146
147
ЭКОНОМИКАРОБЕРТ ЛУТЦ: ЛУЧШИЕ ГОДЫ «ДЖИ-ЭМ» ВПЕРЕДИ!С вице-президентом концерна «Дженерал моторс» по глобальному развитию Робертом ЛУТЦЕМ наш корреспондент Игорь Моржаретто встретился в Калининграде, куда «второй человек» в «Джи-Эм» прилетел всего на один день – открыть российское производство американских автомобилей. – Мистер Лутц, сейчас на мировом авторынке несколько десятков независимых автопроизводителей. На ваш взгляд, скольким компаниям в ходе глобализации удастся сохранить самостоятельность, скажем, через десять лет? – Этот вопрос журналисты задают автопроизводителям, кажется, с 1900-го... Мировое производство – это как мировая экосистема. Какие-то особи погибают в ходе эволюции ив то же время появляются новые. За последние 20–30 лет, действительно, исчезло немало компаний – кто-то вообще, а кто-то – как независимые. Назову хотя бы такие известные в мире, как «Шкода», «Ауди», «Альфа-Ромео», «Лянча», СААБ или «Ягуар». Когда-то все они были самостоятельными, потом их поглотили более сильные группы. Пример из последних – несколько лет назад крупнейшая южно-корейская компания «Дэу» потеряла независимость и стала частью бренда «Шевроле» концерна «Дженерал моторс». Ничего страшного в этом не вижу и думаю, тенденция объединения будет продолжаться. Какие-то фирмы и марки уйдут, а на их месте появятся другие. Скажем, мы прогнозируем распространение китайских брендов. Сейчас их знают не очень хорошо, но экспорт автомобилей из Китая только начинается, и через 10 лет, я уверен, китайцы станут одними из ведущих игроков на мировом автомобильном рынке. – Значит, у них неплохие перспективы? – Китайские фирмы, по-моему, сейчас повторяют то же, что и корейские 25 лет назад. Они начинают с примитивного копирования устаревших японских образцов. Та же компа-НАША СПРАВКАРоберт А. Лутц родился 12 февраля 1932 года в Цюрихе (Швейцария). В течение десяти лет – пилот штурмовика в корпусе морской пехоты США, капитан. В 1961 году получил степень бакалавра управления производством в Университете Калифорния-Беркли. Доктор права (1985), доктор управления (2003). Работал в «Дженерал моторс – Европа» (1965–1971), БМВ (исполнительный вицепрезидент, 1971–1974), «Форд моторс» (член совета директоров, исполнительный вицепрезидент, 1974–1986), «Крайслер корпорэйшн» (вице-президент, член совета директоров, 1986–1998), «Иксайд текнолоджиз» (председатель – генеральный директор, член совета директоров до 2004 года). С 2001-го – вице-президент по глобальному развитию концерна «Дженерал моторс», а с 2001 по 2005 год еще и председатель «Дженерал моторс – Северная Америка».146 За рулем 06/2006 ИНТЕРВЬЮНа правах рекламыния «Грейт Уолл» вышла на рынок с точными копиями вседорожников «Тойота» 10–20-летней давности. Пока у них большие проблемы с качеством – им еще далеко до западно-европейских или японских стандартов. Но посмотрите на другие товары, которые производят в Китае, – телевизоры, компьютеры, бытовую технику – и вы увидите, что в этой стране могут делать высококачественные вещи. Китайское общество, как никакое другое в мире, очень быстро учится, и, я полагаю, через 5–10 лет они смогут выпускать отличные автомобили. В таком случае, конечно, конкуренция на мировом рынке значительно усилится. Мы в «Дженерал моторс» поняли это давно и уже несколько лет серьезно инвестируем в Китай; сегодня «ДжиЭм» здесь на одном из первых мест среди иностранных производителей. Так что в случае будущей экспансии Китая на мировые рынки – мы тоже участвуем в этом процессе. – Недавно я был в этой стране и видел на улицах множество «бьюиков», сделанных в Китае… – Да, «Бьюик» давно занимает первые места в рейтинге продаж иномарок в Китае. Мы даже пошли на беспрецедентный шаг – привлекли к разработке перспективных моделей специалистов из нашего шанхайского офиса. Это объяснимо – в КНР сейчас продается больше «бьюиков», чем в Северной Америке. – В Китае «Дженерал моторс» знают в основном по этому бренду, в России – по «Опелю» и «Шевроле». В то же время вы периодически выводите на европейский и российский рынки другие марки – скажем, не так давно появились «Хаммер» и «Кадиллак». Планируете ли вы продвигать на наш рынок еще какие-то бренды – тот же «Бьюик», скажем? – Мы приняли стратегическое решение и объявили об этом: отныне у «Джи-Эм» всего четыре мировых бренда – «Шевроле», «Кадиллак», СААБ и «Хаммер». Так что предлагать «Бьюик» (или какой-либо другой из наших брендов) в Европе или России не планируем. Они останутся только региональными! – Если уж мы заговорили о российском рынке… Как вы оцениваете его в целом и перспективы концерна «Дженерал моторс» на нем в частности? – Как отличные! Кроме прямых поставок, налажено производство автомобилей «Шевроле» в Тольятти, Калининграде – оба этих проекта мы считаем очень успешными. В Калининграде, кроме того, собирают «Кадиллак» и «Хаммер». Марка «Шевроле» на российском рынке среди иномарок пока на втором месте, и мы не скрываем, что наша цель – сделать ее брендом № 1. Мне кажется, с новыми моделями, которые начинают собирать на «Автоторе» («Шевроле-Авео», «Лацетти», «Эванда» и «Реццо» – И.М.), мы сможем этого достичь. По на-шим оценкам, сейчас в России для этого есть все возможности – в результате быстрого экономического роста появляется средний класс, который может позволить себе современный автомобиль. Ваш рынок растет очень быстро, и мы хотели бы расти такими же темпами или даже чуть быстрее. На мой взгляд, он открывает прекрасные возможности для нашей марки «Шевроле». Могу назвать сейчас всего четыре рынка, где имеет смысл сосредоточить все усилия. Та компания, которая сумеет занять на них достойное место, имеет шансы на успех во всем мире. Это Китай, Россия, Индия и Южная Африка. Ваша страна в этом списке пока на втором месте – она немного отстает от лидера по темпам роста, но у вас все еще впереди. Я абсолютно уверен в успехе «Джи-Эм» в России. – Однако «Дженерал моторс» переживает непростые времена: приходится закрывать заводы, увольнять рабочих, чтобы хоть както компенсировать убытки. И несмотря на это, вы продолжаете смотреть в будущее с оптимизмом? – Мы не скрываем, что прошлый год стал одним из самых тяжелых в истории «Джи-Эм». Особенно в США. Мы – компания со 100-летней историей, и это одновременно наш плюс и минус. У нас очень сильный профсоюз со своей вековой традицией и весьма серьезные обязательства перед его членами, перед медицинскими и пенсионными фондами. Мы платим очень высокую зарплату своим рабочим в Северной Америке и одновременно содержим еще почти в три раза больше пенсионеров. Мы разработали план выхода из кризиса. Стараемся, где только можем, сократить лишние издержки, закрываем неэффективные производства. В конечном итоге, наша проблема не только в очень высоких издержках, а в том, что получаем недостаточную прибыль. Многие годы мы выпускали машины, ориентируясь на собственные представления о том, что требуется людям, чего они хотят. Часто оказывалось, что они мечтают совсем о других машинах. Сейчас пытаемся решить обе проблемы – снизить издержки и поднять прибыль. Лично я отвечаю за новые продукты, новые идеи, новые двигатели и платформы. Надеюсь, наши будущие модели ждет успех. Разные СМИ периодически нас хоронят. Я, например, читаю в «Уолл-Стрит джорнел», что «компания практически уже умерла», а ведущее немецкое издание выходит с заголовком «Джи-Эм» катится в пропасть». Но могу вам сказать твердо: не дождутся! «Джи-Эм» не обанкротится, а ее лучшие годы еще впереди. Свои проблемы мы решим, причем довольно скоро. И тут наши с вами интересы совпадают – чем больше в мире людей ездят на автомобилях, тем больше читателей у автомобильных журналов. Так что удачи нам всем!За рулем 06/2006 147