140
141
ЭКОНОМИКАЕВРО II В РОССИИЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БАРЬЕРАндрей МорозовС 1 апреля в России вступят в силу новые экологические требования к автомобилям, согласно которым наш автомобильный парк отныне обязан жить по нормам Евро II. В прошлом номере мы говорили о том, как к этому готов отечественный автопром. Сегодня о другом: будет ли соответствовать его продукции наше топливо? Кто-то, наверно, спросит: а зачем нам, собственно, эти цивилизованные, стерильные нормы? Для большинства автомобилистов – это не просто головная боль, а дополнительные траты. Причины, чтобы следовать европейским курсом, более чем основательны. Начать с того, что Россия давно стремится во Всемирную торговую организацию (ВТО), а чтобы войти в нее в качестве полноправного члена, а не бедного родственника, которому высокомерно могут на время простить экологические огрехи, надо привести свой транспорт к «европейскому знаменателю». Без этого Россия обрекает себя. Компании, ведущие с нами торговлю, равно как и наш бизнес, работающий на европейский рынок, несут большие потери из-за российской отсталости в применении современных экологических норм. Подумать только: европейские автомобили не могут заезжать к нам в глубь страны, опасно удаляться от основных трасс, где существует хоть какой-то контроль качества топлива. По мнению специалистов «ЛУКойла», в России, и прежде всего в провинции, почти 40% общего объема продаж – топливо низкого качества. Причем речь здесь идет о суррогатах и подделках, полученных путем прямой перегонки бензина. Велика еще вероятность нарваться и на этилированный бензин, который уже два года как запрещен. Такое топливо способно в считанные часы вывести из строя любые современные моторы (не говоря уже о нейтрализаторах). В свою очередь, не могут попасть в Европу и наши экологически «грязные» транспортные средства. Отсюда – непомерный рост транспортных расходов. Экологические нормы для топлива – это и большая проблема для его производителей, но далеко не такая, как может показаться сЗАЧЕМ РОССИИ ЕВРО II?Напомним: в Европе нормы Евро II введены еще в 1996 году, а с нынешнего действуют Евро IV, при том, что ряд моделей уже рассчитан под требования Евро V. Мало того, Европарламент намерен к 2011 году взять более высокий порог – снизить токсичность выхлопов автомобилей еще на 20%! Таким образом, с введением этой весной норм Евро II Россия отстает от Запада как минимум на десять лет.140 За рулем 03/2006 ЕВРО II В РОССИИпервого взгляда. При отсутствии единой с Европой системы стандартов они фактически теряют западный рынок сбыта – российские фирмы продают за границу сырую нефть, а не гораздо более дорогие продукты нефтепереработки. Все сказанное, однако, меркнет по сравнению с главным – первопричиной появления эконорм. В России, особенно в районах крупных городов, катастрофически ухудшается экологическая обстановка. И в этом очень большая «заслуга» автомобилей, число которых растет лавинообразно. При заниженных у нас в стране эконормах «выхлопа» именно автотранспорт сегодня – основной источник загрязнения окружающей среды. ходит, что «евробензин» необходим лишь 40% автомобилей! Остальные вполне могут обходиться низкооктановым или дешевой соляркой. Пример с «евросоляркой», которую начали производить на заводах «ЛУКойла», лишь подтверждает опасения, что качественное, но более дорогое топливо может не найти сбыта на внутрироссийском рынке. Дизельное топливо «ЛУКойла», соответствующее нормам Евро IV, в итоге не нашло широкого сбыта внутри страны, и компания вынуждена почти всю свою «евросолярку» экспортировать. Нефтяники, разумеется, не в убытке – в Финляндии открыли даже сеть автозаправок под свое дизтопливо, но что дальше? – Разумеется, на любой нашей фирменной АЗС в России мы тоже располагаем дизельным топливом, соответствующим нормам Евро IV, – рассказывает руководитель прессслужбы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов. – Но спрос на него действительно невелик. Может ли произойти такое с бензином? Вряд ли. Сегодня весь бензин «ЛУКойла» соответствует стандарту Евро II. Цена его производства незначительно выше в сравнении с низкоэкологичным бензином (по нашим сведениям, разница менее 50 коп. за литр – А.М.). Как понимаете, себе в убыток мы торговать не будем. Быть может, немного сократится норма прибыли, или, как ее принято называть – «маржа», но от стратегии по производству и продажи бензина, соответствующего Евро II, «ЛУКойл» отказываться не собирается. Готовясь к переходу на Евро II, государство предприняло ряд шагов, которые должны стимулировать нефтепереработчиков к выпуску «евротоплива». В частности, введен серьезный акциз на так называемый прямогонный бензин (в народе – восьмидесятый). Он не распространяется на высокооктановые марки, так что производить и продавать его должно быть выгоднее. Скептики, правда, опасаются, что при отсутствии жесткого контроля на АЗС (особенно тех, что не входят в крупные автозаправочные системы) бензин и дизтопливо, соответствующие нормам Евро II, будут попросту подменять низкокачественными суррогатами. – Система контроля за качеством должна выйти на новый уровень, – считает Григорий Сергиенко. – Сегодня продавец может нести ответственность лишь в случае, если подменил, скажем, 92-й бензин восьмидесятым. Ключевым же в проверке качества должно стать создание системы контроля и наказания при несоответствии продаваемого бензина и дизтоплива нормам. И еще один серьезный вопрос. Готовы ли сегодня автомобилисты больше платить за топливо более высокого качества? Такое исследование по заказу Минтопэнерго провел недавно ВЦИОМ. Вот его итоги: 55% автолюбителей согласны пойти на такой шаг, 37% пока не готовы, остальные затрудняются ответить. – Результаты опроса лучше, чем мы ожидали. Напомним, что лишь 40% автомобилей в России технологически нуждаются в использовании топлива Евро II, а превышение этого порога свидетельствует, что российский потребитель психологически готов платить больше за лучший товар, – прокомментировал ситуацию помощник главы Минпромэнерго Станислав Наумов. Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко тоже считает, что очень много будет зависеть и от того, как быстро изменится психология самих автомобилистов. – Потребитель должен понять, что, экономя на топливе копейки, он создает для собственного автомобиля проблемы на рубли. Кроме того, как я уже говорил, контроль и наказание за несоблюдение норм Евро II должны стать в ряд главных составляющих перехода на европейские нормы. Что ж, путь к цивилизованной жизни на автодорогах начинается на заправке. А за цивилизацию приходится платить…ТОПЛИВО ЕСТЬ. А ПОКУПАТЕЛЬ?Самое любопытное! Ведущие производители топлива в России… давно готовы к переходу на Евро II. – Сегодня все крупнейшие поставщики и продавцы бензина могут поставлять такое топливо в необходимых объемах, – считает исполнительный директор Московской Топливной Ассоциации Григорий Сергиенко. – При ежегодном потреблении в стране примерно 29 млн. тонн бензина и дизтоплива выпуск необходимого количества по нормам Евро II не проблема для нефтепереработчиков. Основной вопрос в другой области – готов ли потребитель к тому, чтобы покупать экологически более чистый бензин? Производители первоначально уже прикинули, каков рыночный спрос, чтобы оценить потребность в топливе Евро II. Сегодня 60% машин в России располагают двигателями, которые вообще не вписываются в европейские стандарты по экологии. Только 30% (новые «лады», «волги», КамАЗы и «бэушные» иномарки) соответствуют стандарту Евро II. Оставшиеся 10%, куда входят современные автомобили зарубежного производства, – на уровне Евро III и Евро IV. Таким образом, вы-На правах рекламыЗа рулем 03/2006 141