188
189
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ДИЗЕЛЬ«ОБЩИЙ ПУТЬ» БЕЗ ПОМЕХВ июньском номере журнала мы начали беседу о дизелях. Давайте продолжим? Нынче даже отъявленные конкуренты признали достоинства форсунок системы «коммон рейл» – очень компактных, с высоким быстродействием (фото 1). Но и цена – по товару: до 400 у.е. за штучку. Говорят, форсунки не менее долговечны, чем ТНВД, лишь бы качество топлива не подвело. Ремонт форсунок не предусмотрен, но если повезет, то можно купить к ним распылители. Требования к точности дозирования топлива высочайшие, так что полагаться только на качество их изготовления, хотя бы и исключительное, нельзя – пропускная способность отверстий все равно не одинаковая. Значит, контролировать равномерность подачи придется блоку управления двигателем. А чтобы упростить ему задачу, каждая изготовленная форсунка проходит тарировку на стенде и получает свой код, нанесенный на корпус. Код форсунки при помощи сканера вводят в память ЕДС, и она адаптируется к конкретному двигателю. Здесь пора информировать самодеятельных ремонтников: меняя форсунки, обязательно ставьте новые уплотнительные шайбы! Прежние уже деформированы – сэкономив на них копейки, вы рискуете прожечь головку блока. По мере увеличения пробега форсунки загрязняются – время от времени их стоит почистить. Владельцы бензиновых двигателей с этим давно освоились. А чем хуже владельцы дизелей? На «коммон рейле» промыть форсунки проще, чем на бензиновом двигателе, – дорогое оборудование не требуется. Штатный подкачивающий насос сам будет подавать моющую жидкость в ТНВД, но учтите, что здесь она особая – это не аналог «бензинового» сольвента. Итак: разъединяем магистраль между подкачивающим насосом и баком. Отрезок гибкого шланга одним концом подсоединяем к насосу, другой погружаем в емкость с сольвентом для дизелей. Сливную магистраль (обратку) тоже разъединяем и погружаем в емкость с сольвентом. Пускаем двигатель. Обычно для промывки форсунок достаточно одного флакона (около 1 л) очистителя. Напоследок остается лишь заменить топливный фильтр. Как и для бензиновых двигателей, некоторые фирмы предлагают простейший способ промывки – составами, которые заливают прямо в бак. Разбирать ничего не надо. Но если пробег автомобиля до промывки большой, простота может здорово навредить: грязь, наросшая на стенках бака, в топливных магистралях и т.д. (и не особенно мешавшая хозяину!) покинет привычные места и двинется к топливному фильтру, форсункам и т.п. В результате работа двигателя не только не улучшится – он может потерять мощность, даже заглохнуть и не запускаться. Кончится такой «опыт» демонтажем топливного бака, разборкой и очисткой всей топливной системы. Когда мотор работает, блок ЕДС непрерывно анализирует показания датчика положения коленвала (фото 2), отслеживая «вклад» каждого цилиндра в работу двигателя по изменению углового ускорения – и при необходимости меняет как момент впрыска, так и дозу топлива для того или иного цилиндра. В этом своем выборе блок управления одновременно опирается и на сигналы датчика фазы (положения распредвала) (фото 3). Результат – более равномерная и эффективная работа дизеля при минимальном расходе топлива. Количество воздуха, участвующего в процессе сгорания, контролирует датчик массо-Ге ннадий Емелькинвого расхода (фото 4). В бензиновых двигателях ДМРВ почти такой же, но различий достаточно – попросту, тот и другой невзаимозаменяемы. «Дизельный» вполне надежен, а если и страдает, то чаще всего от бомбардировки твердыми частицами пыли или маслянистых отложений. Когда он загрязнен, начинает врать – параметры искажаются, динамические, скоростные и «расходные» характеристики машины ухудшаются. Иногда помогает очистка измерительного элемента (процедура тонкая), а если нет, тогда не миновать покупки нового, что обойдется в 200–400 у.е. В российских условиях не резон экономить на воздушных фильтрах: меняйте почаще, с интервалом хотя бы 7–8 тыс. км, – глядишь, ДМРВ прослужит дольше. ГРМ дизелей приводится так же, как бензиновых, – например, зубчатым ремнем (иногда довольно непредсказуемым!). Нынче многие фирмы отдают предпочтение цепи. Последнее обстоятельство порой и подводит лю-12Электроуправляемая форсунка для дизеля.На картере сцепления – датчик положения коленчатого вала.3Положение распредвала контролирует датчик на клапанной крышке.188 За рулем 07/2006 ДИАГНОСТИКА ДИЗЕЛЬ4Датчик массового расхода воздуха на обычном месте.5Нерационально! Начинку удалили еще исправной.дей, наивно полагающих, что про цепь можно забыть. Подстраховывая легкомысленных, блок управления следит за показаниями датчиков положения коленчатого и распределительного валов. Выявив чрезмерное расхождение, определит, что цепь и звездочки изношены, и зафиксирует ошибку. Встроенная система диагностики строго следит за исправностью датчиков и исполнительных механизмов и порой запрещает пуск двигателя. Например, при отказе датчиков положения коленчатого и распределительного валов или при отключенном питании хотя бы одной форсунки. Случись это на работающем двигателе – он остановится. Для уменьшения вредных выбросов в выпускной системе дизеля устанавливают нейтрализатор либо сажевый фильтр. Срок их службы, по дизельным меркам, скромен – 80–100 тыс. км пробега. Первые признаки неблагополучия – падение динамики автомобиля и черный выхлоп. Цены на эти узлы заоблачные, до 1000 у.е. – очевидно, они не пугаюттолько убежденных поборников экологии! Вряд ли эту политику цен можно приветствовать, ведь продвинутые любители дизеля просто удаляют отслуживший элемент (фото 5). Тут, заметим, есть тема для разговора. Во-первых, начинку нейтрализатора выбрасывают порой сгоряча – той, что на фото, еще служить бы… Во-вторых, поставив на место пустой корпус, есть шанс нарваться на ухудшение работы дизеля – в том случае, когда сопротивление выпускной системы было изначально учтено при настройке двигателя. Теперь оно исчезло и оркестр играет вразнобой, к тому же звук выхлопа звонче, уха не ласкает. Другой популярный вариант – поставить вместо нейтрализатора или сажевого фильтра проставку-пламегаситель, чье сопротивление близко к исходным вариантам. Акустические характеристики системы почти не меняются. Такие проставки продаются в специализированных магазинах, торгующих деталями выпускной системы. В России дизельных легковых машин еще очень мало, а потому не ломятся от запчастей к ним полки магазинов. Ситуация постепенно меняется к лучшему – ведь моторизованная публика уже наслышана о достоинствах экономичного дизеля «коммон рейл», в том числе о его передовой системе самодиагностики. Она облегчает жизнь и владельцу, и специалистам сервиса, помогая им квалифицированно обслуживать машину. Благодарим специалистов фирмы «ДИАССЕРВИС» за помощь в подготовке материала.