216
217
218
СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИБОГАТАЯ БЕДНОСТЬСе р ге йЗиновьев . Ф ото : Ю рийТюрин , В адимКрючковезон открылся в Петербурге на «Невском кольце» этапом RTCC, а две недели спустя в Москве состоялся «Кубок Победы», собравший вообще все классы машин, заявленные в наших гоночных сериях. Праздничная атмосфера на трассах, рабочая обстановка в мотор-хоумах команд – не скажешь, что российские кольцевые гонки в кризисе.СПОВОД ДЛЯ СКАНДАЛАРазногласия между учредителями серий, координаторами классов и Российской автомобильной федерацией привели к серьезному конфликту. Те, кто вложил силы и средства в развитие формулы-1600 и формулы-«Русь», не нашли общего языка с чиновниками. В итоге «Российская Суперсерия» оказалась в подвешенном состоянии. До сих пор неизвестно, какие звания и регалии разыграют пилоты в ее трех зачетныхгруппах. Еще в более странном положении полноценный автодром «Москва», возводимый на арендованном плацдарме в Мячково. Асфальт уложен и готов к заездам, но вокруг новой трассы и разгорелся сыр-бор – видимо, появилось, что делить. Вложивший в трассу средства Шота Абхазава (глава команды «Арт-Лайн Инжиниринг», конструкторского бюро и фирмы, производящей гоночные автомобили) полагал, что сможет беспрепятственно проводить на ней гонки формулы-1600 в ранге чемпионата России. Чиновники этот статус присваивать не спешат, выдвигают всяческие условия (справедливые или нет – судить не беремся), неприемлемые для владельцев трассы. И хотя состав комитета кольцевых гонок РАФ под давлением недовольных шефов команд полностью изменился, договоренности не достигли даже к началу лета.В рамках заезда Lada Revolution стартовала программа «АВТОВАЗ – новому поколению». Завод намерен оказывать поддержку молодым пилотам. «АКМ ФСО Мегафон» вывела на трассу болид ArtTech, доработанный инженерами команды. Юрий Байбородов в первом же старте показал неплохую скорость.216 За рулем 07/2006 КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИЕсли конфликт в скором времени не разрешится, пострадают еще и благополучные RTCC и НГСА – в их календарях автодром «Москва» назван шесть раз. А заменить подмосковные гонки другими проблематично: в июле «Невское кольцо» начнут стирать с лица земли в ходе капитальной реконструкции стадиона им. Кирова.У НАС ВСЕ КРАСИВО!«Туринг-Лайт» в ходе эволюции стал самым массовым классом машин: на двух гонках выступили 26 пилотов!На уик-энд «Кубка Победы» все дрязги и скандалы забыли ради общего дела. Большая аудитория – зрители и телезрители, присутствуют отцы города, СМИ, спонсоры и так далее – не до разборок. Команды и спортсмены постарались и, презрев явную небезопасность временной трассы на Воробьевых, вступили в азартную борьбу, разбив много дорогих машин. Чудеса? Но внимательный глаз не мог не заметить, что красочной картинкой прикрыты неприглядные «дыры». Об этом мы не раз писали – обычные городские улицы близ МГУ не приспособлены принимать гонки. Недаром инициаторы этапа немецкой серии DТМ в Москве год назад, ознакомив-Шота Абхазава построил близ Москвы трассу для кольцевых гонок, но пока не достиг полного взаимопонимания со спортивными чиновниками.шись с «трассой», вежливо, но категорично отказались организовать здесь даже шоу-гонку, не говоря уже об официальной. Бетонные блоки и шеренги деревьев вдоль всей дистанции. Временные трибуны вмещают от силы тысячу зрителей, а «стоячих мест» практически нет – почти везде находиться опасно. Самые удобные площадки волей-неволей отданы VIP. Для кого, спрашивается, гонка? К естественным сложностям, как водится у нас, присовокупляется «человеческий фактор» – нечасто увидишь, как клетчатым флагом по чьей-то ошибке машутНовинка «Туринга» – «Ауди-А4» из родственного финского чемпионата. Призвана пошатнуть многолетнее господство БМВ-320. Для большинства классов машин, в том числе «Хонды-Сивик», гонка на Воробьевых была просто показательной: на узкой опасной трассе мало желающих проводить этапы чемпионата.СЕРИИ И КЛАССЫRTCC (Russian Touring Car Championship) – гоночная серия, объединяющая в этом году четыре класса машин. В «Туринг» и «Туринг-Лайт» проводится чемпионат России, в «Суперпродакшн» – Кубок России, в «Национальном» – Кубок РАФ. Запланировано семь гонок на трассах «Невское кольцо», «Воробьевы горы», «Автодром Москва». НГСА (Национальная гоночная серия АВТОВАЗ) – учрежденные заводом состязания автомобилей, выпускаемых АВТОВАЗом. В этом сезоне чемпионат России для спортпрототипов Lada Revolution. В зачете «Кубок Lada» разыгрывается Кубок РАФ, в зачете «Кубок Kalina» – Кубок АВТОВАЗа. Запланировано десять гонок, в том числе нарижской трассе «Бикерниеки» и строящейся в Казани «Высокая Гора». Формула-1600 – национальный класс гоночных формул с двигателями 1,6 л. В прошлом году вместе с формулой-«Русь» и «Кубком Хонды» входила в «Российскую Суперсерию». Ныне запланирован (но не утвержден РАФ) 6-этапный чемпионат России и две традиционные гонки на Воробьевых горах. Формула-«Русь» – национальный класс гоночных формул с двигателями «Альфа-Ромео» 2 л. Статус состязаний неясен, календарь к началу сезона не сформирован. «Кубок Хонда» – гоночная серия автомобилей «ХондаСивик Type R». Статус состязаний неясен, календарь к началу сезона не объявлен.За рулем 07/2006 217 КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИНесмотря на общую тенденцию перехода автопроизводителей на дисковые тормозные системы, от старых добрых барабанных тормозов отказываться мало кто спешит. Оно и понятно – достаточная эффективность, дешевизна и «беспроблемность» этого узла выше всяких похвал. Но это не должно расслаблять – если поставить не те колодки, то можно растерять все преимущества. Поэтому к покупке необходимо подходить очень внимательно. Не стоит кидаться на самые дешевые или дорогие изделия, оптимальным выбором могут стать импортные тормозные колодки среднего ценового диапазона.Лидеры и главные соперники в формуле-1600 прежние – команды «ЛУКойла» и «Арт-Лайна». А пилоты поменялись – на первых ролях экс-чемпионы страны Виктор Антонов и Виктор Шайтар. Дебют нового кольцевого класса Lada Kalina. Стартуют в основном тольяттинцы.Как раз на данный сектор и ориентирована продукция компании ALLIED NIPPON – известного мирового производителя фрикционных материалов и тормозных систем. Для барабанных колодок маркетинговой группы «стандарт» компания использует безасбестовый материал SNA056M, выполненный по технологии «Органик» и рассчитанный на пробег 30-60 тыс. км. В частности, этот материал применяется в барабанных колодках для автомобиля семейства «ВОЛГА», которые были испытаны в лаборатории тормозов-замедлителей испытательного центра НАМИ. Испытания проводились по методике ГОСТ 41.13-99 (правила ЕЭК ООН №13 для барабанных колодок), где в первую очередь проверялась эффективность торможения в холодном состоянии со скорости 80 км/час, с различным усилием. На данном этапе значения тормозного момента легли точно посередине, между верхней и нижней границей техтребований. При нагреве же колодок до высоких температур кривая эффективности может принять нежелательный вид, однако здесь не следует забывать, такие температуры в реальных условиях труднодостижимы (если вы только не забыли снять автомобиль со стояночного тормоза). Проверка износостойкости показала, что требования автопроизводителя перекрыты с двукратным запасом: средний износ за одно условное торможение составил 0,78і10-3 мм/торм (серийная колодка - 1,61і10-3 мм/торм). Оторвать фрикционную накладку от основания, специалистом удалось, приложив усилие в 3,4 МПа, в то время как для успешного прохождения норматива достаточно и1 МПа. Если в двух словах описать характер барабанных колодок ALLIED NIPPON, то на ум приходит ассоциация со старым проверенным другом, который никогда не подведет, если только не взваливать на него непосильные задачи.задолго до финиша гонки! Короче говоря, трасса «Воробьевы горы» – не повод для радости или гордости столицы. И гонки на ней проводят не от хорошей жизни. Впрочем, пока и на том спасибо.НО КАК-ТО ЖИВЕМ…Перспективы у российского кольца весьма неопределенные. Уровень команд и пилотов за последние годы заметно вырос – вложения средств здесь дают эффект. В лучшую сторону изменился менталитет команд. Раньше нанимали опытного, зрелого гонщика-аса, а в компанию к нему «бизнес-драйвера», чтобы помочь бюджету. Сейчас все большим спросом пользуются юные таланты, вчерашние картинги-сты. У некоторых команд («ЛУКойл Рейсинг», «АМК ФСО Мегафон», «Спорт-Гараж», той же «Арт-Лайн») есть молодежные программы. Так что гонщики уже могут показать себя народу, но… негде. Да, автодром «Москва», построенный по всем канонам, рано или поздно вступит в строй, в августе планируют открыть трассу «Высокая Гора» в Казани – власти Татарстана нашли для нее и место, и деньги. Между прочим, строящуюся по проекту придворного архитектора ФИА, немца Германа Тилке. Того самого, что нарисовал в свое время макет супертрассы для формулы 1в Нагатине... Но как это все-таки мало для огромной страны.www.allied-nippon.com