162
163
164
ГРУЗОВИКИFREIGHTLINER CENTURY C120ГРУЗОВОЙ ЛАЙНЕРЮ рийН еч етов . Ф отоа вт оратрелка тахометра и моя голова делают коротенькие секундные кивки, синхронно рыкает мотор, мощными толчками разгоняя машину. На дисплее высветилась VII передача – толчки стали продолжительнее, а потом и прекратились. Где-то далеко внизу неспешно плывет асфальт, кабину несет мягкая пневмоподвеска, еще одна покачивает кресло. На спидометре «65», вокруг тишина и спокойствие… А что это за мелкие циферки «110» на шкале? Господи, да это же как раз моя скорость в кило-Сметрах в час! А «65» – это мили!!! Осознав ошибку, едва успеваю притормозить перед поворотом – мотор опять взрыкивает, мелькают цифры на дисплее. Чуть накренив громадный спальник, яркоалый «Фред» прокатывает дугу… «Фред» – это сленговое называние тягача «Фрейтлайнер» (Freightliner), что переводится как грузовой лайнер. Модель «Сенчури Класс» (Century Class) выпускают в двух исполнениях С112 и С120 – индекс соответствует расстоянию в дюймах от бампера до задней стенки стандартной короткой кабины. Наш тягач «длин-Шестицилиндровый Detroit Diesel S60 объемом 12,7 ли мощностью 430–470 л.с. считается сравнительно «маленьким» мотором…162 За рулем 10/2006 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ FREIGHTLINER CENTURY C120Общие данные Размеры, мм: длина ........................................................7900 ширина ....................................................2500 высота ......................................................3700 база................................................4800/1260 Снаряженная масса, кг ..................7100 Нагрузка на седло, кг ..................18 200 Макс. масса автопоезда, кг................38 000 (60 000) Макс. скорость, км/ч ..........................120 Расход топлива, л/100 км ..........35–42 Двигатель: ТД, Р6, 12,7 л, 330 кВт/ 450 л.с. при 1800 об/мин, 2270 Н . м при 1200 об/мин Трансмиссия: заднеприводная, А10 Ходовая часть: подвеска спереди – рессорная, сзади – пневматическая; рулевое управление – червячное с усилителем; тормоза – барабанные спереди и сзади; шины 295/75R22,5 Безопасность: два трехточечных ремня, ABSжа которых удлиняют раму. А вот в Европе полная длина автопоезда регламентирована и для многих стран предельная – 16,5 м. В России действует ограничение в 20 м. Чтобы больше места оставить для груза, тягачи делают бескапотными и кабины растут в основном в высоту. Соответственно, капотник у нас не сможет буксировать длинный и вместительный полуприцеп, а значит, будет менее эффективным. Впрочем, есть и более короткие спальники, длиной 58 дюймов. Несмотря на внушительные размеры, «Фрейтлайнер» совсем не тяжелый. Благодаря алюминиевым кабине и бакам, пластико-вым капоту и оперению, высокопрочным сталям и не в последнюю очередь рациональной конструкции его масса всего 7100 кг – примерно столько же весит и КамАЗ. На этом, правда, сходство заканчивается: только гарантийный пробег многих «американцев» составляет 600 тыс. миль, а ресурс до капремонта около полутора миллионов! К слову, бортовое напряжение не привычные 24 В, а лишь 12 В – четыре мощных двенадцативольтовых аккумулятора соединены параллельно. В отличие от многоцилиндровых «европейцев», моторы здесь – рядные турбодизельные «шестерки» мощностью 400–600 л.с.Трех основных производителей «Камминс» (Cummins), «Катерпиллер» (Caterpillar) и «Детройт Дизель» (Detroit Diesel) легко различить по цвету – первые красят агрегаты в красный, вторые в желтый, ну ау нас под капотом зеленый «Детройт S60» 12,7 л/450 л.с. Он легко везет автопоезд массой до максимально разрешенных 38 т со скоростью под сотню. Запас по тяговооруженности значительный, ведь в США автопоезд может весить до 60 т. Расход дизтоплива составляет около 35–42 л на 100 км или около литра на тонну массы – легковым автомобилям такие показатели и не снились!Десяток шкал и полсотни переключателей внушают уважение – панель приборов насыщенна, как у самолета. Внизу правой двери окошко, чтобы не раздавить какую-нибудь легковушку.Селектор роботизированной коробки передач Smart Shift расположен под рулем. В ручном режиме для переключения нужно нажать его на себя или от себя.ноносый», а его высокая кабина «Кондо» (Condo) оборудована комфортабельным 70-дюймовым спальным отсеком, мечтой любого дальнобойщика. Отсек похож на купе СВ: широченные кровати в два этажа, столик, множество полок, боксов, места для телевизора, холодильника, кухни и даже биотуалета. А кроме того, кондиционер, автономный обогреватель, аудиосистема. Однако большой спальный отсек – это одновременно и главный недостаток американских тягачей. В США ограничена лишь длина полуприцепа, которая не должна превышать 48 футов или 14,63 м, а размеры тягача могут быть любыми. Поэтому там любят громадные капоты и не редкость заказные «слиперы» размером с небольшую квартиру, для монта-Специальные щитки закрывают щель между «слипером» и полуприцепом, снижая загрязнение и аэродинамическое сопротивление автопоезда. ГРУЗОВИКИFREIGHTLINER CENTURY C120С боков под пластиковыми обтекателями спрятаны два алюминиевых топливных бака по 120 галлонов (450 л) каждый, которые обеспечивают запас хода около 2500 км. Наш Freightliner Century C120 на заказ оборудован высокой кабиной Condo и комфортабельным 70-дюймовым спальным отсеком. Рессора моста превратилась в продольный рычаг, задний конец которого опирается на регулируемую пневмоподушку.Для пущей экономичности и экологичности управляющая электроника имеет так называемую «калифорнийскую прошивку» – через пять минут работы на холостом ходу мотор автоматически выключается. Глохнет он и при недостаточном уровне масла или охлаждающей жидкости – такая вот страховка. Американские двигатели менее требовательны к качеству топлива, чем европейские, проще в обслуживании и ремонте. Межсервисный пробег умеренный – 15 тыс. км. Рабочий диапазон грузовых дизелей достаточно узкий, у нашего оптимальная зеленая зона начинается на 1300 об/мин и заканчивается на 1700. Держаться в ее пределах помогает десятиступенчатая коробка передач «Итон-Фулер» (Eaton Fuller). Причем – несинхронизированная! Работать такой – настоящее искусство, и водители настолько хорошо им владеют, что переключаются без выжима сцепления, тщательно подбирая обороты! Спросите, зачем это нужно? Без нежных синхронизаторов коробки ходят по миллиону и больше! Впрочем, у нашего «Фреда» умная роботизированная система переключения «Смарт-Шифт» (Smart Shift), которая может работать ив автоматическом, и в«Слайдер» – двигающаяся по раме платформа с седлом. Пневмоцилиндры позволяют из кабины управлять замками «слайдера» и седла.ручном режиме. Сцепление и здесь нужно лишь при троганье с места и остановке – с непривычки трудно одновременно сочетать навыки управления механической и автоматической трансмиссиями. Пневматическая подвеска задней тележки позволяет «присесть», чтобы заехать под прицеп. А «слайдер» – подвижная платформа седла – подобрать оптимальное взаимное расположение тягача и полуприцепа. Многие траки снабжены механическими блокировками межосевого и межколесных дифференциалов – они нужны, скажем, на обледеневшем подъеме. У нашеймашины блокировки электронные – подтормаживание буксующего колеса увеличивает момент, подводимый к другому колесу. Все тормоза барабанные, зато есть антиблокировочная система и тракшн-контроль. Из опций установлен «парашют» – устройство торможения полуприцепа для предотвращения «складывания» автопоезда на скользком спуске. Есть и горный или моторный тормоз – специальные заслонки перекрывают выпускной тракт двигателя, который без подачи топлива начинает работать в режиме компрессора. Между прочим, тестовый автомобиль снабжен легкосплавными колес-ными дисками – но только снаружи, внутренние колеса задней тележки из экономии сделаны стальными. Сегодня львиная доля американских тягачей поступает со вторичного рынка – «Фрейтлайнер», на котором довелось поездить, выпущен в 2002 г., его пробег 937 тыс. км, а цена в России составляет $44,9 тыс. Учитывая высокую надежность, «американец» способен пройти еще столько же и даже больше – не поэтому ли на наших дорогах появляется все больше этих громадных блестящих красавцев? Автомобиль предоставлен компанией «ЮНАЙТЕД ТРАК СЕРВИСИЗ».164 За рулем 10/2006