172
173
174
175
ГРУЗОВИКИАВТОБУС MERCEDES-BENZ CITARO LE UМИКСТДЕКЕР«Ну, давай, мила-а-ай!!!» – педаль вжата до пола, но 18 тонн железа и свинцовой дроби разгоняются как-то нехотя. Не то, чтобы медленно, а скорее незаметно и без какого-либо напряжения – трехсотсильный мотор едва слышно бурчит где-то в двенадцати метрах сзади, мягко переключается автоматическая коробка. А стрелка спидометра все ползет и ползет вперед… «Слабая динамика» – безапелляционно припечатал коллега. Мне тоже так казалось, пока за руль не сел добродушный Герман Зехендер, поседевший на испытаниях автобусов. Тогда все стало на места: равномерный без дерготни разгон достаточно напорист, но комфортен для пассажиров, а поддерживать высокую и равномерную скорость помогают не столько лошадиные силы, сколько опыт и точный расчет водите-Ю рийН еч етов . Ф отоа вт ораТестовый автобус загружен до полной массы 18 т – на полу салона уложено шесть тонн дроби в десятикилограммовых мешках.172 За рулем 10/2006 АВТОБУС MERCEDES-BENZ CITARO LE UДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ MERCEDES-BENZ CITARO LE UОбщие данные Размеры, мм: длина ..........................................................12 040 ширина ..........................................................2550 высота ............................................................3318 база ..................................................................6035 Снаряженная масса, кг......................11 600 Полная масса, кг....................................18 000 Количество мест для сидения/всего ..........................................41/88 Максимальная скорость, км/ ..............100 Двигатель: ТД, Р6, 12,0 л, 220 кВт/299 л. с. при 2000 об/мин, 1250 Н.м при 1100 об/мин; расположен сзади продольно горизонтально Трансмиссия: заднеприводная, А6 с встроенным пятиступенчатым ретардером Ходовая часть: подвеска – пневматическая регулируемая, спереди – независимая, сзади – зависимая; тормоза – пневматические дисковые, ABS; шины 275/70R22,5 Цена: € 270 000.Заменить лампочку в фаре? Нет проблем, для удобства обслуживания все передние кузовные панели сделаны откидывающимися.У каждого пассажира отдельные светильник и дефлектор системы кондиционирования. Кнопка «STOP» включает зуммер у водителя.ля. В общем, дело было не в бобине… Новый автобус «МерседесБенц Цитаро LE U» предназначен для междугородных перевозок, о чем свидетельствует последняя буква в индексе (Uberland). Две другие расшифровываются как «низкий вход» (Low Entry), высота которого всего 320 мм. Ровно столько же у обычного городского «Цитаро», от которого, собственно, и взята вся передняя половина, включая средние двери. Низкий пол облегчает посадкувысадку для пожилых пассажиров, инвалидам на колясках предназначена специальная откидная рампа – альтруизм грамотно простимулирован государством, ее наличие дает налоговые льготы компании-владельцу. На средней площадке можно поставить и чемоданы, специальных багажных отсеков у этого ав-Полуавтоматическая касса – водитель нажимает на нужный рычажок, и соответствующая монета скатывается в лоток для сдачи.Руль регулируется вместе с передней панелью. Автоматической коробкой передач управляет не селектор, а клавиатура – вполне удобное решение. Под высоким полом задней части спрятаны три ресивера пневмосистемы и автономный обогреватель «Вебасто».Шестицилиндровый турбодизель ОМ 457 12 л/299 л.с. для компактности уложен на левый бок. Большие люки обеспечивают хороший доступ к мотору.За рулем 10/2006 173 ГРУЗОВИКИАВТОБУС MERCEDES-BENZ CITARO LE Uвой двери вполне можно обойтись. Из передней части сюда ведут две ступеньки, дальше пол поднимается наклонно, так что кресла стоят своеобразным амфитеатром. Справедливости ради отметим, что на самых задних местах шумновато на ходу. Чтобы обеспечить достаточную высоту потолка, а над проходом она составляет не менее 196 см, крыша сделана ступенчатой. Однако благодаря ее ровной боковой кромке и низкому остеклению, как у городской модели, двухуровневая планировка снаружи практически незаметна. Да и надстройка в корме выглядит вместилищем каких-то конструктивных «наворотов», подобно передней, где спрятана система кондиционирования. Поднимать вверх всю крышу от носа до хвоста не стали не только из соображений унификации или экономии веса. Потолок на трехметровой высоте рождал бы неприятное ощущение. Высокий пол в корме – не самоцель, а результат перехода на другую компоновку. Низкопольные автобусы заставляют применять сложные портальные мосты, компактные трансмиссии и подвески, выгораживать в хвосте салона громадный «стол», под которым спрятан мотор – все это удорожает и усложняет конструкцию, сокращает вместимость. Другое дело туристические «хайдекеры» (от High Decker – высокая палуба), которые позволяют легко разместить и обслуживать мотор, трансмиссию. Междугородный «Цитаро LE U» можно назвать «микстдекером», он сочетает в себе достоинства обоих – удобный низкий пол городского «Цитаро» и стандартные агрегаты туристического «Интегро». Впрочем, от добра добра не ищут, мотор здесь наиболее мощный «цитаровский» – рядная «шестерка» ОМ 457 12 л/299 л.с. с турбонаддувом и интеркулером. Двигатель лежит горизонтально на левом боку, но просторный отсек сделан с запасом и может вместить более крупные вертикальные или V-образные агрегаты. Впрыск мочевины (водного раствора карбамида), которую в Европе нарекли элегантным названием «Эд-Блю» (Ad-Blue – дословно, добавь голубого), обеспечивает выполнение экологических норм Евро IV. При этом расход «голубого», которое заливают в специальный 45-литровый бак, составляет 3–5% от расходатобуса нет. Тыльная сторона спинок кресел стала округлой, а ножки-кронштейны менее массивными – за эти элементы пассажиры не должны цепляться ногами. Задняя часть салона отведена для пассажиров дальнего следования, здесь располагаются надолго, а потому без третьей боко-Новый «Цитаро LE U» легче всего опознать по улыбчивой физиономии – уголки поворотников у него теперь приподняты, а у предшественника смотрят вниз. АВТОБУС MERCEDES-BENZ CITARO LE Uдизтоплива, а при увеличении до 5–7% можно уложиться ив жесткие перспективные Евро V. Шестиступенчатая автоматическая коробка передач ZF 6 HP 592 оборудована встроенным пятиступенчатым ретардером (гидронасосом-замедлителем). Он срабатывает и от рычажка на рулевой колонке, и при нажатии на педаль тормоза, что удобно при частых остановках. Само собой, есть антиблокировочная система, она обязательна уже ив России. Регулируемая пневмоподвеска может присесть или наклониться вправо на остановке, эта функция называется «книлинг» (Kneeling, дословно, коленопреклонение). Новый «Цитаро LE U», а вместе с ним и низкопольные городские «цитаро» получили независимую подвеску впереди, что способствует повышению точности управления, снижению уровня шума и вибраций. «А сейчас смертельный номер!!!» – нет, таких слов не произносили, хотя имели полное право. Видели в цирке или кино, как но-Благодаря низкой линии остекления автобус похож на городской «Цитаро», однако за средними дверями и пол, и крыша повышаются.сится мотоцикл по вертикальной стенке? А теперь представьте тот же трюк в исполнении… автобуса! Правда, не нашего длиннющего «Цитаро» с трехметровыми свесами, а чуть более короткого и высокого «Туриста». Рывок в сторону – и картинка в лобовом стекле ложится набок, словно в телевизоре. Здоровенный стеклян-ный ящик несется по кольцевой стенке со скоростью 110 км/ч, двукратная перегрузка вжимает пассажиров в кресла – и тут невозмутимый Герман снимает обе руки с руля и поднимает вверх, демонстрируя отличную устойчивость автобуса… Рывок на выходе – картинка в стекле принимает нормальное положение, но мозгиеще какое-то время взболтаны, словно ложкой. Говорите, так не бывает? На «мерседесовском» полигоне в Мангейме бывает и не такое. Жаль фотографировать нельзя, так что придется верить на слово… Автобус предоставлен компанией «ЕВОБУС РУССЛАНД».За рулем 10/2006 175