170
171
172
174
176
ВТОРЫЕ РУКИVOLVO S40 И V40 В ДЕТАЛЯХМЛАДШИЙ В СЕМЬЕ«Сороковая» модель пришла на смену «Вольво-440/460» и сразу же обрела немало поклонников. Даже по одежке это совсем другой автомобиль: если не классом, то рангом выше. В активе S40/V40 – просторный салон с хорошей шумоизоляцией, мощная система вентиляции, жаркая печка. Ее предшественница, созданная в сотрудничестве с «Рено», надежностью не отличалась, новая же модель (разработанная на сей раз, заметим, совместно с «Мицубиси») с годами завоевала симпатии не только щеголей, но и прагматиков. Откровенно слабых мест здесь почти нет, но полностью вылечить автомобиль от детских болезней шведам удалось лишь в ходе рестайлинга (см. Историю модели). В России основная часть машин – седаны S40. Вместительные универсалы V40, как обычно, в меньшинстве. Большинство предлагаемых авто – с кондиционером, электропакетом (включающим подогрев передних сидений) и аудиосистемой. Цены на рынке мало зависят от комплектации, в основном – от двигателя и года выпуска. Трех-пятилетки обойдутся в 12–18 тыс. долларов, семи-восьмилетние экземпляры – от 8 до 10 тыс. Ниже семи тысяч цены на эти модели не падают, поэтому за дешевым вариантом может скрываться дорогой ремонт – цены на оригинальные запчасти кусаются.А н ат олий Су ховНЕОБХОДИМО И ДОСТАТОЧНОНа «Вольво-S40/V40» устанавливали двигатели 22 моделей (включая дизельные) и шесть коробок передач (из них две – автоматические). Слишком вдаваться в тонкости нет смысла: базовых бензиновых моторов – пять, и все они в той или иной степени присутствуют на российском рынке. Дизелей почти нет: экономичность в наших условиях обходится слишком дорого! Практически невстречается и «газовый» 1,8 л. Самые распространенные двигатели – бензиновые объемом 1,6 и 1,8 л. Первый стыковали только с механической КП, второй сочетался ис «автоматом». Оба варианта – для любителей плавного ускорения, для динамичной езды мощности моторов явно не хватает: 1,8 лс «механикой» – уже приемлемо, но оптимальный мотор – двухлитровый. Существовал и его наддувный вариант с турбиной низкого давления. Но по-настоящему ураганный мотор – редкий 1,9Т: он разгоняет автомобиль до сотни всего за 7,3 с, а «максималка» достигает 235 км/ч. И, в отличие от остальных двигателей, довольствующихся АИ-95, требует дорогого АИ-98. Главная забота владельца – не пропустить срок замены ремня ГРМ. В наших условиях рекомендуемый интервал – 75 тыс. км (на каждом пятом ТО), хотя в Европе дотягивают до 120 тысяч. Обрыв грозит капитальным ремонтом170 За рулем 04/2006 VOLVO S40 И V40 В ДЕТАЛЯХСалон S40 и сегодня смотрится вполне современно. А по уровню пассивной безопасности «Вольво» всегда держалась в лидерах.ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1995 год. Представлены седан Volvo S40 и универсал V40. Бензиновые двигатели Р4: 1,8 л, 85–90 кВт/116–122 л.с. и 2,0 л, 100 кВт/136 л.с. Турбодизель Р4, 1,9 л, 70 кВт/95 л.с. Привод – передний, М5 или А4. 1997 год. Бензиновый двигатель Р4, 1,6 л, 80 кВт/109 л.с. 1998 год. Бензиновые двигатели Р4 с турбонаддувом: 2,0 л, 181 кВт/160 л.с. и 1,9 л, 147 кВт/ 200 л.с. 2000 год. Рестайлинг и фейслифтинг. Изменились крылья, фары, задние фонари. В стандартное оснащение добавили шесть подушек безопасности (фронтальные – с двухступенчатым раскрытием). На двигателях появилась система изменения фаз газораспределения, изменились их мощностные характеристики. Появился двигатель Р4 на сжиженном газе: 1,8 л, 88 кВт/120 л.с. На смену четырехступенчатой АКП пришла пятиступенчатая. 2004 год. Смена поколения модели. На «сороковую» серию устанавливались только рядные «четверки». Самые популярные в России – объемом 1,6 и 1,8 л. Первый можно приобрести только с «механикой». Места расположения VIN и таблички с данными показаны стрелками.За рулем 04/2006 171 ВТОРЫЕ РУКИVOLVO S40 И V40 В ДЕТАЛЯХ ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У АВТОРИЗОВАННОГО ДИЛЕРА*Работа Диагностика электронных систем автомобиля Комплексная диагностика подвески, рулевого управления, ходовой части и тормозной системы Малое ТО** Большое ТО*** Замена ремня ГРМ и его роликов (двиг. 1,8 л, дорест.) Замена ремня ГРМ и его ролика (двиг. 2,0 л, CVVT) Замена правой верхней опоры двигателя Замена сцепления (двиг. 1,8 л) Замена левого сальника МКП («Рено», дорест.) Замена масла в АКП Замена подшипника передней ступицы (дорест.) Замена передних/ задних тормозных колодок Замена передних тормозных дисков Замена стойки стабилизатора передней подвески Замена рычага передней подвески Замена нижнего продольного рычага задней подвески/ его сайлент-блока Замена малого поперечного рычага задней подвески Регулировка углов установки колес Замена жгута и реле иммобилайзера Стоимость, руб. 250–2000960–1320 4200 ~20000 2640–3630 3600–4950 600–830 5880–8090 1920–2640 1080–1490 3600–4950 600–830/ 960–1320 960–1320 240–500 600–830 1200–1650/ 960–1320 330–1600 2400–3300 240–500Два последних года на двухлитровый двигатель устанавливали «мягкую» маслонаполненную опору (передняя правая). Она может начать громыхать при проезде «лежачих полицейских» уже тысяч через 15. Более жесткая опора (также маслонаполненная, поставляется в запчасти) позволяет забыть о ней примерно на 150 тыс. км. При каждой замене ремня ГРМ не забывайте осматривать и поликлиновой ремень с роликами.Механическая КП «Рено» – атавизм, доставшийся в наследство от серии 440/460. Ее беда – течь масла по сальникам. На рестайлинговых авто она уступила место более надежной «вольвовской».*Разброс цен с учетом специальной скидки на старые машины. **Включая расходные материалы. ***Включая замену эксплуатационных жидкостей, фильтров, ремней и их роликов, свечей зажигания.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Ремень ГРМ (двиг. 1,8 л/2,0 л) Комплект роликов ремня ГРМ (гидронатяжитель) Ролик ремня ГРМ с механическим натяжителем Правая верхняя опора двигателя Обводной ролик ремня привода навесных агрегатов Комплект сцепления (двиг. 1,8 л дорест./1,9 л турбо) Комплект передних тормозных колодок (двиг. 1,8 л/2,0 л турбо) Комплект передних тормозных дисков (двиг. 1,8 л) Подшипник передней ступицы Рычаг передней подвески Стойка стабилизатора передней подвески Нижний продольный рычаг задней подвески/ его сайлент-блок Малый поперечный рычаг задней подвески Нижний поперечный рычаг задней подвески Крыло переднее Капот Накладка переднего бампера Фара Стоимость, руб. 3120 4000 4000 5600 2370 13 000/17 000 3200/3300 3400 8300 6700 2000 9990/ 1250 4450 5150 11 600 14 700 15 530 10 000двигателя, поэтому экономить не стоит. Одновременно меняем и ролики. На старых машинах устанавливали дорогой гидравлический натяжитель и дополнительный ролик, на новых – натяжитель механический, с пружинкой, а обводной ролик упразднен. Замена ремня здесь – операция непростая, особенно на рестайлинговых моторах с регулировкой фаз газораспределения. Нужно вывесить двигатель, зафиксировать в определенном положении валы… словом, даже не пытайтесь проделать это без специальных знаний и навыков – они есть у специалистов «Вольво»! Одновременно уделите внимание ремню привода вспомогательных агрегатов, особенно его роликам. На старых моторах их было два – натяжной и обводной. Последний нередко заклинивал, и ремень выходил из строя. После рестайлинга остался единственный ролик, он служит долго. Все моторы чувствительны к качеству и количеству масла: отказам подвержены гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, муфты синхронизации фаз газораспределения на новых двигателях (неисправность выдает себя треском в зоне привода распредвала) и гидравлический натяжитель ремня ГРМ на старых. При активной езде расход масла между ТО – от 4 до 8 л. Для нормальной эксплуатации заводской допуск – 400 г на 1000 км. Датчика уровня здесь нет, а лампа загорается слишком поздно, когда «процесс уже пошел». Поэтому не ленитесь почаще доставать щуп и восполнять уровень масла, а в отпуск захватите канистру про запас.ОТЯГОЩЕННАЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬШтатные пластиковые брызговики защищают лишь от грязи и брызг, но не от ударов……а алюминиевые картеры легко трескаются даже от легких касаний. Лучшая защита – композитная, из Санкт-Петербурга, легкая и прочная.Механические коробки передач на «сороковку» перекочевали с «Вольво-460» вместе с врожденными болезнями – подтекающими сальниками и хлипкими пластмассовыми втулками. После рестайлинга им на смену пришли оригинальные «вольвовские», с рабочим цилиндром сцепления в самой коробке. Сцепление в таком варианте работает четче, да и на «механику» нареканий нет. Хорошо ходят оригинальные автоматические коробки (до рестайлинга четырех-, после – пятиступенчатые). ШРУСы при целых чехлах служат многие годы. До рестайлинга чехлы были из обычной мягкой резины, после – из более жесткого и прочного эласто-172 За рулем 04/2006 ВТОРЫЕ РУКИVOLVO S40 И V40 В ДЕТАЛЯХ НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе (полусинтетика или синтетика, SH/SJ, CD/CF) и масляный фильтр Топливный фильтр Воздушный фильтр Фильтр вентиляции салона Свечи зажигания Масло в МКП Volvo Масло в АКП ATF Dexron III Жидкость ГУР Тормозная жидкость DOT-4 Антифриз Volvo (зеленый) или Castrol (синий) Периодичность, тыс. км (лет)Передняя подвеска «Мак-Ферсон» достаточно неприхотлива. Основные места контроля – стойки стабилизатора поперечной устойчивости, шаровые опоры, сайлент-блоки, амортизатор. Рычаг здесь меняется в сборе. У передних колес регулируется только схождение.15 (1–2)* 30 15–30* 15 (1) 15–30* – 60 (3) 60 (2) 30 (1) 45 (2)*По возможности придерживайтесь меньшего интервала.мера. Улучшилась и защита подшипников передних ступиц – появились пыльники. Раньше их не было, и из-за попавшей грязи и воды подшипники приходилось менять после пробега 80–100 тыс. км. Операция трудоемкая. Дисковые тормоза у всех колес прослужат долго, если периодически очищать суппорты от грязи и покрывать медной смазкой подвижные части и опорные поверхности. Особенно это касается задних тормозов – грязь вызывает быстрый износ накладок. Датчики износа здесь акустические, но голос у них слабоват. Учтите это и вовремя прислушайтесь к появившемуся писку.КРЕПКИЙ КОСТЯКПодвеска младших «вольво» в России держится молодцом. Стойки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески служат около 100 тыс. км, остальные детали – рычаг и амортизаторная стойка – за 150 тысяч. Сзади – многорычажная конструкция. Менять поперечные рычаги из-за износа сайлент-блоков приходится примерно к тем же 150 тыс. км. До рестайлинга раньше других сдавались большие сайлент-блоки нижних продольных рычагов (резина отслаивалась от металла) и дубели резиновые верхние опоры телескопической стойки. С 2001 года и эти узлы стали служить, как правило, не менее 150 тыс. км. Если при проезде неровностей сзади стал раздаваться негромкий, но отчетливый стук, не спешите перетряхивать подвеску. Возможно, его издают жесткие тросы ручника. Достаточно закрепить или немного сместить ветви.Залог долгожительства тормозов – чистота и смазка. Специальной медной дилеры не жалеют.Буксирная проушина – посередине, но низковато, от того вытаскивать машину из колеи неудобно.Задняя подвеска – многорычажная. На старых машинах частенько отслаивалась резина переднего сайлент-блока нижнего продольного рычага (стрелка). После рестайлинга проблема была решена. У задних колес регулируются схождение и развал (эксцентрик в кружке).Днище плоское, неплохо защищено мастикой, но дополнительный антикор – только на пользу. Особое внимание – кромкам колесных арок: они сдаются одними из первых, особенно на старых машинах, где нет пластиковой отбортовки.ЧТО РУССКОМУ ХОРОШО?Специальной «российской» комплектации для «Вольво» нет, да и зачем – на роНа правах рекламы174 За рулем 04/2006 ВТОРЫЕ РУКИVOLVO S40 И V40 В ДЕТАЛЯХЮбка переднего бампера долго не живет, держится слабо.дине этого автомобиля о зиме знают не понаслышке. Зато существуют три варианта подвески: «динамик», «комфорт» и «спорт». На российском рынке присутствуют все, но подавляющее большинство машин – с «динамиком»: здесь приемлемый клиренс сочетается с достаточно жесткими амортизаторами. Вариант «комфорт» с более мягкими настройками встречается в два-три раза реже, и совсем мало «спорта», с которым автомобиль и жестче, и ниже. Если высоту пружин можно определить на глазок, то тип амортизатора выясняют по наклейке на его кор-пусе. Поэтому не спешите отдирать отклеивающиеся бумажки – пригодятся. Заводится «Вольво» хорошо. На аккумуляторе скандинавы не экономят: он «полноразмерный», с заменой проблем не будет. Иногда в сильный мороз при запуске двигателя загорается индикатор неисправности иммобилайзера. После прогрева салона он, как правило, гаснет и других хлопот не доставляет. Причина – плохой контакт в цепи реле иммобилайзера. Победить дефект удается заменой реле и жгута проводов. Если же загорелась лампа неисправности двигате-ля, не исключено, что забарахлил датчик ABS левого переднего колеса (он связан с системой управления двигателем). Обе неисправности подпадают под гарантию, причем не только основную, но и продленную. Основная действует три года и полностью покрывает все расходы, продленная – еще год, при этом клиент оплачивает лишь половину суммы. Сегодня на вторичном рынке еще немало гарантийных машин. К тому же все они – рестайлинговые, значит, уже доведенные до ума. К ним стоит присмотреться.На правах рекламы176 За рулем 04/2006