116
117
118
120
АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110-2112ДЕЛО ДЕСЯТОЕ«Десятка» – единственная модель ВАЗа, не получившая имени. «Жигули», «самары», «нивы», «калины»… а ей оригинального названия не нашлось. Зато каждая седьмая продаваемая в России машина, включая иномарки, – автомобиль ВАЗ «десятого» семейства. И вот что желательно знать каждому седьмому покупателю.М аксимС ач ков«ДЕСЯТКИ» В МАССЫТри кузова в одном семействе – небедный по отечественным меркам выбор. Конечно, многие зарубежные производители предлагают не только седаны, хэтчбеки, универсалы, но и кабриолеты, мини-вэны, полноприводные версии. Но такое разнообразие характерно уже для следующего ценового диапазона, а в своей нише «десятка» выглядит сильнее заграничных конкурентов. Самая популярная модель семейства – седан ВАЗ-2110. Кстати, пару лет назад завод утвердил новое обозначение – Lada 110, но в документах все осталось по-старому.Трехобъемный кузов в сознании наших людей по-прежнему солиднее семейного универсала или молодежного хэтчбека. Впрочем, притягивает в первую очередь цена. Седаны в среднем на 10–15 тысяч рублей дешевле универсалов и на 8–10 тысяч – хэтчбеков. Багажник вместительный для своего класса, правда, часть полезного объема скрадывают старомодные петли, а форму портят развитые колесные ниши. Отсутствуют и полезные мелочи, вроде ушек для крепления багажной сетки; впрочем, нет и самой сетки… Зато запаска в пример «самарам» перевернута – в углубление колесного диска перекочуют буксировочный трос, набор гаечных ключей, пара рабочих перчаток. Универсал ВАЗ-2111 (Lada 111) – самый дорогой в «десятом» семействе. Но одновременно самый дешевый автомобиль с таким кузовом (если не считать ВАЗ-21043), причем разница с ближайшими конкурентами – несколько тысяч долларов. Естественно, главный козырь «одиннадцатой» – универсальность. Зад-нее сиденье можно сложить и целиком, и по частям. Не хватает места – спасет багажник на крыше, который устанавливают на релинги. Хэтчбек ВАЗ-2112 (Lada 112) – посередине между названными выше моделями и по цене, и по возможностям. Автомобиль вполне практичен, но изначально его предлагали преимущественно с 16-клапанным мотором, да и покупатели ищут в хэтчбеках «горячую кровь»… В общем, «двенадцатая» стала излюбленным объектом тюнинга – от безобидного до беспощадного, когда основу узнаешь только по документам.НА ВКУС И ЦВЕТНа все модели «десятого» семейства сегодня устанавливают 8- и 16-клапанные двигатели объемом 1,6 л. Эти моторы – развитие полуторалитровых агрегатов, которые раньше работали на «десятках» (подробнее – ЗР, 2004, № 11, 12). Если вы ездите в основном по городу, лучше возьмите машину с 8-клапанным мотором ВАЗ-21114. Простой, неприхотли-116 За рулем 06/2006 ВАЗ-2111ВАЗ-2110«Автоматы» на «десятки» устанавливают некоторые дилеры за 40–50 тыс. рублей. Когда готовился материал, с завода сообщили, что такие версии теперь выпускает и дочерняя вазовская фирма «Супер-Авто».ВАЗ-2112вый, тяговитый – с ним легко толкаться в пробках, не подведет он и на трассе, если нужно обогнать тихохода. Шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ21124, по нашим замерам (ЗР, 2004, № 12) хуже везет с низких оборотов, да и не так много выигрывает на разгоне. Вероятно, он понравится тем, кому не дают покоя лавры Шумахера или кто регулярно ставит рекорды средней скорости, например, на перегоне Москва–Тольятти. Остальным лучше перечитать предыдущий абзац. К тому же машины с 16-клапанниками на 3–5 тысяч рублей дороже. Кроме двигателя покупатель наконец-то может выбрать комплектацию. В варианте «норма» на модели «десятого» семейства предлагают твидовый салон, а из приятных «пустячков» – иммобилайзер, центральный замок, электрические стеклоподъемники на передних дверях, атермальные стекла. «Люкс» богаче: тут обогрев передних сидений, противотуманные фары, бортовой компьютер (у седана еще задний спойлер), салон из велюра, который иные дилеры называют бархатом. Кроме того, люксовые «десятки» с 16-клапанными моторами комплектуют литыми дисками.НАЙДИТЕ МНОГО ОТЛИЧИЙПопулярность автомобиля для вас – недостаток, а не достоинство? Стремитесь выделиться? Нет проблем, на базе «десятки» в Тольятти собирают немало мелкосерийных моделей. Например, ВАЗ-21104М – седан с иными крыльями, капотом, бамперами, оригинальными обивками дверей. Возможно, он и впрямь привлекательнее обычной «десятки», только цены на «железо» в полтора раза выше – крыло 3 тысячи рублей, капот 9,5 тысячи. Или желаете приобрести «десятку» с двигателем 1,8 л? Вам седан или хэтчбек? Такие машины обычно поставляют под заказ, требуя предоплату иногда до 100%. Отпускная цена самой дешевой комплектации «стандарт» – 265 тыс. рублей. Версия побогаче, «норма», обойдется на 15 тысяч дороже. Плюс еще столько же – и готов «люкс», в арсеналеЗа рулем 06/2006 117 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110-2112которого полный электропакет, оригинальные литые диски, дополнительная противоугонка, электроусилитель руля. Кому тесно в обычной «десятке», может заказать удлиненный «Премьер» ВАЗ-21108 за 300–320 тыс. рублей. На выбор – два двигателя объемом 1,6 и 1,8 л, неплохой набор дополнительного оборудования, а в довесок – ожидание, от недели до месяца. «Премьера» собирают и по индивидуальному заказу – машину покрасят в любой цвет, подберут понравившиеся материалы для отделки, побалуют дорогими опциями. Цена – тоже индивидуальная. Самый большой оригинал – трехдверный хэтчбек ВАЗ-21123, который часто почему-то называют купе. От пятидверной «двенадцатой» его отличают 130 деталей, причем 57 –С «ДЕСЯТКОЙ» ПО ЖИЗНИЗаводская гарантия – 35 тыс. км или 2 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Многие официальные дилеры дают еще и собственную, более продолжительную, сокращая при этом межсервисные пробеги в полтора-два раза. ТО-1 (2 тыс. км) с расходными материалами в столице стоит в среднем 4000 и 3300 рублей, соответственно для «десяток» с 8- и 16-клапанными моторами; ТО-2 (15 тыс. км) – 3000 и 2900, ТО-3 (30 тыс. км) – 5600, ТО-4 (45 тыс. км) – 4700 и 5400, ТО-5 (60 тыс. км) – 6300 и 6800.С появлением новых 1,6-литровых двигателей индексы стали еще запутаннее. У седанов и хэтчбеков с 8-клапанными агрегатами к обозначению моделей добавлена цифра 1, универсала – 2 (например, ВАЗ-21112). У всех 16клапанных версий шифр оканчивается четверкой. В седане ВАЗ-2110 спинки заднего дивана складываются по частям, но полностью освободить проход в салон не удастся – мешает крепежная рамка подлокотника.Панель приборов «десятки» – уже не современная. Ее можно освежить, установив тюнинговые приборный щиток или накладку, а то и сменить целиком «торпедо». По заводским данным, на заднем сиденье усаживаются трое. В реальной жизни им здесь будет тесновато. Да и подголовника среднему пассажиру не хватило, и ремень только поясной.В универсале ВАЗ-2111, разложив второй ряд полностью, получаете большой грузовой отсек, в котором поместятся длинномеры до 170 см. У хэтчбека схема трансформации та же, но полезный объем скромнее.118 За рулем 06/2006 АВТОМОБИЛИСЕМЕЙСТВО ВАЗ-2110-2112СТОИМОСТЬ РАБОТ В МОСКВЕ БЕЗ РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВРабота Замена масла и фильтра Замена сцепления Замена передних тормозных колодок Диагностика двигателя Сход-развал Замена шаровой опоры Замена ветрового стекла Стоимость, руб. 250 2500 400 150 800 550 1600ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель 2110 Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди сзади Радиус поворота, м Снаряжен. масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скор., км/ч Топливо запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч город Кузов Кол-во дверей/мест Объем багажника (VDA), л Двигатель Расположение Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, .м Н при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин ВАЗ 2111 21124265 1680 1420СРЕДНИЕ ПО МОСКВЕ ЦЕНЫ НА ОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИДетали1020 1495 13,5 1704285 1680 1480 2460 1400 1370 5,5 1050 15504170 1680 14201070 1545 12,0 185ВАЗ-21108 – удлиненная «десятка». База увеличилась на 175 мм, вытянулся кузов и задние двери. ВАЗ-2110М – мягкий рестайлинг «десятки». И недорогой – «эмка» всего на 10 тыс. дороже ВАЗ-21104.Стоимость, руб. 2000 1300/1500* 400/500 1700 170 6000 800/1200** 3000 120/80/150 160/380***Стекло ветровое Фара Фонарь (внутренний/наружный) Крыло переднее Тормозные колодки передние (комплект) Капот Глушитель Бампер передний в сборе Фильтр топливный/масляный/ воздушный Ремень ГРМ170 АИ-95 43 6,2 7,5 9,94/5 4505/5 450/ 14205/5 370/ 730* Производитель «Бош»/«Автосвет» (Киржач). ** Для ВАЗ-2110-2112. *** Для 8- и 16-клапанных моторов.спереди поперечно 1596 9,8 10,3 59/81 65,5/89 5200 5000 120 2700 131 3700ЦЕНЫ НА «ДЕСЯТКИ» В РАЗНЫХ КОМПЛЕКТАЦИЯХКомплектация «Норма» ВАЗ-21101 ВАЗ-21104 ВАЗ-21112 ВАЗ-21114 ВАЗ-21121 ВАЗ-21124 230 тыс. руб./ $8360 240 тыс. руб./ $8730 240 тыс. руб./ $8730 250 тыс. руб./ $9090 235 тыс. руб./ $8550 238 тыс. руб./ $8650 Комплектация «Люкс» 235 тыс. руб./ $8545 247 тыс. руб./ $8980 247 тыс. руб./ $8980 260 тыс. руб./ $9450 н. д. 247 тыс. руб./ $8980переднеприводная М5типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балка реечное дисковые барабанные 175/70R13, 175/65R14, 185/60R14кузовные. С мая этот автомобиль выпускает ОПП (опытно-промышленное производство ВАЗ), а до этого его собирали по заказу некоторые придворные фирмы – возможно, их продукция еще осталась в автосалонах. Качество оставляло желать лучшего, а цену дилеры объявляли шепотом, чтобы не спугнуть покупателя (ЗР, 2005, № 3). Впрочем, можно «навернуть» до неузнаваемости и заводскую машину – прямо в автосалоне. Например, украсить навесным пластиком (комплект у столичных дилеров стоит 15–25 тыс. рублей), обуть в литые диски (1700– 2500), посеребрить дверные ручки (около 1000). Негоже, украсив фасад, оставить нетронутым внутреннее убранство – в вашей власти поменять обивку сидений и дверей (15–20 тыс. рублей), изменить щиток приборов (2–4 тыс.рублей), установить кондиционер (25–40 тыс.). Настроить двигатель и подвеску дилеры предлагают редко – за это берутся сторонние фирмы. Только лучше доверить такой тюнинг именитым конторам, иначе экономия выйдет боком. А еще стоит прислушаться к советам ЗР. Многие детали мы испытывали, и оказалось, что они не только не улучшают, но порой портят заводские настройки (ЗР, 2002, № 7).ПРОВЕРЕНО ДЕСЯТИЛЕТИЕМ«Десятка» – уже не новинка, опыт накоплен немалый. Например, она неплохо подходит для дальних путешествий по нашим дорогам – хорошие динамические показатели, невысокий расход топлива, комфортная подвеска. Добавим еще несколько немаловажных факторов: приемлемая ремонтопригодность, не-высокие цены на запчасти, которые к тому же на каждом углу, как, впрочем, и сервис. Правда, обращаться к услугам ремонтников придется регулярно – основные агрегаты и узлы обычно служат исправно, а вот мелкие неисправности отнимают немало времени и нервов. Увы, надежность не самая сильная сторона отечественных машин – «десятое» семейство продолжило эту недобрую традицию. А конкуренты уже дышат в затылок – того и гляди, обойдут лидера продаж. Обещают, что уже в этом году на свет появятся первые автомобили, призванные сменить «десятое» семейство. Кстати, у них будет имя – «Приора». Но это ли главное? Важно, чтобы новинка оказалась лучше предшественницы по техническим характеристикам, надежности, цене. А имя – дело десятое.120 За рулем 06/2006