108
109
110
112
АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ВОЛГА»ГАЗ-31105МНОГО ЗА МАЛО Недавно средства массовой информации заявили: Горьковский автозавод сворачивает производство легковых автомобилей. Когда страсти поутихли, выяснилось, что нижегородское предприятие действительно больше не станет разрабатывать новые «волги». Но нынешние модели, пока на них есть спрос, никто снимать с конвейера не собирается.М аксим Сач ковТРОЕ ИЗ СТАРШЕГО КЛАССАСамой дешевой и потому популярной среди «волг» остается ГАЗ-31105. Пару лет назад внешность автомобиля, в основе которого «двадцать четверка», стартовавшая три с половиной десятка лет назад, в очередной раз обновили.Несмотря на знакомые очертания кузова, «сто пятая» не выглядит совсем устаревшей – спасибо новым кузовным панелям, дорогущим хрупким бамперам, окрашенным в цвет кузова, и новомодным фарам. С конвейера сходит еще один седан – ГАЗ-3102, проживший почти четверть века и не претерпевший внешне серьезных изменений. Эту «Волгу» выпускают скромными партиями, она дороже своей родственницы, хотя и выглядит архаичнее. Тем не менее и на нее находится свой покупатель, более зажиточный и менее непрактичный – ему важен в первую очередь строгий номенклатурный облик. Правда, при кузовном ремонте «ноль вторая» не так глубоко залезает в карман владельца, как ее более демо-кратичная родственница, – «железо» стоит практически одинаково, зато бамперы и светотехника «сто пятой» несравнимо дороже. Универсал ГАЗ-310221 на базе «Волги» встретишь не у каждого дилера – их привозят под заказ. От седана «сарай» отличает не только корма, но и передок от прежней модели ГАЗ-3110; впрочем, по желанию клиента дилер закажет универсал с новым лицом от ГАЗ-31105. Цена – договорная. Комфортабельный салон заканчивается за передними сиденьями – вместо удобного заднего дивана в универсале жесткие складные кресла. Доехать, конечно, можно, но без шика. Видимо, основная задача ГАЗ-310221 – таскать грузы. Зато если понадобится, универсал возьмет на108 За рулем 04/2006 Панель приборов седана ГАЗ-3102 и универсала ГАЗ-310221 – одна из лучших среди отечественных моделей. У машин с кондиционером – оригинальное управление отоплением и вентиляцией, нет журнальной полки под «бардачком». У ГАЗ-31105 новый штурвал и подрулевые переключатели соседствуют с прежней панелью приборов, «аварийка» переехала на кожух рулевой колонки, а замок зажигания больше не будет травмировать колено при аварии. Новые сиденья должны понравиться водителям крупного сложения (подробнее см. ЗР, 2005, № 1).ГАЗ-3102борт семерых. Правда, места в третьем ряду подойдут разве что детям или субтильным пассажирам.ГАЗ-310221ДВИЖУЩАЯ СИЛАОсновной мотор, который сегодня устанавливают на все «волги» – 2,3литровый ЗМЗ-4062 с впрыском топлива и микропроцессорным зажиганием. Несмотря на скорые ограничения по экологии, легковые модели из Нижнего не спешат примерять нейтрализаторы. Хотя многие «газели» и «соболи» с мотором ЗМЗ4052 объемом 2,5 л уже выдыхают Евро II. На заказ привезут ГАЗ-31105-600 с дизельным двигателем ГАЗ-560 (в первой жизни это австрийскийЗа рулем 04/2006 109 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ВОЛГА»У ГАЗ-31105 порог багажника опущен до бампера – на 115 мм ниже, чем в «ноль второй». Запасное колесо и ныне там, но отсек аккуратно обит немарким ворсистым материалом.Основные минусы багажника ГАЗ-3102: груз приходится перекидывать через борт высотой 875 мм, а полезный объем безжалостно съедает запаска с кронштейном.В грузовой отсек ГАЗ-310221 поместится все, что не длиннее двух метров и не выше одного. Полезный объем скрадывают лишь колесные арки. Запаске отвели место под полом в нише с отдельной крышкой.Мотор ЗМЗ-4062 излечил почти все детские болезни. Недуги случаются, но эпидемий нет. Владельцы больше страдают от поддельных ремонтных запчастей.«Штайр»). «Волга» с таким мотором дороже бензинового варианта в среднем на 75 тыс. рублей. Несмотря на скромный аппетит дизеля (8,5 л/100 км против бензиновых 13 л/100 км), отбить эту разницу при нынешних ценах на девяносто второй и дизтопливо можно лишь при очень немалом пробеге – под 100 тыс. км. Правда, в эксплуатации «Штайр» в целом показывает себя надежнее ЗМЗ-4062 – это подтверждают ремонтники и наши испытания (ЗР, 2002, № 1). Совсем недавно в продаже появился ГАЗ-31105 со 152-сильным двигателем «Крайслер». Как ни странно, стоит такая «Волга» около 240 тыс. рублей, всего на 25 тысяч дороже, чем с заволжским мотором. До сотни ГАЗ-31105-501 разгоняется примерно за 11,2 с, а «максималка» чуть-чуть не дотягивает до 180 км/ч. Будущим владельцам стоит знать, что импортный двигатель потянул за собой и другие оригинальные детали – например, балку иной формы, картер сцепления, выпускную систему (подробнее см. ЗР, 2005, № 9).ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫЕще недавно в многочисленных модификациях «волг» путались. Сейчас машин у дилеров стало меньше, сократилось и количество комплектаций. На момент подготовки материала самыми дешевыми (если не считать исполнения «такси») были ГАЗ-31105 с центральным замком, закрывающим все двери и даже багажник, четырьмя электрическими стеклоподъемниками, электрозеркалами с обогревом – такие машины стоили в феврале в среднем 220 тыс. рублей. Тот же набор устройств ив простой комплектации ГАЗ-3102, за которую просят 260 тыс. рублей и больше. Только ее центральный замок не закрывает багажник – модернизация не коснулась личинок и запирающего механизма. Из прошлого пришла и телескопическая антенна – у ГАЗ-31105 о ней напоминает лишь заглушка на крыле. Зато динамики по давней традиции устанавливают на все «волги». Из вариантов подороже – модификации ГАЗ-31105 и 3102 с кондиционе-ром. Такие автомобили стоят на 18–20 тыс. рублей больше (кстати, установить кондиционер у дилера обойдется еще раза в полтора дороже). Следующий уровень – «волги» на литых дисках, также поднимающих стоимость на 10–12 тыс. руб. Покупателю универсала ГАЗ310221, который предлагают за 230 тыс. руб., выбирать не из чего – комплектация одна, к тому же аскетичная. Из полезных опций – только гидроусилитель руля. Впрочем, практически любое ваше желание касательно дополнительного оборудования сможет удовлетворить дилер. Правда, его услуги дороже заводских. В последнее время спрос на услуги тюнинговых ателье у «волгарей» падает – вероятно, богатые фанаты уже отоварились, а «денежные» чиновники предпочитают иномарки. Но все же тюнинговые седаны изредка появляются в автосалонах, пугая ценами. Помимо сигнализации (в столице от 4 тыс. руб.), антикоррозионной обработки (от110 За рулем 04/2006 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО «ВОЛГА»ТО. Некогда обыденные замены по гарантии задних мостов или коробок передач прекратились. Да и новые узлы и агрегаты, появившиеся на «волгах» в последние несколько лет, почти перестали капризничать. Когда вы последний раз садились за руль «Волги»? Если с тех пор прошло больше десяти лет, стоит освежить воспоминания – модернизации пошли ей на пользу. Например, все «волги» не так давно получили бесшкворневую переднюю подвеску, которую не надо шприцевать, а потому владельцы заезжают на техобслуживание вдвое реже. Кроме того, появившийся на задней оси стабилизатор и его более мощный «коллега» на передней заставили машину увереннее стоять на дороге (ЗР, 2003, № 6). Снизить усилие на руле и количество оборотов баранки помог гидроусилитель, а в коробку добавили экономичную пятую передачу. Конечно, на фоне современных иномарок эти модернизации кажутся смешными – уж больно сильно «Волга» отстает от одноклассников. Правда, невольно улыбнешься еще раз, сравнивая цены с ближайшими конкурентами – нижегородская «баржа» лидирует в своем классе с завидным отрывом. Много автомобиля за относительно небольшую сумму. Неплохой аргумент, чтобы отправиться на машине в большое плавание.СТОИМОСТЬ РАБОТ В МОСКВЕ БЕЗ РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВОперация Замена масла и фильтра Замена сцепления Замена передних тормозных колодок Диагностика двигателя Сход-развал Замена шаровой опоры Замена ветрового стекла Замена фары с последующей регулировкой Стоимость, руб. 200 1600 360 180 (250*) 440 330 700 250ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель 31105 Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди сзади Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса , кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч ГЦ Кузов Кол-во дверей мест Объем багажника (VDA), л Двигатель Расположение Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/ л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин ГАЗ 3102 3102214921 1800 14224960 1800 1422 2800 1510 1450 5,8 1400 1890 13,5 173 АИ-92 70 8,8 11,0 13,5 45 н.д.4885 1800 14381540 2015 14,5 160* Стоимость работы для дизельного двигателя.3 тыс.), предлагают, например, дополнительную шумоизоляцию (20–30 тыс.), «перетянутый» салон (9–20 тыс. в зависимости от материалов и объема работ), аппликации под дерево на панель приборов или обивки дверей (5 тыс.), люк с механическим (6 тыс.) и электрическим (12 тыс. руб.) приводом. Иногда мотору перенастраивают «мозги», а самая дорогая операция – трансплантация «сердца». Например, двигатель «Тойота» с фирменной коробкой передач вместе с работой увеличивает цену новой «Волги» втрое.10 12,5 14,5 57 465/1510ВВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮЗа последние годы «Волга» прибавила в надежности. Неисправности случаются, но чаще не очень серьезные (как иу большинства отечественных машин), которые могут подождать до грядущегоспереди продольно 2285 9,3 96/130,6 5200 188 4000 заднеприводная М5С «ВОЛГОЙ» ПО ЖИЗНИЗаводская гарантия – 50 тыс. км (для универсала – 30 тыс. км) или 1 год, в зависимости от того, что наступит раньше; для «волг» с двигателем «Крайслер» этот срок увеличен до 100 тыс. км и2 лет. ТО-1 (1 тыс. км) без расходных материалов в столице обойдется в среднем 550 рублей; ТО-2 (2,5 тыс. км) – 4200 руб., ТО-3 (10 тыс. км) – 3100 руб., ТО-4 (20 тыс. км) – 6000 руб., ТО-5 (30 тыс. км) – 3100 руб.на поперечных рычагах зависимая, мост червячное с гидроусилителем дисковые вентилируемые барабанные 195/65R15СРЕДНИЕ ПО МОСКВЕ ЦЕНЫ НА ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИДеталь Стекло ветровое Фара Крыло переднее Капот Глушитель Бампер передний в сборе Фильтр топливный–масляный– воздушный Ремень генератора Тормозные колодки передние (комплект) Стоимость, руб. 850 4300(3200)**/ 650* 1700/1800* 4120/3950* 500 6000/3200* 180–100–150 150 250В ходе последней модернизации нижегородские седаны получили новые дверные ручки и замки. Попадать в «Волгу» теперь удобнее, к тому же дверью не надо сильно хлопать.На ГАЗ-31105 устанавливают фары со стеклянными или пластиковыми экранами. Светят они примерно одинаково; основной недостаток стекол – бьются, пластик – мутнеет. Кстати, взаимозаменяемы они только парами.*Для ГАЗ-31105/ ГАЗ-3102. **Фара производства ОСВАР («Бош»).112 За рулем 04/2006