226
227
228
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПростые с виду болты не так примитивны, как кажутся.лам или камню, болты Taptite 2000 изготовляют трех вариантов твердости. А уж размерность резьбы перекрывает весь метрический диапазон от М2,5 до М12. Не забыты, естественно, и приверженцы дюймовых стандартов.Более того, если заказчик намерен автоматизировать резьбовые соединения деталей, отверстия в которых изначально не вполне совпадают, ему порекомендуют изделие с острым коническим кончиком: такой болт сам совместит «дырочки», а уж потом нарежет правильную резьбу…ХИТРЫЙ БОЛТ НЕ ДЛЯ КАЖДОЙ ГАЙКИВ стремлении снизить себестоимость автомобиля производители не упускают ни одной мелочи. Курочка по зернышку клюет – эта русская народная мудрость взята на вооружение компанией «Даймлер-Крайслер». Там решили обойтись без резьбы в алюминиевых блоках цилиндров. Точнее, без операции по ее нарезанию. Нет, до забивания болтов молотком дело, к счастью, не дошло, но… Фирма Arnold Umformtechnik проанализировала экономику резьбового соединения и выяснила, что на стоимость болтов и гаек приходится лишь 8%, а 50% тратится на сверление и нарезание резьбы. Немалые 20% уходят на зарплату персоналу с «метчиками» в руках, наконец, сами инструменты съедают еще 8%. Новые болты Taptite 2000 можно с полным правом назвать саморезами: их хитрой формы – так называемая «трилобулярная» – резьба сама «нарезает гайку» в глухих отверстиях головки и на самом блоке цилиндров, выполненных еще на стадии литья. Соединение получается прочным, а стоит на 65% дешевле. Это – если закручивать такой «болт-метчик» вручную. А при использовании робота экономия достигает 80%! Не надо думать, что такие болты можно закручивать лишь в мягкие материалы. Все зависит от параметров термообработки. Подобно тому, как бывают сверла для работы по дереву, метал-На двигателе показаны отверстия для присоединения навесных агрегатов и узлов по новой технологии. Резьба Taptite 2000 имеет скругленный эвольвентный профиль, а само тело болта трилобулярное (нечто вроде округлого трехгранника). Это позволяет даже не нарезать, а выдавить ответную резьбу в теле детали.226 За рулем 06/2006 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВВ ТУМАН БЕЗ РАДАРАТемпоматы АСС, поддерживающие безопасную дистанцию до «лидера», уже встречаются на дорогих современных автомобилях. В основе, как правило, радар миллиметрового диапазона. В качестве альтернативы «микроволновке» на колесах фирма «Сименс VDO» предложила измерять расстояние инфракрасным лазером, работающим в невидимом глазу диапазоне, с приемником отраженного луча на основе фотодиода. В остальном принцип тот же,На ветровом стекле отображается заданная скорость (90 км/ч), реальная (81 км/ч) и безопасная (80 км/ч). Кроме того, виден силуэт замеченного системой автомобиля-лидера.но система, названная ЛИДАР (LIDAR), настолько дешевле, что дала основания говорить о ней как об опции для машин среднего и даже компакт-класса! ЛИДАРу не страшен ни дождь, ни туман, ни снегопад – луч лазера пробивает их на расстояние до 250 м, чего вполне достаточно. А компьютер, обрабатывающий отраженный сигнал, настолько «умен», что отличает движущиеся объекты от неподвижных. Алгоритм действий водителя таков. Заняв желаемую полосу движения, он задает скорость, которую темпомат и поддерживает в автоматическом режиме. В случае опасного сближения с впереди идущим автомобилем скорость автоматически сбрасывается настолько, чтобы сохранить безопасный интервал. «Фишка» системы в том, что этот интервал определяется не одной только скоростью, но и… погодными условиями. Если ЛИДАР заметит, что идет дождь или снег, дистанция будет увеличена! Чего, однако, пока не умеет система – реагировать на внезапно вклинивающегося перед вами нахала, моментально нарушающего все расчеты. Ну, на то и водитель за рулем. Иначе езда станет слишком скучной...«ГРАНАТЫ» НОВОЙ СИСТЕМЫСейчас уже не установишь, кто первый назвал «гранатой» шарнир равных угловых скоростей – ШРУС. Но сам узел, бесспорно, заслужил имя собственное: ведь он встречается ныне во всех переднеприводных автомобилях. Кстати, именно из-за отсутствия в прошлом технологии, доступной для крупносерийного производства этого шарнира, передний привод задержался с приходом в массовые легковые автомобили. Напомним главный недостаток применявшегося ранее карданного шарнира в приводе передних колес (в том же ЛуАЗе, например): при равномерном вращении вала коробки передач вал, выходящий из карданного соединения, вращается неравномерно, «рывками». Они тем резче, чем больше угол между ними отличается от 180°. Ехать можно, но… «осторожно». Современные ШРУСы – не слишком дороги, служат достаточно долго, если их защитные чехлы целы и внутри заложена правильная смазка. Но лучшее – недремлющий враг хорошего: фирма GKN Driveline предложила «гранаты» новой системы. Точнее – систем: Countertrack для наружного и Crosstrack для внутреннего шарниров. (Напомним: внутренний ШРУС не только позволяет валам отклоняться, но и сообщает подвижность в осевом направлении.) В отличие от классических ШРУСов, у новых изменен профиль канавок, в которых перемещаются шарики, а самих шариков стало больше. Тем не менее масса шарнира уменьшилась на 35%, что дает экономию 4 кг для переднеприводного авто. Трение стало меньше на 30% и по расчетам все это поможет сэкономить около 0,16 л топлива на 100 км. Возможно, этот эффект не столь интересен рядовому водителю, зато он наверняка оценит заметно уменьшившийсярадиус разворота – новые шарниры работают при больших углах. Передние колеса удастся повернуть на 52°. К другим преимуществам отнесем меньшие уровень шума, дисбаланс и больший срок службы. А ведь, казалось бы, только геометрию поменяли…АКанавки внутреннего ШРУСа направлены как вдоль оси шарнира, так и под углом к ней.БНа схеме наружного ШРУСа видно противоположное расположение канавок (А) и их S-образный профиль (Б).За рулем 06/2006 227 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯрию. Широкое внедрение AHB намечено на 2009 год, а пока на гибриды будут ставить «промежуточное» устройство SCB (Slip Control Boost) аналогичного назначения.КАК ОСТАНОВИТЬ ГИБРИД?Нет, никто не собирается прервать победную поступь гибридных автомобилей на рынке. Речь всего-навсего о тормозах для таких машин: они ведь тоже необычные, под стать силовому агрегату. Вот какие, например, придумала фирма TRW Automotive. Напомним, что экономия топлива в гибридомобилях достигается путем рекуперации энергии при торможении. Иными словами, она не рассеивается на диске и колодках, а запасается в буферной батарее. Однако эффективность торможения «генератором» ограничивается его мощностью ив экстренном случае ее явно недостаточно. Тут в дело должны вступить старые добрые тормоза с гидроприводом, притом автоматически. Водитель не должен знать, что происходит «под педалью». Его дело – надавить на нее с достаточным усилием, получить отклик и ожидаемое замедление автомобиля. Эту задачу решает активный гидроусилитель AHB (Active Hydraulic Boost). Он связан с гидронасосом, пропорциональным клапаном, ресивером и, конечно же, с педальным узлом. От последнего в контроллер поступают сигналы о силе нажатия, которые сравниваются с возможностями электромагнитных тормозов. Если их достаточно, клапан остается закрытым, колодки – неподвижными. Если нет – в работу включается гидравлика, причем ровно настолько, насколько не хватает сил у генератора. Такой алгоритм обеспечивает максимальную экономию топлива. Кроме того, предусмотрен автоматический режим работы, если автомобиль оборудован адаптивным темпоматом, способным поддерживать заданную дистанцию. Разумеется, AHB совместим ис известными системами стабилизации ESP, подтормаживающими каждое колесо в отдельности, дабы вернуть автомобиль на заданную водителем траекто-AHB можно будет обнаружить на гибридах 2009 года. А в 2007 году главный цилиндр и вакуумный усилитель заменит более простое устройство SCB.НЕ ПО ГОСТу…Не так давно российских автолюбителей взбудоражила весть об изменении требований ГОСТа к световым приборам. Была там и строчка, предписывавшая освещать номерной знак лишь одним фонарем… Не будем спорить с законодателями, тем более что вскоре они сами обнаружили ошибку. А вот немцы решили… обойтись вовсе без внешней подсветки номеров: они заменили ее на внутреннюю. В конце марта на улицы Мёнхенгладбаха вышли сразу 300 автомобилей с необычными табличками, разработанными фирмой 3М. (Разумеется, все они обзавелись необходимым допуском.) Алюминий как материал для регистрационного знака ушел в прошлое, уступив место пластику с интегрированными в его толщу светодиодами. Снаружи цифры покрыты пленкой, равно-мерно распределяющей свет по всей площади номера. Эффект новинки превзошел ожидания. Даже заляпанный грязью (понятно, немецкая дорожная грязь не ровня нашей!), он кажется водителю легкового автомобиля на 29,4% ярче обычного, а с высокой позиции шофера грузовика – даже на 48,6%! Если планы фирмы-разработчика по тотальной замене всех номеров на новые претворятся в жизнь, то у дизайнеров станет одной головной болью меньше: не придется изобретать и размещать специальные фонари под-светки. Достаточно будет вывести в маленькую дырочку разъем для питания светодиодов. А еще – светиться будет и передний номер. Поди, плохо! Определена и цена, которую придется заплатить за эту новинку: в конце года такой номер можно будет купить за 70–90 евро. Причем важно понимать: светится не сам конкретный номер, а пластиковая подложка без цифр под ним. Цифры же отпечатываются на прозрачной самоклеящейся пленке, которую при смене владельца достаточно просто переклеить.То, что новый номер светится сам, отчетливо видно спереди (А) и сзади (Б). Конечно, если его хоть изредка протирать…А Б