон длиннее примерно на 200 мм – удобно для перевозки длинномеров или лыж. И загружать вещи в багажник «пятнашки» удобнее – проем шире, поднимать поклажу придется не так высоко.118 За рулем 03/2006 ВАЗ-21093ВАЗ-2113КОМПЛЕКТАЦИИ «САМАР»Комплектация «НОРМА» ВАЗ-2113 –ВАЗ-2114 ВАЗ-2115 $6800 – 6900 $7100 – 7300 (194 000 – (202 000 – 196 500 руб.) 208 000 руб.)ВАЗ-2114+ =противотуманные фары, атермальные стекла, бортовой компьютер Комплектация «ЛЮКС» ВАЗ-2113 –ВАЗ-2114 ВАЗ-2115 $7000 – 7200 $7300 – 7500 (199 500 – (208 000 – 205 000 руб.) 213 500 руб.)ВАЗ-2115За рулем 03/2006 119 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ЛАДА-САМАРА»«Торпедо» многие продавцы называют европанелью – наверное, для солидности. Издали выглядит неплохо, а ближе в глаза бросаются огрехи сборки: неравномерные зазоры, плохо подогнанные детали. Впрысковый 8-клапанный мотор ВАЗ-2111 объемом 1,5 ли мощностью 77 л.с. – единственный, который устанавливают на все «самары». Серьезных проблем хозяевам не доставляет. Подголовники на задних сиденьях у ВАЗ-2115 устанавливают ив «стандарте», и «люксе». У покупателей хэтчбеков выбора нет – шеи пассажиров второго ряда защищены только в «люксе».Под стать устаревшей внешности ВАЗ-21093 – прежняя «высокая» панель приборов. Основные претензии те же – небрежная сборка, хватает и эргономических недочетов.ВЫБОРЫ В «САМАРЕ»Дилеры предлагают не только разные кузова, но и комплектации. Самую бедную – «стандарт» – можно заносить в Красную книгу. В автосалонах начинают разговор с варианта «норма» (его часто называют «полулюкс»). В арсенале – центральный замок, противотуманные фары, стеклоподъемники в передних дверях. Впрочем, может случиться, что у дилера «под рукой» только дорогие «самары» в исполнении «люкс». Вдобавок к перечисленным благам получаете атермальные стекла, маршрутный компьютер, подогреваемые передние сиденья, вместо твида салон обит велюром. Только не рассчитывайте купить «Самару» за цену, указанную в прайс-листе. «Голые» машины встречаются крайне редко, дилеры любят начинять их собст-венным оборудованием. Если предложат только сигнализацию и антикор с подкрылками – считайте, отделались малой кровью. Эти не самые бесполезные вещи прибавят к стоимости автомобиля в среднем 6–15 тыс. рублей (в провинции расценки скромнее). Часто выставленная на продажу машина уже оснащена защитой двигателя (плюс 400 рублей), в салоне и багажнике лежат коврики (450/350 руб.), а обута «Самара» в импортные покрышки на литых дисках (17 000 руб.). Особо искусные продавцы раскрутят покупателя еще на 20–30% от стартовой цены машины.предприятие «РосЛада». ВАЗ-21093, помимо скромной внешности, отличается обивками дверей, панелью приборов, нерегулируемой рулевой колонкой и скудной комплектацией. А потому и ценой – разница между поколениями около 8–10 тыс. рублей. Из всех продающихся ныне «самар» я бы отдал предпочтение как раз ВАЗ21093, и не только из-за цены. Мне ближе безыскусный, зато гармоничный облик «девятки», нежели безвкусно обновленная «четырнадцатая». А практичные черные бамперы прежних машин, о прочности которых ходят легенды, – разве можно их сравнить с нежными, крашенными в цвет кузова «отбойниками» «Самары-2»? Большие фары «девяносто третьей» лучше освещают дорогу, к тому же и просят за них меньше, как, впрочем, и за многое другое. Однако бытует мнение, что сызранские машины уступа-С «САМАРОЙ» ПО ЖИЗНИЗаводская гарантия – 35 тыс. км или 2 года, в зависимости от того, что наступит раньше. В среднем по Москве нормочас стоит 550 рублей, в других городах и областях встречаются цены и вдвое ниже. ТО-1 (2 тыс. км) с расходными материалами в столице обойдется в среднем 4200 рублей; ТО2 (15 тыс. км) – 3500, ТО-3 (30 тыс. км) – 5800, ТО-4 (45 тыс. км) – 4700.ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГОЕдинственную «Самару» из старой гвардии – пятидверный хэтчбек первого поколения – пока выпускает сызранское120 За рулем 03/2006 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ЛАДА-САМАРА»ной) половины водителей. На обновленных «самарах» эту проблему решает регулируемая колонка. Кроме того, сызранский производитель не балует потенциального покупателя опциями вроде маршрутного компьютера или подогрева сидений.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель 2113 ВАЗ 2114 2115Багажники всех хэтчбеков, в том числе и сызранской сборки, одинаковы по объему. Колесные арки закрыты пластиком, а под кучерявый пол лучше положить фанерку, иначе увесистая поклажа будет проваливаться в нишу запаски.У ВАЗ-2115 багажник больше, а погрузочная высота меньше. Спинка заднего дивана, как и на хэтчбеках, складывается целиком.Обивки дверей ВАЗ-2114 и 2115 оригинальные. А вот «тринадцатая» позаимствовала эти детали у «самар» первого поколения.Общие данные Размеры, мм: длина 4122 4122 4330 ширина 1650 высота 1402 база 2460 колея спереди 1400 сзади 1370 Радиус поворота, м 5,5 Снаряжен. масса, кг 945 970 985 Полная масса, кг 1370 1395 1410 Время разгона 0-100 км/ч, с 14 Макс. скорость, км/ч 157 Топливо АИ-91–95 запас топлива, л 43 Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч 6,2 при 120 км/ч 7,5 город 9,9 Кузов Кол-во дверей/мест 3/5 5/5 4/5 Объем багажника (VDA), л 330/600 330/600 430 Двигатель Расположение спереди поперечно Рабочий объем, смз 1499 Степень сжатия 9,9 Мощность, кВт/ л.с. 56,4/77 при об/мин 5200 Крутящий момент, Н.м 115,7 при об/мин 3200 Трансмиссия Тип переднеприводная Коробка передач М5 Ходовая часть Подвеска: спереди типа «Мак-Ферсон» сзади упругая поперечная балка Рулевое управление реечное Тормоза: передние дисковые задние барабанные Размер шин 165/70R13, 175/70R13ЗАПЛАТИЛИ? ПОЛУЧИТЕ!Пожалуй, среди отечественных моделей «Самара» – одна из наиболее надежных машин, в первую очередь благодаря простой конструкции. По большому счету, ломаться в ней нечему, да ио детских болезнях «старушки» говорить как-то глупо. Эти самые дешевые из переднеприводных моделей ВАЗа докучают владельцам в основном мелкими неисправностями – например, заклинившими дверными замками, перегоревшими предохранителями, повизгивающими электромоторчиками. Зато починят «Самару» на каждом углу – на дорогой дилерской станции или в частной придорожной мастерской. Было время, в автосалонах продавали «самары» с разными двигателями. Теперь выбирать не из чего – у всех под капотами один и тот же полуторалитровый мотор. В системе выпуска установлены каталитические нейтрализаторы, под капотами – адсорберы. Однаодинешенька и пятиступенчатая коробка. У силового агрегата преклонный модельный возраст, зато удобные характеристики. На трассе они позволяют вполне безопасно обгонять, а в городских пробках отзываются дружелюбной тяговитостью. Автомобилю в свое время повезло – «восьмерку» доводила именитая фирма «Порше». Иностранцы привили нашей машине скромный аппетит, хорошие манеры – при неплохой управляемости автомобиль сохранил пристойную плавность хода и, что немаловажно для российских условий, солидный дорожный просвет. Правда, долгая конвейерная жизнь немного подпортила «Самаре» характер (подробнее – ЗР, 2005, № 8). Несмотря на неуклонное подорожание моделей ВАЗ, конкурентов у «Самары» в классе и ценовой нише пока нет. Этот автомобиль покупают небогатые и практичные люди, выросшие из «Оки» и «Жигулей», но не накопившие на иномарку. Конечно, «зубило» – не самый тонкий инструмент, а простое орудие для простой повседневной работы. Впрочем, ничего другого от него и не требуется.СТОИМОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА БЕЗ РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ В МОСКВЕОперация Замена масла и фильтра Замена сцепления Замена передних тормозных колодок Диагностика двигателя Сход-развал Замена шаровой опоры (вместе с рычагом) Замена ветрового стекла Замена фары с последующей регулировкой Стоимость, руб. 250 2300 400 150 700 400 800 300СРЕДНИЕ ПО МОСКВЕ ЦЕНЫ НА ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ («САМАРА»/«САМАРА-2»)Деталь Стекло ветровое Фара Крыло переднее Капот Глушитель Бампер передний в сборе Фильтр топливный-масляныйвоздушный Ремень генератора–ГРМ Тормозные колодки передние (комплект) Стоимость, руб. 1200 1000/1500 1000/1500 2200/2600 750/950 2500/3000 150–80–50 160–150 170ют тольяттинским по качеству. Если внимательно изучить кузова этих моделей, замечаешь, что «четырнадцатая» действительно собрана аккуратнее.Хватает у ВАЗ-21093 и неприятных пустячков. Например, низко расположенный руль, буквально протирающий брюки у доброй (в смысле нехудосоч-122 За рулем 03/2006