270
БЕЗОПАСНОСТЬСТРАХОВАНИЕТЕРНИСТ ПУТЬ К «ЕВРОПРОТОКОЛУ»Игорь МоржареттоВесной Госдума приступила к рассмотрению двух очередных законопроектов, относящихся к ОСАГО: о введении неустоек для страховщиков ио привязке коэффициента «бонус-малус» к страховой истории водителя, а не автомобиля. Первый законопроект был внесен депутатами Волгоградской областной думы, прошел первое чтение в декабре прошлого года и за это время сильно изменился. Нынешний вариант предусматривает за просрочку с выплатой по ОСАГО неустойку потерпевшему, в зависимости от суммы страхового возмещения, а за задержку мотивированного отказа в выплате – фиксированную пеню в 500, 5000 или даже 25 000 руб. (в зависи-зы, по которой можно отследить страховую историю клиента. Без такой базы применение системы скидок и надбавок реально только внутри каждой отдельной страховой компании. А значит, автовладельцы, проездившие год без аварии, чтобы не потерять законный «дисконт», вынуждены заключать договор страхования в той же компании, даже если их не удовлетворяет ее сервис. Первый законопроект имеет неплохие шансы в этом году стать законом, а у второго их не слишком много. В это же время Министерство финансов России по поручению правительства готовит давно обещанный проект изменений в закон об ОСАГО, предусматривающий упрощенную про-МИНФИН ПРЕДЛАГАЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО УМЕТЬ ГРАМОТНО СОСТАВИТЬ СХЕМУ ДТП, НО И ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ СУММУ УЩЕРБА.мости от срока задержки). Правда, срок, отведенный законом для выплаты или мотивированного отказа, может увеличиться с 15 до 30 дней. Второй законопроект, предусматривающий привязку коэффициента «бонус-малус» (подробнее о нем в ЗР, 2005, № 3) к страховой истории водителя, а не автомобиля, как в ныне действующем законе об ОСАГО, предложил депутат Госдумы Алексей Сигуткин. Страховщики считают это пока невозможным – нет единой общероссийской клиентской бацедуру оформления документов после ДТП (без выезда сотрудников ГИБДД в случае, если не причинен вред здоровью участников происшествия) и прямое урегулирование убытков. Все это входит в понятие «европротокол», давно и успешно работающий в Европе и других странах мира. Но – не у нас. Проблема, с которой боятся столкнуться страховщики при введении таких правил, – расцвет всех видов мошенничества, особенно если учесть, что единой клиентской базы пока нет. Даже во впол-не благополучном маленьком Израиле сумма потерь от мошенничества в сфере ОСАГО за год достигает 400 млн. долларов. Что же можно говорить о России! Прежде чем ввести «европротокол», Минфин предлагает организовать работу аварийных комиссаров, которые должны не только уметь грамотно составить схему ДТП, но и предварительно оценить сумму ущерба. У нас же единая служба аварийных комиссаров пока работает всего в нескольких городах, да и то, можно сказать, на добровольных началах. Если все будет так, как планируют авторы проекта, новая система может заработать в России с1 июля 2007 года. Пока депутаты и правительство думают, как сделать закон об ОСАГО чуть более приемлемым для автомобилистов, кое-кто из последних решает для себя, как его обойти. Этой весной впервые по решению суда водитель признан виновным по ст. 327 УК РФ («Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков») и осужден на 6 месяцев лишения свободы условно (с испытательным сроком еще на 6 месяцев). Житель Ставропольского края в течение полугода разъезжал на автомобиле ЗАЗ-968, принадлежавшем его покойному тестю. Все документы были в порядке, кроме полиса ОСАГО, куда он собственноручно вписал свои данные – фамилию, имя, отчество, а также номер водительского удостоверения.На правах рекламы270 За рулем 05/2006