124
125
126
128
130
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЕЗДА С ПРИЦЕПОМДИАЛОГ С ПРИЦЕПАМИСе р ге йВоскре се нский , Се р ге йКлочков , А ндрейКочетов . Ф ото : Ге оргий Са дков124 За рулем 07/2006 СПЕЦТЕСТ ЕЗДА С ПРИЦЕПОМЛето – время великих миграций. Сезон отпусков, дальних путешествий, дачных забот. Автомобили переполнены, а надо бы взять еще и еще – словом, без прицепа зачастую не обойтись. Производители легковых прицепов, придерживаясь требований ГОСТов, стараются сделать «повозки» универсальными. Автомобилестроители подходят к ним более индивидуально, указывая допустимую полную массу буксируемых прицепов с тормозами и без – «персонально» для каждой модели. Ну а ПДД регламентируют вопросы безопасности автопоезда. На первый взгляд, четко и логично. Вот только в жизнимногое делается по принципу «авось не развалится». Положа руку на сердце (а лучше бы на дышло) – вы ведь тоже грузите прицеп на глазок? И скорость не ограничиваете? К чему приводят ошибки в загрузке и управлении автопоездом, мы намеревались изучить в этом тесте. Но задача неожиданно усложнилась! На ступинском предприятии «Трейлер» нам предложили два прицепа, различающихся конструкциями подвесок – рессорной и резино-жгутовой. Обе эти схемы достаточно широко используют многие производители прицепов. На Дмитровский полигон оба претендента отправились «бутербродиком», то есть погруженными друг на друга.МЕЖДУ ЖЕЛАНИЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИНапомним: полная масса легкового одноосного прицепа без тормозов (самого доступного и потому наиболее популярного), как правило, не превышает 750 кг. Это значит, что его реальная грузоподъемность составляет 500– 540 кг в зависимости от модели. Согласитесь, заманчиво, ведь при длине платформы 2–2,5 м данная конструкция позволяет решить большинство бытовых проблем. Конечно, есть варианты и «попроще», 150–350 кг, но на фоне предлагаемых 500 выглядят они бледновато. Возить, так уж возить. И ведь увлекшись, чуть было не повезли! Но кто-то вовремя до-гадался заглянуть в инструкцию по эксплуатации нашего тягача – «Лады-Калина». Рекомендации АВТОВАЗа оказались куда более отрезвляющими – 490 кг вместе с прицепом, и не более. Пришлось уменьшить аппетиты и балласт – мешки с песком, приготовленные заранее. Вот и первый вывод: стоит сначала изучить возможности тягача и только потом прицениваться к довеску! С нагрузками разобрались, осталось правильно распределить балласт на платформах. Ведь суть предполагаемого эксперимента – сравнить надежность управления автопоездом и его тормозные качества в зависимости от расположения груза,За рулем 07/2006 125 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЕЗДА С ПРИЦЕПОМмозной педали, – мощный клевок вперед, сопровождающийся прямо-таки физическим ощущением возросшей массы автомобиля. В салоне запах перегретых тормозов, подгорающей резины, на табло прибора – результат. После консультаций с ПДД в качестве зачетных выбраны скорости начала торможения 80 и 100 км/ч. С небольшим запасом (как в реальной жизни) они охватывают разрешенный Правилами для автопоездов диапазон – 70 км/ч на обычных дорогах, 90 км/ч – на магистрали. К тому же именно с 80 и 100 км/ч мы обычно тормозим в своих стандартных тестах – есть точка отсчета. В принципе уже понятно, что «Калина» одинаково замедляется с любым из прицепов, не преподнося никаких сюрпризов. Более того, против ожиданий даже перераспределение балласта не сказывается на длине тормозного пути. Меняются лишь нюансы начальных реакций тягача на нажатие педали. Самый стабильный результат автомобиль демонстрирует в варианте «все назад», позволяя наиболее точно дозировать усилие на педали. В остальных случаях приходится немного дольше приспосабливаться к реакциям машины. Чуть передавил, и передние колеса тут же блокируются со всеми вытекающими последствиями. Надо отдать должное, поведение автопоезда даже при ошибках стабильное, не требующее каких-либо коррекций. Так что единственный, но очень весомый минус – заметное увеличение тормозного пути автопоезда с прицепом на фоне одиночного автомобиля (см. диаграммы).По дышлу прицепа можно косвенно контролировать правильность загрузки: варианты «норма», «все назад» и «все вперед».Конструктивная новинка – однолистовая рессора – создает отличный комфорт благодаря большому (120 мм) ходу подвески.Компактная и технологичная резино-жгутовая подвеска «пришла» на прицепы из Европы. Дороги там в порядке, поэтому и ход у нее невелик – 40–45 мм.ДЛЯ ЛЕГКОГО АВТОПОЕЗДА ОСОБЫЕ ПРАВА НЕ НУЖНЫ, НО ОСОБАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАВЫК СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!увязав это с конструкциями подвесок. Согласно одному из требований ОСТа «Прицепы к легковым автомобилям», вертикальная статическая нагрузка в центре шарового шарнира при полной массе не должна быть менее 240 Н (25 кгс) и более 980 Н (100 кгс). Диапазон достаточно широк, хотя непонятно, как мерить, когда под рукой нет специальных весов или динамометра. Естественно, ошибки не исключены. Поэтому остановились на трех вариантах загрузки каждого из прицепов: «норма» – 50 кгс на шаровой шарнир, «все вперед» – 110 кгс и «все назад» – 5 кгс на сцепное устройство соответственно. «Калина», само собой, тоже принимает порцию балласта, так сказать, «до полного». Можно начинать.БЕЗ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ«Переставка» – следующее испытание наших подопечных. Будучи послушными «ведомыми» в обычных условиях, оба прицепа негативно реагируютНА ГРАНИ ЮЗАТяжелый, с надрывом разгон, стабилизация скорости, а затем, вслед за движением тор-126 За рулем 07/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЕЗДА С ПРИЦЕПОМПрицеп с рессорной подвеской на «переставке» не прощает резких движений: скорость всего-то «чуть за семьдесят». При этом тягач абсолютно стабилен в коридоре, размеченном конусами.на резкие движения рулевым колесом. Кажется, тягач незыблемо держится за дорогу, ему до предела еще далеко, а прицеп начинает выписывать такие пируэты, только диву даешься. Но именно на «переставке» у нас появляется лидер. Оказывается, резино-жгутовая подвеска куда терпимее к подобным маневрам. С ней заметно легче управлять автопоездом в критических ситуациях, а прицеп менее склонен к резкому срыву и колебаниям. Конечно, на предельной скорости и его разматывает, но выигрыш у собрата трех с лишним километров скорости – весомое преимущество. С рессорной подвеской приходится осторожничать.Неточное движение рулем, и уже на 70 км/ч сзади завизжала скользящая резина, а прицеп норовит вылететь за пределы размеченного коридора. Перераспределение нагрузки тоже вносит коррективы в поведение автопоезда,причем наши подопечные реагируют на это по-разному. В варианте «все вперед» поведение прицепа с рессорной подвеской становится даже стабильнее, заметно снижается склонность к заносу. Сместишь балласт назад – вновьранний и резкий срыв оси и склонность к колебаниям. Резино-жгутовая конструкция тоже наиболее неустойчива в варианте «все назад». На скорости, близкой к предельной, прицеп долго не может угомониться, болтаясьПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮТормозной путь автомобиля с прицепом увеличивается на 30–40% в диапазоне скоростей от 80 до 100 км/ч. От правильности расположения груза на платформе в первую очередь зависят управляемость и устойчивость прицепа, особенно в аварийных ситуациях. Самый опасный вариант – перегруззадней части «ведомого», когда нагрузка на сцепное устройство минимальна. Резкие маневры автопоезду противопоказаны. С прицепом скорость выполнения «переставки» снижается на 10–15 км/ч; соблюдайте предписанные правилами режимы! Выбор типа подвески прицепа напрямую зависит от условийего эксплуатации. В нашем случае более длинноходная рессорная оказалась явно комфортнее, причем не только для перевозимого груза, но ис точки зрения пассажиров автомобиля-тягача. Преимущество резино-жгутовой конструкции – простота и лучшая управляемость, однако для плохих дорог подвеска должным образом не приспособлена.128 За рулем 07/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЕЗДА С ПРИЦЕПОМСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙПользуетесь ли вы прицепом к легковому автомобилю?Наглядно демонстрируем разницу в плавности хода. Скорость одинакова, но рессорный (с тентом) прицеп катится по земле, а его коллега уже парит в воздухе.4% регулярно 15% редко 81% никогдаиз стороны в сторону. Увеличение нагрузки на сцепку несколько улучшает ситуацию, но в скольжение «ведомый» все равно срывается раньше.КОМФОРТА РАДИПри оценке плавности хода лидер меняется: на этот раз рессорный прицеп вне конкуренции. «Ведущий» и «ведомый» настолько слитны в преодолении большинства неровностей, что вы просто забываете про «хвост». Он напоминает о себе характерными подергиваниями лишь в случае перегрузки сцепного устройства («все вперед»). Ситуация меняется, стоит зацепить резино-жгутовую конструкцию. Даже на относительно ровной дороге толчки и подергивания сразу становятся назойливыми. Стоит попасть на серьезные колдобины – мешки с песком подпрыгивают, пыль столбом, а колеса «ведомого» так и норовят взлететь над дорогой. Естественно, смещение балласта вперед только ухудшает ситуацию, в очередной раз заставляя призадуматься, какому варианту отдать предпочтение. Прицепы предоставлены ООО «ТРЕЙЛЕР», Ступино.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»130 За рулем 07/2006