166
167
168
ГРУЗОВИКИСЕМЕЙСТВО MANЛЬВЫ ЖИВУТ ПРАЙДАМИН иколайМордовцев . Ф отоа вт ораи MA NРедкий случай, когда западный производитель грузовиков и автобусов в преддверии ежегодной выставки представит журналистам всю гамму продукции, познакомит с новинками да еще покажет свои заводы. Победитель прошлогодних выставок – грузовой и автобусной – MAN пригласил нас в Мюнхен и Штайр. Хотя в аббревиатуре MAN скрыты названия городов Аугсбург и Нюрнберг, штаб-квартира машиностроительного гиганта находит-ДВИГАТЕЛИ MANМодельРабочий объем, лD206610,52D267612,42D287612,82Расположение и количество цилиндров Р6 Р6 Р6 Диаметр и ход поршня, мм 120х155 126х166 128х166 Межцилиндровое расстояние, мм 154 154 158 Диапазон мощности, л. с. 320–440 480–540 480–530 Диапазон крутящего 1600– 2300– 2300– момента, Н.м 2100 2500 2400 Масса двигателя при соответствии нормам Евро IV, кг 975 990 1046Современные «шестерки» MAN оснащены топливной системой «коммон рейл».ся в Мюнхене. Там же расположен завод, где собирают семейства TGA и TGM. На стенах цехов висят почти домашние фотографии – что-то среднее между «Как мы отдыхаем» и «Доской почета». Женщин на конвейере не видно – работа считается тяжелой. Хотя кругом компьютеры и роботытранспортировщики. Комплектующие в ярких контейнерах проложены бумагой и пленкой тщательнее, чем яблоки в корзинах. И ни од-166 За рулем 10/2006 СЕМЕЙСТВО MANПо Берлину уже ездят автобусы, работающие на водороде. Сидений – немного, проехать несколько остановок в городе можно и стоя.Редкое сочетание – полный привод и задняя пневмоподвеска.ной лишней железки вокруг. Взгляд все же отметил на стеллаже с инструментом пару кувалд и азиата на погрузчике. «Китаец», – подумал я. «I am from Vietnam», – ответил монголоид. Повеяло родным, зиловско-газовским. Ан нет… По забоинам на кувалде и ее лакированной ручке видно, что это не основной инструмент. Просто иногда на раме надо немного подстучать, вставляя оправку в лонжерон. Рабочий на конвейере получает 2000 евро чистыми. Не за миску риса работают и наши соотечественники – они тоже есть на заводе. На каждой операции ведется компьютерный учет с именем исполнителя. Эти «протоколы» хранятся 15 лет. Интересно, что раздевалки находятся прямо в цеху, между нитками конвейера. Там же можно выпить чашку кофе или отвара шиповника (!) во время официальной паузы – перекура. Собирают разные модели на одной линии. Компактные седельные тягачи и громоздкие четырехосники рождаются почти одновременно. Не ошибиться с комплектацией помогают штрих-коды на рамах, которые считывает компьютер. Грузовик – это 50 тысяч деталей, и каждую робот или тот самый вьетнамец своевременно подвезет к конвейеру. Как иу нас, операцию по установке кабин на раму называют «свадьбой». От нее до площадки готовой продукции уже рукой подать.Следующая остановка – австрийский город Штайр. Название его в России больше ассоциируется с лицензионным дизелем ГАЗа. Между прочим, там, помимо завода по сборке легкой серии TGL, есть еще мотоциклетное производство БМВ. Кроме того, если на MANе когда-то работал сам Рудольф Дизель, то на «Штайре», так раньше назывался этот завод, в разное время трудились не менее легендарные Ганс Ледвинка и Фердинанд Порше. Немцам есть чем гордиться – за прошедший год сделано немало. Расширяют гамму модификаций легкой и средней серии – TGL и TGМ. Разработаны их версии 4х4 полной массой 13 и 18 тонн, а сдвоенные кабины для пожарных и строителей вмещают экипаж в семь человек. Шасси и седельные тягачи 4х2 получили пневматическую подвеску спереди и сзади. Появились трехосные шасси 6х4, очень легкие – 6800 кг при мощности 280–326 л. с., развиваемых «шестеркой» D08 объемом 6,87 л. Полной неожиданностью стало известие о партнерстве MAN с американской корпорацией «Нэвистар Интернешнл», одним из крупнейших производителей грузовиков и двигателей Нового Света. Сотрудничество должно дополнить экологические разработки немецких двигателистов: сажевые фильтры, рецир-Пневмобаллоны впереди – опция для TGL и TGM.куляция отработавших газов EGR, технологии SCR – впрыск раствора мочевины «ЭдБлю» в выпускную систему. Тогда будут достижимы перспективные нормы Евро VI. Однако главным событием стала премьера нового дизеля D2676 с «коммон рейл». Конструктивно новый турбодизель во многом повторяет D20. Похоже, их и делают из одной отливки, во всяком случае, межцилиндровое расстояние одинаковое. Шатуны большего мотора короче на 5 мм – как раз чтобы компенсировать измененный радиус кривошипа, а увеличить диаметр цилиндров на 6 мм – дело нехитрое. Те, кто помнит удобные в ремонте раздельные головки прежних моторов MAN, будут разочарованы – из-за верхнего распредвала «голова» теперь цельная. Но зато, как и на D20, прокладка здесь уплотняет только газовый стык, а циркуляция масла и антифриза по блоку и головке раздельная. Это существенно повышает надежность разъема.За рулем 10/2006 167 ГРУЗОВИКИСЕМЕЙСТВО MANДизайн нового междугородного автобуса «Ситилайнер» выполнен в едином стиле с прошлогодним победителем Кортрейка – «Старлайнером».В багажный отсек «Ситилайнера» человек среднего роста зайдет чуть пригнувшись.Грузовик получил первую в своей жизни обувь. Далее – своим ходом.На какой ступеньке социальной лестницы стоит водитель такого мусоровоза?Новый двигатель уже адаптировали ик междугородным автобусам. Из самых заметных изменений – низкий и широкий поддон картера на 40 литров масла. Кстати, замена его в зависимости от условий эксплуатации понадобится только через 80–120 тыс. км! Учтено и обилие электропотребителей на автобусах – здесь два генератора 24 В, 120 А. Для городских автобусов же существует горизонтальная версия D20 мощностью 270–430 л. с. Еще одна разработка инженеров – MAN PriTarder, так называется новый моторный замедлитель. Он гидравлический, сделан подобно трансмиссионному ретардеру, только установлен не на вторичном валу коробки, а на носке коленвала. Агрегат довольно компактен и относительно легок – около 80 кг. Зато весьма эффективен – способен поглотить до 600 кВт мощности торможения! Рабочее тело – охлаждающая жидкость двигателя. Энергия торможения рассеивается радиатором системы охлаждения. Управляется замедлитель, конечно же, электроникой. Грузовики и автобусы со львами на решетках радиаторов оснащенымногими электронными устройствами, облегчающими управление. Адаптивный круиз-контроль АСС, система слежения за коридором движения LGS, ультразвуковая система контроля мертвых зон впереди автомобиля и по правому борту UGS. Однако водителя эти умные системы не заменят, поэтому пора самому сесть за руль. Грузовиками и автобусами заставлены две площадки. Пока разглядывал новый 12-метровый междугородный автобус «Ситилайнер» и городской «Лайон», работающий на водороде (!), коллеги уже «захватили» машины. Остались легкая серия, знакомая с прошлого года, и… мусоровоз TGM. Интересная машина – низкая кабина с удобным входом, мощный двигатель D20, автоматическая коробка, кондиционер, на панели монитор, показывающий, что творится сзади. Набор опций, присущий легковому автомобилю представительского класса. Завел двигатель. Его и не слышно – стоит где-то за спиной. Управление гидромеханической коробкой «Эллисон» выведено на поворотный переключатель – можно спутать с кругляшом печки. Пе-На заводе в Мюнхене с середины 30-х выпускали авиадвигатели БМВ. Купив его в 50-х, MAN спас земляков-баварцев от банкротства.ревожу селектор в «D», чуть добавляю оборотов – и MAN пошел. Разворачиваясь, поначалу боялся наехать передним колесом на бордюр – здесь сидишь, как за рулем автобуса, но выстриженный газон остался цел. Маршрут проходит по улицам маленького, засаженного цветами австрийского городка. Жители с удивлением оборачиваются на бесшумно проносящийся трехосный грузовик. Время неурочное – мусор здесь убирают рано утром. Наши мусоровозы выглядят иначе, как, впрочем, и улицы…168 За рулем 10/2006