252
253
254
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЗРНЕ ПО-ДЕТСКИМаксим Приходько. Фото: Александр Кульнев«Мальчишки и девчонки, а также их родители»… ждут своего часа.252 За рулем 06/2006 Как минимум два раза в год (1 сентября – к началу занятий в школах и1 июня, в Международный день защиты детей) ГИБДД громко заявляет о том, что подрастающее поколение требует к себе повышенного внимания на дорогах. Как правило, объявляют очередной месячник «Внимание – дети!». С экранов телевизоров и газетных полос звучат призывы: «Осторожнее. На дорогах дети!». Все это нужно – кто спорит! В российских городах водители обычно не слишком предупредительны по отношению к «безлошадным» согражданам, и прежде всего на пешеходных переходах. Здесь они не различают по «возрастным группам» тех, кто на их пути – будь то старики или дети, – несутся мимо, не тормозя и не пропуская никого. Так бывает ив День защиты детей, и во все остальные 364 дня в году. Даже если пешеход – родитель с грудным младенцем. Наш сегодняшний рейд как раз и посвящен этому ненормальному явлению.ПО ЗАВЕТАМ ИЛЬИЧАМоя цель – самая что ни на есть простая: перейти улицу, воспользовавшись для этого переходом. Выбираю нерегулируемые, но четко обозначенные разметкой («зеброй») и знаками. Строго говоря, водитель любого транспортного средства «обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу» (п. 14.1 ПДД РФ). За нарушение предусмотрено наказание – предупреждение или штраф 100 рублей (КоАП, ст. 12.18). Что будет на самом деле – посмотрим. Решаем с фотографом стартовать не в Москве, а в области. Отправная точка – город Видное, центр Ленинского района. Между прочим, в детстве многие из нас читали, как дедушка Ленин любил маленьких, как завещал заботиться о них. И вот мы в районе его имени… Выгружаю коляску из багажника, собираю ее практически «на автомате». Ребенка со мной нет, его место занимает большая кукла Катя – взял «в аренду» у дочери. Вхожу в роль молодого отцаи готовлюсь перейти улицу возле указателя «Детская поликлиника». Долго входить в роль не требуется – не так давно управлял коляской с собственным дитя. Правда, по большей части то было в выходные. А тут – обычный будний день, время – 10 утра, на дороге машин – не то что сплошной поток, но хватает. У перехода уже стоят две мамаши с колясками, я во главе нашей «колонны», молодцевато втянув живот и расправив плечи. Говорят, для женщины нет отрадней картины, чем вид отца, выполняющего свой святой долг! Ну-с, поехали, в смысле пошли? Но что-то не получается. Автомобили неспешно, в рамках ПДД проезжают мимо нас, при том никто не тормозит, чтобы дать нам шанс. Проходит примерно три-четыре минуты, прежде чем транспортный поток тает и мы быстро переходим дорогу. Впечатление такое, что все, кто проехал мимо нас, – убежденные холостяки и детоненавистники. Короткая пауза – я вновь на «старте»: готов пересечь улицу в обратном направлении. Все повторяется. Мы с куклой Катькой ждем – они едут. Понятно, люди занятые, у них дела, а нам с ребенком и спешить-то некуда… Я с коляской четырежды (!!!) с некоторым риском для жизни пересек проспект Ленинского комсомола по этому переходу, прежде чем дождался положенного мне по Правилам. А еще говорят, что водители на отечественной технике не очень приветливые! Мужик! Мужик на темно-синей «четырнадцатой», ты – герой дня! Спасибо тебе; не знаю, как тебя зовут, но номер твой запомнил: В 182 ХВ 90. Если ты сейчас читаешь этот материал, знай, что в день проведения нашего рейда ты был ЕДИНСТВЕННЫМ, кто притормозил на переходе, моргнул фарами и пропустил бородатого очкарика с коляской! Спасибо тебе от меня и куклы Катьки! Забегая вперед, скажу, что в остальных случаях я переходил дорогу не благодаря, а вопреки. Однако вернемся к нашим… дада, тем, кто за рулем, кто очень спешит и пешеходов с коляскамиЯ стою уже более семи минут. Меня не пропускают.Тот самый мужик на «четырнадцатой», который дал возможность перейти мне дорогу. БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ЗРМожет, там действительно и будет быстрее. Но я-то никуда не тороплюсь, в отличие от женщины с коляской по ту сторону дороги. Судя по ее тоскливому взгляду и истошному крику, который доносится из коляски, понимаю – им срочно надо домой: памперсы поменять или пришла пора кормить дитя. Но это я, отец, понимаю, а те, кто за рулем, похоже, размножаются клонированием, и никто из них даже не думает останавливаться. Наконец, появился просвет – есть возможность перебежать. Да, именно перебежать, а не перейти дорогу, причем с явным риском для жизни. Своей и маленького пассажира в коляске… Все это весьма и весьма грустно. Увиденное во время рейда дает основание для такого заявления: с первого раза дорогу у нас не перейти. Даже человек с коляской не вызывает у водителей желания незамедлительно притормозить и пропустить его. Пешеход по-прежнему «неприятная помеха» на дороге для всех, кто за рулем. щадно и без исключения наказывает за это нарушение. Причем не столь важна даже тяжесть наказания (на Украине штраф за это примерно равен нашим 100 руб., а в Белоруссии, если не пропустил женщину с коляской на переходе, можно и прав лишиться), главное – его неотвратимость. И сумелитаки добиться братья-белорусы и малороссы, что практически все стали законопослушными! …Совсем недавно депутаты нашей Госдумы в который раз озаботились состоянием дел на дороге и (в который раз!) предложили увеличить сумму штрафов. Уважаемые народные избранники! Опять не с той стороны начинаете! Можно увеличивать суммы многократно. Но как при этом заставить выполнять свои обязанности тех, от кого зависит наша безопасность на дороге? В трехстах метрах от того же пешеходного перехода в Царицыне стояла машина ДПС, и сидевших в ней инспекторов совсем не волновало, что рядом с ними совершенно нагло не пропускают пешеходов ис колясками и без оных. Да они ни разу и не обернулись в ту сторону! Чтобы любой водитель уже на подсознательном уровне принимал решение пропускать пешехода (тем более с коляской), нужно, на мой взгляд, две вещи. Вдалбливать ему, начиная со школьной парты, что только такое поведение достойно человека. Это раз. И наладить безотказную систему наказания за такое нарушение – это два. Начинать надо было уже «вчера», но и сегодня – еще не поздно.На правах рекламыОбобщенный образ молодого отца в раздумьях по поводу «перехода».в упор не видит. Покидаем Ленинский район и переезжаем в Москву, город, как известно, образцовой культуры. Останавливаемся на Липецкой улице. По три полосы в каждую сторону, с небольшим островком посередине; светофор – примерно в трехстах метрах от перехода. Собираю коляску и вновь вживаюсь в роль. …Не буду перечислять, сколько раз пытался перейти дорогу. Особо запомнился огромный четырехосный самосвал. На всех парах он промчался мимо перехода, обдав меня с «ребенком» таким зарядом копоти и вони, что не опишешь. Не завидую тем, кто с детьми переходит там дорогу! Разве что у ребенка в сто-личном районе Бирюлево сызмальства так формируют глазомер и спринтерские задатки. Вновь разбираю коляску – мы переезжаем ближе к центру – в район Царицына. Выбираю переход у одноименного торгового комплекса. Как это там у Пушкина: «В третий раз закинул старик свой невод…» Вот ияв третий раз пытаюсь перейти улицу, толкая коляску. – Да, сынок, стоять нам здесь долго... Надо, наверное, поближе к светофору подбираться, – дает мне напутствие старик, вместе с которым мы грустно провожаем взглядом нескончаемый поток автомобилей. – Может, там получится?А ДАЛЬШЕ ЧТО?Увы, пешеход у нас – человек второго сорта, вечный изгой. Такая вот уродливая норма жизни возобладала. Но не пропустить человека с коляской… Почему даже в сопредельных с нами странах ближнего зарубежья (о дальнем и не говорю, там это железный закон) водители пропускают пешеходов, а у нас нет? В Киеве, Минске – да, а в Москве – ни за что! Видимо, потому еще, что в этих городах автоинспекция не-254 За рулем 06/2006