296
298
ТЕХНИКААЛЬТЕРНАТИВА БЕНЗИНУПЕЙ ВСЕ, ЧТО ГОРИТ!Андрей СидоровКак бы ни ограничивали аппетит автомобиля, сколько бы ни сажали его на диету, а общее потребление нефтепродуктов растет, и бензин только дорожает. И перспектива нефтяного топлива ясна – донышко «бочки» уже прощупывается. Производители автомобилей это знают и уже сегодня вовсю ищут альтернативу бензину. Узнать о последних достижениях в этой области помогла компания «Мишлен», уже в девятый раз собравшая под одной крышей всех, кто работает в этом направлении и готов показать свои новейшие разработки. Сегодня основных нефтезамещающих вариантов не так уж много: спирт и его смесь с бензином, природный газ, электричество и водород. Но всех их, за исключением, пожалуй, электричества, объединяет одно: они – горючее. То есть топливо для тепловых двигателей. А значит, принципиально они ничем не отличаются от дров, угля, соломы или, например, подсолнечного масла. И двигатели, егоКонтейнерная заправка сжатым газом занимает совсем немного места ив тесноте городов вполне может быть альтернативой бензиновым АЗС.сжигающие, по сути недалеко ушли от паровозов. Разве что коэффициент полезного действия стал выше, от 5–7 паровозных процентов поднялся к 30, и копоти поменьше. Достоинства и недостатки этих топлив известны. Спирт относительно дешев, и пока светит солнце ив листьях растений идет фотосинтез, проблем с производством «огненной воды» не предвидится. Недостаток – существенно меньшая, чем у нефтяного топлива, теплотворная способность и большая скрытая теплота парообразования: испаряясь, он остывает, что при холодном климате создает дополнительные проблемы для эксплуатации автомобиля. Зато спирт легко смешивается с бензином. Смеси с содержанием этанола до 20% можно использовать на любом бензиновом двигателе без переделок последнего. Если больше – нужны иные настройки систем зажигания и питания. Тем не менее только в США в прошлом году 30% бензина продавали в смеси с этанолом, что позволило сократить выброс 7,8 млн. тонн парниковых газов (в СО2 эквиваленте). А это примерно равно выхлопам 1,18 млн. автомобилей. Природный газ – идеальное топливо для котельной или кухонной плиты, но чтобы обеспечить автомобилю приемлемый запас хода, газ приходится сжимать до 200 атм и296 За рулем 10/2006 ТЕХНИКААЛЬТЕРНАТИВА БЕНЗИНУДвигатель этого автобуса работает на водороде, в выхлопе – только чистая вода.А может быть, стоит присмотреться к этому экологически чистому виду транспорта?Снижению энергопотребления способствует продуманная аэродинамика. Львиная доля мощности легкового автомобиля расходуется на преодоление аэродинамического сопротивления. «Энергосберегающие» формы кузова таким образом способствуют уменьшению нагрузки на окружающую среду.Бортовая электростанция вырабатывает электричество из возимого запаса водорода – выхлопа нет совсем.в таком виде хранить в баллонах. А это дополнительные вес и объем. Значит, при прочих равных условиях, на борту будет меньше полезного груза и места в багажнике. Водород, кроме того, сгорает без дыма и копоти – в выхлопе дистиллированная вода. Обладает огромной энергией, но, к сожалению, летуч и легок. Поэтому пока возимый запас его в легковушке ограничивается несколькими килограммами и, как следствие, – небольшой пробег. Электричество тоже давно пытается завоевать место под капотом. Главных направлений атаки на нефтепродукт – три. Первое, уже далеко не новое – аккумуляторные батареи. Пробег без подзарядки обычно около сотни километров, впечатляющая динамика, бесшумность и отсутствие выхлопа делают их весьма привлекательными для крупных городов.Только они – частичное решение проблемы. Аккумуляторы все еще очень тяжелы ив их пользу приходится жертвовать грузоподъемностью. Да и электричество нужно где-то брать – в домашней розетке оно тоже есть не чудесным образом. Большую часть его генерируют тепловые электростанции, а значит, горит тот же уголь, мазут, газ. Если подсчитать КПД цепочки, вряд ли получится заметный выигрыш. Второе направление – получение электричества на самом автомобиле. Наиболее близкий нам пример – вазовский АНТЕЛ – автомобиль на топливных элементах. Электрохимический генератор напрямую преобразует углеводородное топливо или водород в электричество, которым питаются тяговые электромоторы. Но пока топливные элементы очень дороги: дешевле купить самолет. Солнечные батареи – самый экологически чистый способ заставить машину ехать без бензина. Энергия бесплатна, но доступна только днем и преимущественно в южных широтах. А значит, не обойтись без аккумуляторных батарей и присущих им недостатков. К то-му же, чтобы наловить солнечных «зайцев» для одноместной машинки, площадь фотоэлементов должна быть около десятка квадратных метров. В современных городах солнца просто на всех не хватит. Пожалуй, наиболее реальны ближайшие перспективы у гибридных автомобилей. Небольшой ДВС их работает в основном в оптимальном установившемся режиме и крутит генератор, установленный между двигателем и коробкой передач. Тот в свою очередь заряжает буферную батарею, отдающую по мере необходимости ток тяговым электродвигателям. Для интенсивных разгонов используется суммарная мощность установки – электротяга от батарей и сам ДВС, для равномерного движения – электричество, а при торможении часть энергии через тот же генератор возвращается в батарею. Отсюда экономия топлива и уменьшение нагрузки на природу. И все же сколь ни изобретателен ум человека, а по совокупности эксплуатационных качеств лучше своих ног пока ничего нет, разве что чужие.298 За рулем 10/2006