170
ГРУЗОВИКИАВТОБУС SCANIA OMNI LINK НА ЭТАНОЛЕАЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬНиколай Мордовцев. Фото: Константин Якубов НАША СПРАВКАБензоспиртовые смеси успешно применяли еще в начале ХХ века в автоспорте на двигателях с высокой степенью сжатия. Октановое число спирта 100–105 единиц, но расход выше почти в 1,5 раза из-за меньшей теплотворной способности. Одними из первых серийных автомобилей, работающих на спирте, были модификации «Форда-Т». Ныне наследники Генри Форда заправляют спиртом модификацию «Фокуса». И не они одни. На европейский и южно-американский рынки поставляют «спиртомобили» «Фольксваген», «Тойота», GM, «Ситроен». Теперь к ним присоединился СААБ с моделью «9-5 Аэро», при этом мощность двигателя выросла на 20%, крутящий момент – на 25%. В Швеции биоэтанол на четверть дешевле бензина, в других странах соотношение иное. В Бразилии платят еще меньше, в Германии – чуть дороже. Выгоду от эксплуатации таких автомобилей создают уменьшением налогов и возможностью бесплатных парковок в городах.Обоняние безошибочно вывело меня именно на этот автобус – его двигатель работает на спирте. О том, что в Бразилии половину машин заправляют «огненной водой», я слышал, но чтобы увидеть такую в России… Для шведской столицы в Питере наладили выпуск городских автобусов «Скания Омни Линк», работающих на этаноле. Автобус, готовый к отправке на историческую родину, снаружи отличает обязательно красная расцветка кузова, а внутри – большее, чем у нас, внимание к инвалидам. Средняя дверь оборудована электрогидравлическим подъемником для инвалидных колясок, а в салонеоткидные сиденья для сопровождающих. В отличие от Бразилии, где хоть и есть собственная нефть, все же с конца 70-х годов этанолом заменяют бензин в карбюраторных моторах, шведская «Скания» «заспиртовала» дизельный. Когда она переводила на природный газ двигатель DC9, из дизеля создали, по сути, мотор с искровым зажиганием и внешним смесеобразованием (ЗР, 2006, № 2). Казалось бы, вот и основа для этаноловой модификации. Ан нет: циклу Дизеля не изменили, заставили спирт с воздухом смешиваться в цилиндрах и воспламеняться от сжатия. Однако тяжелее всего пришлось топливной аппаратуре. В отличие от солярки,ДВИГАТЕЛИ «СКАНИЯ»Модель Вид топлива Нормы токсичности Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. Крутящий момент, Н . м Минимальный удельный расход топлива, г/кВт . ч DC901/04 дизельное Евро III 8,97 169/230 при 1900 об/мин 1100 при 1100–1200 об/мин 201 DSI9 E01 биоэтанол Евро III 8,97 169/230 при 1800–2000 об/мин 1035 при 1000–1200 об/мин 343спирт лишен смазывающих свойств, и, чтобы прецизионные детали ТНВД сохраняли работоспособность, к спирту подмешивают экологически чистое рапсовое масло. Собственно, ради экологии и замены нефти этот перевод и затеяли. В Европе осуществляют программу по значительному увеличению доли альтернативного горючего на транспорте с нынешних 5%. Шведы здесь в лиде-Под капотом, кажется, ничего нового, кроме красного ящика. Это система автоматического пожаротушения.Только ТНВД «Бош» способен без «головной боли» потреблять такую «бормотуху».рах: к 2020 году планируют полностью отказаться от углеводородного топлива. В дело идут зерно, картофель, кукуруза, сахарный тростник, морские водоросли, да хоть апельсиновые корки и ботва. Биомасса – концентрат солнечной энергии. Так что фермеры, как сейчас нефтяники, будут гарантированно обеспечены работой. Шведы говорят, что после декабря 2005 года к горилке как топливу стали присматриваться власти Украины. Сахарной свеклы там полно – значит, спирт будет, осталось придумать, чем смазывать плунжерные пары. Россия до употребления спирта в чистом виде дойдет не скоро. Но смешивать «коктейли» в Москве уже планируют, а в Липецкой и Волгоградской областях собираются построить заводы по выпуску биоэтанола.170 За рулем 06/2006