170
171
КОМПОНЕНТЫДВИГАТЕЛИ ВАЗ ДМРВТРИ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫГе ннадий ЕмелькинОшироких возможностях, которые открылись с внедрением электронного впрыска топлива, кто только не писал. Но для их реализации необходимо, чтобы датчики, информирующие контроллер, не обманывали его – лишь при этом условии процессы в цилиндрах протекают штатно, двигатель развивает достаточную мощность, не расходуя лишнего топлива и не нанося большого вреда окружающей среде. Один из этих датчиков измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры, и вырабатывает соответствующий сигнал для контроллера. Это может быть датчик абсолютного давления (МАР-сенсор) либо датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Последний мы видим на многих автомобилях, в том числе вазовских. Неисправности ДМРВ, естественно, приводят к тем или иным сбоям в работе двигателя – рывкам, провалам, затрудненному пуску и т. п. – неверная оценка количества воздуха, расходуемого в цилиндрах, оборачивается примерно тем же, что и засорение жиклеров хрестоматийного карбюратора. Но «вычислить» неполадки в ДМРВ, даже располагая серьезной диагностической ап-ДАТЧИКИ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗНомер ДМРВ 0 280 218 004 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 004 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 037 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 0 280 218 116 2104-1130010 2104-1130010 Контроллер М1.5.4 М1.5.4 «Январь-5.1.1» V.S-5.1 М1.5.4 «Январь-5.1» V.S-5.1 М1.5.4 «Январь-5.1.3» «Январь-5.1.2» М1.5.4 «Январь-5.1» V.S-5.1 МР.7.0 МР.7.0 МР.7.0 МР.7.0 МР.7.0 МР.7.0 М7.9.7 «Январь-7.2» «Январь-7.2» М7.9.7 «Январь-7.2» «Январь-7.2» М7.9.7 М7.9.7 «Январь-7.2» «Январь-7.2» М7.9.7 М7.9.7 М7.9.7 М7.9.7 «Январь-7.2» Номер по каталогу ВАЗ 2111-1411020 2111-1411020-70 2111-1411020-71 2111-1411020-72 2111-1411020-60 2111-1411020-61 2111-1411020-62 2104-1411020 2112-1411020-01 2112-1411020-71 2112-1411020-40 2112-1411020-41 2112-1411020-42 2111-1411020-40 2112-1411020-50 2112-1411020-50 2123-1411020-10 2123-1411020-10 21214-1411020-10 21114-1411020-80 21114-1411020-81 21114-1411020-82 21114-1411020-30 21114-1411020-31 21114-1411020-32 21114-1411020-10 21124-1411020-30 21124-1411020-31 21124-1411020-32 21124-1411020-10 21214-1411020-30 21214-1411020-10 2104-1411020-10 21067-1411020-12 Двигатель 2111 2111 2111 2111 2111 2111 2111 21044 21044 2112 2112 2112 2112 2111 2112 2111 2123, 21214 2123, 21214 21214 2111 2111 2111 21114 21114 21114 21114 21124 21124 21124 21124 21214 21214 2104 21067 Нормы токсичности Россия-83 Россия-83 Россия-83 Россия-83 Евро II Евро II Евро II Евро II Евро II Россия-83 Евро II Евро II Евро II Евро II Евро III Евро III Евро II Евро III Евро III Евро II Евро II Евро II Евро II Евро II Евро II Евро III Евро II Евро II Евро II Евро III Евро II Евро III Евро II Евро II135Датчик массового расхода воздуха для системы управления двигателем фирмы GM. Датчик Bosch 0280218004 пришел на смену GM.Датчик Bosch 0280218037 отличить от 004-го можно по номеру на корпусе. Главное отличие 004-го от 037-го внутри, последний справа.Внешнее отличие 116-го ДМРВ от других датчиков – зеленый круг на корпусе. Дополнительная маркировка на корпусе и измерительном элементе 116-го.246170 За рулем 03/2006 ДВИГАТЕЛИ ВАЗ ДМРВпаратурой, порой непросто. В таких случаях многие поступают традиционно: заменяют подозреваемый прибор заведомо исправным – но только при условии, что новый той же модели. Дело в том, что на автомобилях ВАЗа, в зависимости от года выпуска и типа контроллера, можно встретить разные ДМРВ. Первым был частотный ДМРВ системы управления GM. Он же использовался ив отечественном аналоге «Январь» 4-й серии (фото 1). Автомобили такой комплектации продержались на конвейере недолго – на смену частотному датчику пришел аналоговый модели HFM-5 от фирмы Bosch – его номер 0280218004 (фото 2). Он невзаимозаменяем с GM – разъемы и точки крепления разные. Немецкий датчик разборный, из двух частей – корпуса и измерительного элемента. Последний закреплен в корпусе двумя винтами с «секретными» головками. Правда, нынче в магазинах автозапчастей можно купить необходимый инструмент. Измерительный элемент – штуковина компактная, а стоит дорого – в Москве от 1300 руб. и выше. Сняв с нового автомобиля эту деталь, взамен, чего доброго, поставят муляж, а все, что за этим последует, – «личное горе» покупателя автомобиля. На рынке полно таких «ДМРВ без корпуса»… Покупать измерительный элемент без корпуса неразумно: очень возможно, что он неисправен или не той модели, что нужна. Фирма Bosch поставляет в продажу только датчики в сборе, в традиционной желтой картонной упаковке. Напомним, что купленный ДМРВ «не той системы» магазин обратно может не принять, если автомобилист не предоставит справку из сервиса, а получить ее зачастую непросто. Ненужный дорогостоящий узел останется вам на память. Третий вариант ДМРВ – 037-й. (Здесь мы говорим о трех последних цифрах в обозначении.) Это дальнейшее развитие 004-го датчика фирмы Bosch. Такой датчик сегодня на большинстве колесящих по дорогам автомобилей ВАЗ, включая «Ниву» и «Шевроле-Нива». Внешне 004-й и 037-й почти неотличимы – ориентируйтесь по номеру (фото 3). Недавно на изделиях появилась дополнительная маркировка: теперь номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе – они должны совпадать. Главное же отличие внутри ДМРВ. На фото 4 справа 037-й датчик. У него иная конструкция измерительного элемента, с характерным вырезом (при покупке есть смысл снять заглушку и заглянуть внутрь). Но вот появилась новая система управления – Bosch-М7.9.7, у которой свой, 116-й, ДМРВ. С предыдущими невзаимозаменяем, хотя корпус у него такой же. Во избежание путаницы, на корпус первоначально наносили зеленый круг (фото 5). Номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе (фото 6). Последний и определяет назначение данного ДМРВ – конструкция вновь изменена (фото 7). Чтобы элементы не подменяли по дороге от завода к потребителю, добрые немецкие конструкторы поставили другие секретные винты. Эх, наивные! На российском рынке нужный инструмент уже продается. Внимательно осматривайте ДМРВ: отвертывая секретные винты, их покрытие, как правило, повреждают. Заметили – делайте выводы! В связи с внедрением норм Евро II пока еще выпускаемые автомобили ВАЗ2107 тоже оснастили впрыском топлива, каталитическим нейтрализатором, датчиком кислорода в выпускной трубе и системой управления «Январь-7.2» или Bosch-М7.9.7. ДМРВ здесь другой – фирмы Siemens VDO (фото 8). Такие «семерки» стали сходить с конвейера в марте 2005 года. Этот ДМРВ нельзя заменить «бошевскими», но из-за этого Siemens VDO на рынке встречается редко. Упростить выбор при покупке ДМРВ вам поможет таблица.7Измерительный элемент 116-го ДМРВ справа, 037-й – слева. ДМРВ производства фирмы Siemens VDO не спутаешь с «бошевским».8