ДИАЛОГ В ПЕРВУЮ СРЕДУНЕ CПОТКНИТЕСЬ О КАМЕНЬТелекомментатор торжественно ведет репортаж о закладке под Самарой камня – символа строительства моторного завода с объемом выпуска 660 тысяч двигателей в год. Но сказать ему явно нечего – устроители шоу ничего не знают ни о самих моторах, ни о тех, для кого они предназначены. А через неделю – новое сообщение: одно из главных действующих в этом событии лиц, генеральный директор АВТОВАЗа Игорь Есиповский, подает в отставку. Но эта информация, в отличие от предыдущей, уже вполне конкретна! Откровенно говоря, период правления бывшего директора запомнился как раз рекордным для нашего автопрома количеством заявлений и намерений что-то построить, увеличить, расширить и т.п. Было даже лихое предложение выкупить американскую часть совместного предприятия «Джи-Эм–АВТОВАЗ». А у меня в голове все время крутился один банальный вопрос – специально для спикеров из Тольятти: ОТКУДА ДЕНЬГИ ВОЗЬМЕТЕ? Действительно – огромные суммы, обещанные кемто родному автогиганту, уже легли в архивы телевизионных и издательских хранилищ вместе с неудавшимся шоу по раскрутке на миллиарды долларов не менее род-ного правительства. Оттуда, из уст высоких чиновников, теперь все чаще звучит холодный совет – мол, ищите инвесторов или привлекайте кредиты… А тут еще подоспела статистика продаж за первое полугодие 2006 года. Традиционные отечественные производители автомобилей продолжают терять свою долю рынка со скоростью 10% в год. А вот продажи иномарок за тот же период подпрыгнули на 54% – и это без учета «китайцев»! Но ничего удивительного в этом нет – подобная динамика процесса была вполне предсказуема. Примерно половина рынка уже отдана иностранцам. Последним бастионом того, что мы по привычке называем отечественным автопромом, все еще остается ВАЗ. Но упомянутые 10% годового падения предсказывают его судьбу достаточно ясно и жестко: страна может потерять и марку «Лада», и производство. Если только не произойдет что-то сенсационное – сродни тому, что уже наметилось в переговорах вазовцев с уважаемым господином Карлосом Гоном, главой альянса «Рено» – «Ниссан». Можно назвать это слухами, первой пристрелкой – как угодно, но в главном я уверен: маститый профессионал действительно изъявил желание всерьез сотрудничать с тольяттинским заводом. То, что он умеет работать, сомнению не подлежит – чего стоит легендарное вытаскивание из пропасти того же «Ниссана»! И если договоренность будет в итоге достигнута, то всю вышеприведенную арифметику придется пересмотреть – в этом я тоже не сомневаюсь. Предварительно речь шла о создании совместного предприятия под 450 тысяч автомобилей в год. Каковы возможные плюсы и минусы такого события? Положительные моменты мне кажутся очевидными – впервые в российский автопром придет человек с мировым именем. И если он действительно получит реальную возможность влиять на ход дел, а не эфемерные «намерения о сотрудничестве», то в активе появятся современные безопасные автомобили, рабочие места, перспективные технологии. Кроме того, полагаю, уйдут в прошлое половинчатые решения, когда, закладывая камень в основание моторного завода, мы не знаем, кому и зачем он нужен. Что касается минусов, то их, честно говоря, просто не вижу. Конечно, номенклатурщику любого ранга куда приятнее неспешно осваивать «государевы миллиарды», чем самостоятельно добиваться прибыли в партнерстве с работящим мэтром… А разговоры в духе ура-патриотизма сразу вызывают желание переключить канал телевизора. Для меня отечественный автопром – это современный автомобиль, сделанный в России. И если фигура уровня Карлоса Гона примет в этой работе активное участие, то можно будет сказать уверенно: сделано правильно. А тем, кто упорно ратует за особый, «нашенский» путь развития автопрома, задам все тот же вопрос: ОТКУДА ДЕНЬГИ ВОЗЬМЕТЕ? Потому что, когда в бизнесе деньги заменяют лозунгами с первомайских демонстраций, вместо будущих заводов неизменно возникают разве что очередные камни…П. МЕНЬШИХОтчет о конференции главного редактора читайте на с. 332.За рулем 09/20063