192
РЕМОНТ И СЕРВИСЭСУД ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ Борис ЕздаковДОВОДИМ СИДЕНЬЕ ВАЗ-2110ДУШ ДЛЯ ФОРСУНКИНа автомобилях ВАЗ последних генераций широко применяется новая электронная система управления (ЭСУД) Bosch 7.9.7. Перечень диагностических кодов существенно расширился, что облегчает поиск и устранение неисправностей двигателя. Но автомобилист, решивший самостоятельно обслуживать машину (или хотя бы не лишенный любознательности!), должен правильно понимать смысл некоторых кодов. Например, «протокол» системы Bosch 7.9.7 содержит код неисправности Р 300. В переводе с немецкого это звучит так: «обнаружены случайные (множественные) пропуски зажигания». А коды Р 301, Р 302, Р 303, Р 304 – «обнаружены пропуски зажигания в первом (втором, третьем, четвертом) цилиндре». Полагаете, тут все ясно? Ошибаетесь. Конечно, при неисправностях самой системы зажигания (свечей, проводов, катушек и т. д.) появятся перебои в работе цилиндров или какой-то вообще откажет – в полном соответствии с названием этих кодов. Упадет мощность, мотор начнет потряхивать… Но на самом деле разработчики протокола Bosch 7.9.7 имели в виду более широкий круг проблем (скорей всего за формулировку «пропуски зажигания» стоит помянуть недобрым словом переводчика!). Перечисленные коды могут указывать и на то, что отказала форсунка какого-то цилиндра (не управляется или засорилась), упала компрессия (завис или прогорел клапан и т.п.) – а значит, нужно говорить о пропусках в воспламенении («пропусках вспышек»), не обязательно связанных с зажиганием! Вы спросите, как контроллер узнает об этих событиях? По изменению характера и уровня крутильных колебаний коленвала. Вы наверняка видели, как мотор, который «троит», дергается в ответ на крутильные колебания коленвала. Исправный же работает намного ровнее. Опираясь на сигналы датчиков положения коленчатого и распределительного валов, контроллер решает, какой из цилиндров виноват в неравномерности работы, но«КОПИЛКА» ПОД СИДЕНЬЕМВ ладимирАр бу зовЩели между передними сиденьями и коробом тоннеля «десятки» обладают одним неприятным свойством – уж если в них что-нибудь проваливается, достать пропажу будет непросто. Ключи от квартиры, зажигалка, авторучка и прочая карманная мелочь закатывается под сиденья таким образом, что человеку крупной комплекции придется изрядно попыхтеть, чтобы извлечь все это. После нескольких таких упражнений мы попробовали заделать эту «копилку» раз и навсегда. Способ оказался несложным, но весьма результативным. Снимаем с крючков обивку сиденья со стороны кожуха и закладываем под нее валик из подходящего уплотнителя – поролона, микропористой резины, пенополиуретана и т.п. (фото 1). Объем его должен быть таким, чтобы натянутая поверх него обивка сиденья слегка касалась облицовки тоннеля.Приспособление для промывки форсунки.Промываем снятую форсунку очистителем карбюратора.при этом не отличает убитую свечу от прогоревшего клапана. Обнаружив пропуски вспышек, допустим, в первом цилиндре, стоит сразу проверить компрессию. Нормальная? Проверим заодно и свечу. В порядке? Тогда, если мотор восьмиклапанный, попробуем заменить блок катушек зажигания заведомо исправным. В шестнадцатиклапанном моторе меняем местами катушки зажигания. Если ошибка переместилась в другой цилиндр, то вы уже знаете причину! На восьмиклапанном моторе также проверяем высоковольтные провода. Можно и свечи. Но если «перекрестный допрос» системы зажигания ничего не дает, остается грешить на форсунку. А что с нею сделаешь в гаражных условиях? Вряд ли у вас имеется специальный проливочный стенд – его не в каждом сервисе найдете. Но можно поменять местами форсунки соседних цилиндров. Если ошибка перекочевала из первого цилиндра во второй – значит, виновата засорившаяся форсунка. Хотите – поставьте новую. Но есть возможность промыть отказавшую. Потребуются очиститель карбюратора (обязательно с припиской «синтетическая формула», другие неэффективны) и несложное приспособление (см. рис. и фото). Форсунку вставляем в приспособление и закрепляем штатной скобочкой – под нее есть пазы. Конечно, для промывки необходимо открыть форсунку, подав на нее напряжение 12 В. И, кстати, очень рекомендую промыть ее в обоих направлениях. Как правило, процедура себя оправдывает.1Нелишним будет «законопатить» дыры между передними краями сидений и воздуховодом. Для этого мы использовали пенополиуретановую термоизоляцию труб – она не впитывает влагу и благодаря собственной упругости хорошо держится на месте (фото 2).2192 За рулем 07/2006