136
ЭКОНОМИКАПРОГНОЗ НА ЗАВТРАжемся в правильном направлении, – рассказал генеральный директор АВТОВАЗа Игорь Есиповский. – Сейчас идет не только работа над новой платформой, но и формируется вся база комплектующих, которые на эту платформу «навесим». Процесс этот в нашей стране сложный, тяжелый, требующий детального изучения всех настоящих и перспективных партнеров с позиций качества, наличия современных технологий, а также возможности их работать стабильно в больших объемах. Сегодня перед АВТОВАЗом немало нерешенных пока проблем; главная из них – нехватка современных двигателей. – Из-за этого мы не можем полностью удовлетворить рыночный спрос на автомобили «Лада», – объясняет председатель совета директоров В.Артяков. – Но уже определились с концепцией развития силового агрегата. Необходима как модернизация действующего производства, так и строительство новых мощностей. Это позволит обеспечить современными силовыми агрегатами производство новых автомобилей класса Си увеличить выпуск нынешних серийных моделей. У нас есть собственные разработки двигателя и коробки передач, получено положительное заключение на них таких фирм, как AVL, Federal Mogul, Porsche. Ориентируемся на то, что эти агрегаты будут собственными, но доработку их до требуемого уровня станем осуществлять в кооперации с мировыми производителями. Все это, конечно, заманчиво, вот только насколько все это может сказаться на конечной цене автомобилей? У АВТОВАЗа всегда была своя ниша – недорогие, не слишком надежные, зато простые машины, легко ремонтируемые в российской глубинке. За это покупатели были готовы простить даже какие-то огрехи в качестве. Интересно, останутся ли новые автомобили, которые разрабатывают на АВТОВАЗе, в привычной нише или на заводе в Тольятти теперь ориентируются уже совсем на иного владельца. – Главная наша задача – как раз остаться в той же ценовой нише «до 10 тыс. долларов», – считает Владимир Артяков. – Хотя, конечно, мы будем выпускать и автомобили более продвинутые, заряженные, обладающие современными функциями, и они будут стоить гораздо дороже. Впрочем, и сегодня есть варианты автомобилей «десятого» семейства, спортивные версии, которые стоят 12–14 тыс. долл. И у них есть свой покупатель. Но мы говорим о базовой модели, рассчитанной на массового российского потребителя. То, что она будет отличаться от предыдущих качеством, в этом я уверен. Словом, перспективы у крупнейшего автопроизводителя России хорошие. Осталась самая малость – подтвердить их делом...НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ХЛОПОТЫИгорь МоржареттоСорок лет назад, 20 июля 1966 года, было подписано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 558 «О строительстве завода по производству легковых автомобилей», положившее начало масштабным работам по выпуску массового, «народного» автомобиля. Нынешний год на АВТОВАЗе – это не только юбилей, а еще и время тревог, волнений и… надежд. Последние годы огромный завод лихорадило, несколько раз останавливали главный конвейер; то и дело случались проблемы со сбытом, с поставкой комплектующих. В конце 2005 года на предприятие пришла новая команда управленцев, и за прошедшие месяцы здесь произошло немало перемен. А в конце мая на собрании акционеров руководители завода озвучили уже конкретные планы – как в ближайшие годы будет развиваться крупнейший отечественный автопроизводитель, какие новые модели предложит покупателям, какие примет меры, чтобы сохранить позиции на российском и мировом рынке. Первые месяцы уже дают результаты. В январе–апреле 2006 года производство автомобилей увеличилось на 1,6% (по сравнению с тем же периодом прошлого года), продажи на внутреннем рынке выросли на 7,9%. За первый квартал чистая прибыль увеличилась на 83%. И еще: с начала года сумма потерь, недостач и хищений уменьшилась на 216 млн. рублей! Но это – только начало. Совет директоров утвердил новый перспективный план развития производства на АВТОВАЗе. Он предусматривает постепенный уход с рынка автомобилей «классического» семейства, семейств «Лада-110» и «Лада-Самара», увеличение объемов производства «Лады-Калина» до 300 000 шт. в год, разработку и постановку на производство новых моделей классов B, C с 2009 года, а также автомобилей класса Dи вседорожников с 2011 года. В целом суммарные объемы производства АВТОВАЗа к 2012 году могут достичь 1,3 миллиона автомобилей в год. Общий объем капитальных вложений на обновление модельного ряда и силовых агрегатов составит около 4,5 млрд. долларов. Сейчас в НТЦ уже активно работают над новым перспективным автомобилем класса С (читайте об этом в ЗР, 2006, № 5 – И.М.). – В мае уже провели крэш-тест, который подтвердил наши расчеты и убедил, что дви-136 За рулем 07/2006