142
143
144
146
ЭКОНОМИКАИТОГИ 2005 ГОДАПОЛТОРА МИЛЛИОНА!А У НАС ФИЕСТАВ минувшем году объем продаж легковых автомобилей в европейских странах (включая новых членов ЕС) снизился по сравнению с 2004 годом на 0,7% и составил 15 223 тысячи. При этом самым провальным месяцем оказался декабрь – снижение на 3,9%. Тем не менее в целом очень неплохо шли дела у японцев (за исключением «Мазды» и «Ниссана») и корейцев, а также американцев и немцев. Не слишком удачно завершился год для французов (у PSA падение 2,5%, у «Рено» – 4,7%), не порадовал своих акционеров итальянский ФИАТ (-10,2%) и совсем оплошал британский «MG Ровер» (-58,3%). На этом фоне более чем впечатляющими выглядят итоговые данные по России, где в 2005 году продано 1 450 тысяч новых легковых автомобилей – на 11% больше, чем в 2004 году (1 294 тысячи). Почти половина – 49,7% проданных машин пришлась на марку «Лада». Непосредственно АВТОВАЗ в 2005-м реализовал 648 тысяч. Кроме того, предприятия группы СОК («РосЛада» и «ИжАвто») через свою дилерскую сеть продали около 58 тысяч «четверок», «шестерок», «семерок» и «девяток». В итоге на внутреннем рынке в прошлом году было реализовано 706 тысяч автомобилей «Лада», что на 1,3% больше, чем в 2004-м. Объемы продаж других российских марок существенно снизились. Суммарный объем продаж автомобилей ИЖ, «Ока», «Волга» и УАЗ едва превысил 100 тысяч – это примерно на 42% меньше, чем в 2004-м. Их доля рынка сократилась за год с 13,9 до 7% – вдвое. В 2005 году прекратил производство собственных моделей «ИжАвто». С лета 2006-го заканчивается выпуск «Оки» в Набережных Челнах, еще через пару лет может уйти и «Волга». Из традиционных российских легковых марок останутся, видимо, лишь «Лада» да сменивший имя на иностранное UAZ. В то же время новых иномарок в прошлом году в России продано более 610 тысяч штук, при том, что каждая четвертая произведена у нас в стране. Десятка сильнейших на российском рынке не изменилась, если не считать небольшой перемены мест. Лидирует южно-корейская «Хёндэ» (87,5 тыс.) с ростом объемов продаж более 70%. Кстати, могло быть еще больше, если бы не подвели поставщики машинокомплектов: осенью, как мы не раз сообщали, поставки «акцентов» и «сонат» из КореиСАМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ В 2005 ГОДУ*Игорь Моржареттона Таганрогский автозавод шли с большими задержками. Второе место благодаря СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ» и успеху корейских моделей, продаваемых теперь под американской маркой, занял бренд «Шевроле» (66,5 тыс. шт.). Отметим, однако, что некоторое падение интереса к «Шевроле-Ниве» потребовало корректировать планы ее выпуска в сторону снижения. СП в Тольятти выпустило в 2005 году 51,8 тыс. автомобилей (против 57,7 тыс. в 2004-м), а продало и вовсе 46,2 тыс. штук. Третью позицию занимает «Тойота» – 60,6 тысячи (если считать вместе с «Лексусом» – 66 тыс.). Далее «Форд» (60,6 тыс. шт.), «Мицубиси» (55,1 тыс. шт.), «УзДэу» (48,6 тыс. шт.), «Ниссан» (46,5 тыс. шт.), «Рено» (29,2 тыс. шт.), КИА (24,7 тыс. шт.) и «Мазда» (21,1 тыс. шт.). Кстати, вся эта «великолепная десятка» продала у нас более 500 тысяч автомобилей, заняв 80% рынка иномарок в России. Остальные 20% поделили между собой еще три с лишним десятка «игроков» на этом рынке. В целом рост сегмента новых иностранных автомобилей по итогам 2005 года составил почти 50% рынка. Доля же новых иномарок в общем объеме продаваемых в стране новых легковых машин выросла с 31,7 в 2004 году до 43% в 2005-м. По прогнозам аналитиков, в 2006-м она превысит 50%, а это значит, что каждый второй проданный в России новый автомобиль может стать иномаркой.*Данные производителей.САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ В 2005 ГОДУВ ПОГОНЕ ЗА ЛИДЕРОМПрактически не изменилась с прошлого года и десятка моделей-лидеров среди иномарок – ни одного нового имени. Правда, некоторые действующие лица поменялись местами. Так, с пятого места на второе перешел «МицубисиЛансер», а «Форд-Фокус», «Дэу-Нексия» и «Хёндэ-Акцент» переместились на ступеньку ниже. В любом случае в списке по четыре модели японских и корейских компаний, по две – американских, и ровно половина из них собирается в России или странах СНГ (в нашем случае – в Узбекистане). Зато много новичков во второй и третьей десятке, которые могут в нынешнем году потеснить или хотя бы сильно побеспокоить лидеров. Это прежде всего две модели «Мазды» (продажи «Мазды-3», например, занимающей ныне 12-е место, за год выросли в 3,3 раза), две модели «Шевроле» – «Авео» и «Лацетти» (18-е и 22-е место, рост продаж – в142 За рулем 03/2006 ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2005 ГОДУМарка «Лада» «Хёндэ» «Шевроле» «Тойота» «Форд» «Мицубиси» ГАЗ «Дэу» «Ниссан» «Ока» «Рено» УАЗ КИА «Мазда» «Фольксваген» «Сузуки» «Опель» «Пежо» «Хонда» «Шкода» БМВ «Ауди» «Ситроен» ИЖ «Вольво» «Лексус» «Субару» «Ленд-Ровер» «Грейт Уолл» «Адмирал» «Джип» «Крайслер» «Порше» «Ягуар» «Чери» «КсинКай» «Мини» «Кадиллак» СААБ «Саньён» «Бентли» «Хаммер» БИД «Дервайс» ФИАТ «Альфа-Ромео» СЕАТ «Лянча» ВСЕГО 2005 706 000 87 457 66 532 60 638 60 564 55 148 51 686 48 623 46 485 43 200 29 177 29 129 24 671 21 120 13 911 9803 9398 9251 8906 7535 6338 6115 5996 5871 5713 5369 4160 4075 4070 1610 885 837 525 522 476 425 340 251 241 226 170 156 152 123 93 68 16 3 157 113 163 87 6 -22 -18 -58 +11 194 211 345 350 90 83 75 19 -30 89 88 260 594 572 267 108 519 49 46 97 383 2004 701 342 50 686 56 514 43 867 39 241 30 097 65 870 35 398 28 436 60 208 16 126 31 136 19 119 8565 8866 6685 9153 8325 6009 5428 4825 4100 4345 27 930 5048 3559 4029 3733 2436 % 1,3 73 18 38 54 83 -21,6 37 63 -40 81 -6,4 29 147 57 47 3 11 48 39 31 49 38 -79 13 51 20 11 678–10 раз) и только что появившийся на рынке «Рено-Логан». Словом, в этом году борьба за лидерство предстоит нешуточная. Мы намеренно показали на разных диаграммах лидеров продаж среди отечественных моделей и среди иномарок. Причина одна: российские производители, как и раньше, указывают лишь количество выпущенных заводами автомобилей (с разбивкой по моделям), а дилеры иностранных компаний еще и число проданных машин. Прямое сравнение в этом случае некорректно.ЗАДАЧА СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИЭксперты оценивают российский автомобильный рынок как один из самых быстроразвивающихся ныне. В 2005 году, по данным аналитической компании PriceWaterhouseCoopers, россияне потратили на покупку автомобилей 18,3 млрд. евро (на 22% больше, чем в 2004-м). Рост продаж в первую очередь связывают с развитием потребительского кредитования. По некоторым оценкам, за 2005 год банки выдали в стране автокредиты не менее чем на 4–4,5 млрд. евро. Тем не менее рынок еще далек от насыщения. По статистике, на тысячу россиян приходится примерно 160 автомобилей. В европейских странах этот показатель в 2–3 раза больше. Прогнозы на новый год у разных экспертов, естественно, различаются, но кое в чем все сходятся. Так, более чем вероятно, что в 2006 году сравняется число проданных новых иностранных и новых отечественных автомобилей, причем первых прирастет почти на 50% (до 840–850 тыс. штук), а вторых еще больше сократится. Уменьшится и доля подержанных иномарок, причем резко – с 400 до 300 тыс. В первую очередь за счет того, что будет больше предложений в секторе недорогих иномарок российской сборки, а во вторую – благодаря росту собственного вторичного рынка. Российское производство иностранных автомобилей вырастет почти в два раза (со 110 тыс. в 2005-м до 205–210 тыс. в 2006-м). Как минимум, три бренда – «Хёндэ», «Шевроле» и «Форд» – сумеют, видимо, преодолеть планку в 100 тыс. проданных за год автомобилей. Наиболее острая борьба за кошельки покупателей, как и прежде, будет в секторе от 10 до 20 тыс. долл. (к нему относятся две трети проданных иномарок), поэтому тут появятся новые агрессивные игроки, что может вызвать изменения в рейтинге иностранных производителей. Пока в роли «темной лошадки» остаются и китайцы. В 2005 году все вместе они продали в России 5– 6 тыс. автомобилей. В 2006-м, по прогнозу аналитиков PriceWaterhouseCoopers, автомобили Made in China купят 12–15 тысяч. Так что скучно не будет.«Мерседес-Бенц» 48481 448908 1294 726 НОВОСТИ«ШЕВИ-НИВУ» УЛУЧШАЮТС конвейера начала сходить «Шевроле-Нива» 1,7 лс некоторыми усовершенствованиями. У нее новая система управления двигателем. Изменена топливная рампа, снабженная новыми форсунками, установлены новые модуль зажигания и датчик фаз распредвала, а также бессливная топливная система. Благодаря этому расширены возможности диагностики и предупреждения неисправностей мотора, улучшен его пуск – и с первого раза, и холодный. Более того, несколько снижено потребление топлива, а возросшая эластичность двигателя обеспечивает достаточно комфортную езду на низких оборотах. О других изменениях в «ШевиНиве» – на стр. 90.САМЫЙ МОЩНЫЙКомпания «Вольво Тракс» выпустила самый мощный тягач на базе FH16. Под кабиной у него новый двигатель D16E мощностью 660 л. с., развивающий крутящий момент 3100 Н . м! Под стать мощности, движущей автопоезд вперед, и мощность моторного тормоза VEB+ – она всего на 60 кВт меньше. Автоматизированная 12-ступенчатая коробка передач «Ай-шифт» рассчитана на буксировку прицепов общей массой свыше 60 т.СТАРАЯ НОВАЯ МАРКАGARMIN ПОНИМАЕТ ПО-РУССКИАлфавит от Кирилла и Мефодия до сих пор труднопреодолимое препятствие для многих навигационных устройств. Так уж устроена эта техника, что ее проще заставить говорить, чем писать по-русски. И все же усилия программистов не пропали даром. Компактный навигационный прибор Garmin i3 теперь не только показывает карту с названиями улиц и площадей порусски, но и понимает запросы, набранные кириллицей. В общем, работать с ним стало гораздо удобнее. Не верите? Тогда наберите латиницей «Щербаковская улица»… Забытые лет сорок назад «студебекеры» возрождаются в новом обличье. «Показать фигу» «Хаммеру» решилась американская компания Avanti Motor Works. Модель XUV – уникальный автомобиль ручной сборки. Под стать его грозному внешнему виду и гамма двигателей: бензиновые «фордовские» «тритоны» объемом 5,4 и 6,8 литра в компании с 6-литровым турбодизелем Power Stroke. Мощность их – в диапазоне от 300 до 362 л. с. Разгон, стало быть, резвый, а вот проходимостью сможет похвастать лишь полноприводная версия. Начинка автомобиля проста: единственная электронная система на борту – это ABS (не считая, конечно, впрыска), все старания ушли в «свистки». В списке опций – навигатор GPS, DVD-плейер и встроенный телевизор, а еще камера заднего обзора и обогрев сидений.КОМУ БЕНЗИН ДОРОГТе, кто хочет сэкономить на бензине, теперь смогут заливать в бак «Логана» дизтопливо. Правда, пока не у нас: дизельный «Логан» скоро придет на европейский рынок. В нем двигатель объемом 1,5 ли мощностью 68 л. с., потребляющий в смешанном цикле 4,7 л солярки на 100 км. Его силенок хватает для набора 158 км/ч, а разгон до сотни занимает 15,0 с. На этой версии спереди установлены более эффективные вентилируемые дисковые тормоза. О цене модели и ее российских перспективах пока не сообщается.ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ!«Бош» выпустил очередную модификацию системы ABS 8.1. Она отличается меньшими (на 20%) размерами, работает тише и почти не передает вибрации на педаль тормоза. Это стало возможным благодаря тому, что обороты мотора гидронасоса регулируются здесь в зависимости от скорости автомобиля и интенсивности торможения. В итоге тормозной путь на скользких покрытиях заметно сократился. Малые объем (менее 1 дмз) и масса (1,4 кг) системы позволяют устанавливать ее и на самых маленьких автомобилях. НОВОСТИнованиями, которые за всю историю отечественного автоспорта посетили президенты Международной автомобильной федерации – ФИА, выразив при этом свой восторг захватывающим зрелищем, отвагой и умением российских гонщиков. И вот звездная гонка вернулась. К тому времени, когда этот номер попадет к читателям, уже будут известны ее итоги, имя победителя и обладателя главного приза – «Хрустальной шины «За рулем». Здесь же мы как бы предваряем информацию. Да, возрожденная гонка на призы «За рулем» предстала в своем привлекательном облике. Снова 16 (плюс запасные) персонально приглашенных звездных гонщиков России, та же «зарулевская» (кстати, уже давно принятая ив стране) самая справедливая схема гонки «на шестнадцать», те же толпы зрителей, тот же неистовый накал страстей. Тем не менее это уже гонка XXI века: звезды предпочитают именитые иномарки. Зрители не только гроздьями висят на трибунах – они и внутри овала республиканского ипподрома со своими машинами (их пускают туда за определенную плату). Всего нового, пожалуй, не назовешь. Но самое-самое не в антураже. Победителя здесь определяли в финале, где встретилась лучшая шестерка в заездах по «Таблице 16». Ну и, наверно, главная интрига: все они должны были бороться за приз ЗР на одинаковых машинах – «калинах», специально подготовленных к гонке Волжским автозаводом. Будем считать это началом новой эры в наших звездных гонках. Уже не скрывают своих намерений прорваться в такой финал по примеру ВАЗа со своими машинами и «Форд», и «Шевроле». Так что, глядишь, начавшаяся без малого тридцать лет назад «Гонка звезд на призы «За рулем» обретет международный статус. Марк ТИЛЕВИЧ, руководитель оргкомитета «Гонки звезд» ЗР в 1978–1992 гг.На правах рекламыТаким было начало: Москва, ипподром.ЗВЕЗДЫ СНОВА БЛЕЩУТВ подборке новостей для № 3 «За рулем» эта занимает особое место. Как мы уже кратко сообщали (ЗР, 2006, № 2), после более чем 10-летнего перерыва «За рулем» возрождает знаменитые ледовые гонки на свои призы. В течение многих лет они служили своего рода визитной карточкой журнала и без всяких скидок были тогда самым заметным событием в отечественном автоспорте. Их с нетерпением ждали в стране, к ним готовились автозаводы и все именитые гонщики – раллисты, кольцевики, кроссмены. О них широко писала пресса, рассказывало радио, их транслировало центральное телевидение в сопровождении лучших в те годы спортивных комментаторов – Анатолия Малявина, Владимира Перетурина, Георгия Суркова. Да что там – «Гонки звезд» на призы «За рулем» были единственными в стране автомобильными сорев-146 За рулем 12/2005