194
195
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ОХЛАЖДЕНИЕИ В САЛОНЕ ТИШИНАА н ат олийВайсманС изобретением вискомуфты механический привод несколько «поумнел»: скорость вращения зависит не только от оборотов коленвала, но и от температуры двигателя. На холодном вентилятор едва крутится, с прогревом вращение ускоряется. Температура более стабильна. Но при сочетании большой нагрузки и пониженных оборотов перегрев не исключен. Выходит, что и вискомуфта не без недостатков. В их числе впечатляющая цена, так что на российских авто эта муфта не прижилась. Самым совершенным оказался вентилятор с электроприводом. Логика управления – как у релейного регулирования: по достижении допустимого максимума температуры «пропеллер» включается, а после снижения до заданного минимума (иногда – на 5–7 градусов) выключается. Управляет процессом датчик температуры (на радиаторе либо двигателе). После пуска двигатель быстро прогревается, максимально защищен от перегрева при повышенной мощности и низких оборотах – скорость вращения вентилятора около 2800–3000 об/мин. Система недорогая. Но… коварная. Контакты датчика температуры и электромагнитного реле могут однажды выгореть – и отказ неминуем. Обычно проблемы возникают уже через год-два интенсивной эксплуатации. Здесь сказывается и мощность электродвигателя – она рассчитана с запасом, на случай, когда жидкость в системе близка к закипанию. Результат – повышенный пусковой ток через контакты реле. С другой стороны, «врубаясь» сразу на полную мощность, электродвигатель, нагрузив генератор, «притормаживает» вращение коленвала на холостом ходу, а напряжение в бортсети кратковременно падает. В сочетании с некоторыми неполадками это ведет к недозарядке батареи в дорожных пробках, особенно при большом количестве электропотребителей. Но и этим недостатки не исчерпываются. При каждом включении мощного вентилятора температура двигателя быстро снижается, радуя водителя – только стоит ли радоваться? Автомобильный двигатель – штука массивная, в нем немало деталей, собранных с теми или иными посадками, у каждой своя тепловая инерция. Мотор не любит колебаний температуры, показанных на графике 1 рис. 1. Пилообразный характер охлаждения и нагрева вреден. Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что мотор, как бы приспосабливаясь к этому вредному фактору, «нарабатывает» несколько увеличенные (с запасом!) зазоры между рядом важнейших деталей. Другими словами, интенсивней изнашивается. Значит, «раскачивание» температуры лучше свести к минимуму. Почему бы не оптимизировать систему охлаждения, соединив в ней достоинства вискомуфты и электровентилятора и избавив от недостатков? Современным компьютерным технологиям это вполнеВнешнее благополучие в системе охлаждения порой обманчиво. Двигатель не заклинило, его не «кипятили». Но отработал ли он тот ресурс, на который рассчитан? Известно, что температура двигателя сильно сказывается на долговечности, причем колебания температуры, влияющие на ресурс, должны быть сведены к минимуму. Чем вызваны эти перепады? Самая простая (и древняя) система принудительного охлаждения еще недавно применялась почти на всех наших автомобилях с продольным расположением двигателя: вентилятор приводится непосредственно от коленчатого вала. Дешево и сердито: «пропеллер» постоянно в работе, мотор охлаждается, даже когда это не нужно, долго прогревается после пуска, а вы мерзнете… Оборотная сторона медали – опасность очень быстро перегреть сильно нагруженный мотор при низких оборотах. Например, на длинном крутом подъеме, в глубоком песке и т. п., когда скорость вращения вентилятора недостаточна для полноценного обдува радиатора и двигателя. Перегревается мотор ив дорожных пробках, правда, медленней, так как отдаваемая мощность меньше. Включение отопителя и «прогазовка» в некоторых случаях помогают, но ухудшают экономичность двигателя, в жару к тому же подрывают здоровье автомобилиста!Рис. 1. Характер изменения температуры двигателя (ЗМЗ-406) со штатной (1) и микропроцессорной (2) системами регулирования.194 За рулем 08/2006 МАСТЕРСКАЯ ОХЛАЖДЕНИЕ‚Ó‰ËÚÂθ ‚ÌÓ‚¸ ۂˉËÚ «‡Ò͇˜Ë‚‡ÌË» ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚ – Á̇˜ËÚ, ÒÌÓ‚‡ Á‡‡·Óڇ· ¯Ú‡Ú̇fl ÒËÒÚÂχ. ì ÏËÍÓÔÓˆÂÒÒÓÌÓ„Ó „ÛÎËÓ‚‡ÌËfl ÂÒÚ¸ ÙÛÌ͈ËË Ò‡ÏÓÔÓ‚ÂÍË (̇ ËÒÔ‡‚ÌÓÒÚ¸) Ë ÔÓÚË‚Ó‰ÂÈÒÚ‚Ëfl ÚÂÏÓÛ‰‡Û ÔÓÒΠ‚˚Íβ˜ÂÌËfl ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl. Å·„Ó‰‡fl Ïfl„ÍÓÏÛ ‚Íβ˜ÂÌ˲ ‚ÂÌÚËÎflÚÓ‡ ÔÓ˜ÚË ÌÂÁ‡ÏÂÚÌ˚ «ÔÓ‚‡Î˚» Ó·ÓÓÚÓ‚ ıÓÎÓÒÚÓ„Ó ıÓ‰‡ ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl Ë Ì‡ÔflÊÂÌËfl „ÂÌÂ‡ÚÓ‡. çÂÒÍÓθÍÓ ÒÌËÁËÎÓÒ¸ ˝ÌÂ„ÓÔÓÚ·ÎÂÌËÂ. É·‚ÌÓ Ê – ·ÓΠÒÚ‡·Ëθ̇ ‡·Ó˜‡fl ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ‡, ‡ ÓÚÒ˛‰‡ Ë ·ÓΠÒÚ‡·ËθÌ˚ ÔÓ͇Á‡ÚÂÎË ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl, ‚Íβ˜‡fl ‡ÒıÓ‰ ÚÓÔÎË‚‡. ç‡ÍÓ̈, ‚˚Ë„˚‚‡ÂÚ Ë ÂÒÛÒ. è‡‚‰‡, ˝ÚÓÚ ÂÁÛθڇÚ, Ô‰Ò͇Á˚‚‡ÂÏ˚È ÚÂÓËÂÈ ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ, ‚·‰ÂθˆÛ ÚÛ‰ÌÂ̸ÍÓ ÔÓ‚ÂËÚ¸. çÛÊ̇ ÒÚ‡ÚËÒÚË͇. Ä‚ÚÓÔÓÏÛ Ê (ÓÒÒËÈÒÍÓÏÛ!) Ó̇ ÌÂËÌÚÂÂÒ̇. äÒÚ‡ÚË, ̇ ‰ÓÓ„Ëı ËÌÓχ͇ı ÔÓÒΉÌËı ÔÓÍÓÎÂÌËÈ ÔÓ‰Ó·Ì˚ ÒËÒÚÂÏ˚ ÛÊ ÔÓfl‚ËÎËÒ¸. 燂ÂÌÓÂ, Ì ÒÎÛ˜‡ÈÌÓ! 燯ËÏ ‚Ó‰ËÚÂÎflÏ ÓÒÓ·ÂÌÌÓ ÔÓÌ‡‚Ë·Ҹ Ú˯Ë̇ ‚ Ò‡ÎÓÌ – ÌÂÚ ‚‡, ÒÓÔÓ‚Óʉ‡˛˘Â„Ó ·˚ÒÚÓ ‚‡˘ÂÌË ÔÓÔÂÎÎÂ‡. Ä‚ÚÓ ‚˚‡Ê‡ÂÚ ·Î‡„Ó‰‡ÌÓÒÚ¸ ãÂÓÌË‰Û ÄÎÂÍÒÂÂ‚Û Á‡ ÒÓ‰ÂÈÒÚ‚Ë ‚ ÔÓ‰„ÓÚÓ‚Í ÒÚ‡Ú¸Ë.На правах рекламыРис. 2. Колебания напряжения в электрической сети автомобиля: 1 – штатный вариант; 2 – «Силычъ».ÔÓ ÒË·Ï, ÌÓ Ì ‰ÂflÚÂÎflÏ ÓÚ˜ÂÒÚ‚ÂÌÌÓ„Ó ‡‚ÚÓÔÓχ! èÓ˝ÚÓÏÛ ‚Òfl ̇‰Âʉ‡ ̇ ÛÏÂθˆÂ‚. é‰ËÌ ËÁ ÌËı – ‡‚ÚÓ ıÓÓ¯Ó Á‡ÂÍÓÏẨӂ‡‚¯ÂÈ Ò·fl ÏËÍÓÔÓˆÂÒÒÓÌÓÈ ÒËÒÚÂÏ˚ Á‡ÊË„‡ÌËfl «ëËÎ˚˜˙» ãÂÓÌˉ ÄÎÂÍÒ‚. íÂÔÂ¸ ÓÌ Ô‰ÎÓÊËÎ ÏËÍÓÔÓˆÂÒÒÓÌÓ „ÛÎËÓ‚‡ÌË ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚ ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl: Í‡Í ÚÓθÍÓ Ó̇ Ô‚˚ÒËÚ Ì‡ 2–3 „‡‰ÛÒ‡ ÚÓ˜ÍÛ ÔÓÎÌÓ„Ó ÓÚÍ˚ÚËfl ÚÂÏÓÒÚ‡Ú‡, Ïfl„ÍÓ ‚Íβ˜‡ÂÚÒfl ‚ÂÌÚËÎflÚÓ – Î˯¸ ̇ ÚÛ ÏÓ˘ÌÓÒÚ¸, ÍÓÚÓ‡fl ÌÛÊ-̇ ‰Îfl ÔÓ‰‰ÂʇÌËfl ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚ ‚ ˝ÚÓÈ ÛÁÍÓÈ ÔÓÎÓÒ („‡ÙËÍ 2 ̇ ËÒ. 1). åÓÏÂÌÚ ‚Íβ˜ÂÌËfl Ë Ó·ÓÓÚ˚ Í˚θ˜‡ÚÍË ‚˚˜ËÒÎflÂÚ ÏËÍÓÔÓˆÂÒÒÓ, ‡Ì‡ÎËÁËÛfl ÒÍÓÓÒÚ¸ ̇‡ÒÚ‡ÌËfl ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚ Ë ÂÁÛθڇÚ˚ Ô‰˚‰Û˘Â„Ó ˆËÍ· Óı·ʉÂÌËfl. ìÏÂ̸¯ËÎËÒ¸ Ë ÍÓη‡ÌËfl ̇ÔflÊÂÌËfl, ‚˚Á‚‡ÌÌ˚ ‚Íβ˜ÂÌËÂÏ ‚ÂÌÚËÎflÚÓ‡ (ËÒ. 2). «êӉ̇fl» ÒËÒÚÂχ ÛÔ‡‚ÎÂÌËfl ‚ÂÌÚËÎflÚÓÓÏ ÒÓı‡ÌÂ̇ ‚ ͇˜ÂÒÚ‚Â ÂÁÂ‚ÌÓÈ. èË ÓÚ͇Á ÏËÍÓÔÓˆÂÒÒÓ‡За рулем 08/2006 195